Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

«Изменения просто колоссальные» В Москве проходит кардинальная реконструкция поликлиник. Что об этом говорят врачи?

Фото: Максим Мишин / Пресс-служба мэра и правительства города / АГН «Москва»

За последний год в Москве завершили реконструкцию более 30 поликлиник. Открываются и совершенно новые клиники — в процессе строительства находятся около 30, рассказал на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам при президенте России мэр Сергей Собянин. На открытии поликлиники в Конькове градоначальник отметил, что это самая кардинальная реконструкция первичного звена здравоохранения за всю историю Москвы. «Лента.ру» поговорила с главными врачами столичных клиник и узнала у них, что изменилось в работе амбулаторного звена и стало ли им легче работать.

Наталья Шиндряева, главный врач городской поликлиники № 2: «Мы уже забыли моменты, когда человек бегает по поликлинике с бумажками»

Как развивается амбулаторная помощь в Москве? Врачам и пациентам становится проще?

Шиндряева: Амбулаторная помощь у нас стремительно развивается, и, конечно, новый темп этому стремлению придала коронавирусная инфекция. Она подтолкнула к еще большей цифровизации. Первый вектор — это те инструменты, которые помогают врачам и пациентам быть в едином информационном пространстве. Например, электронная медицинская карта. Она крайне удобна как для пациентов, так и для врачей. Пациент может видеть те исследования и консультации, которые он проходил, на мобильном телефоне, в прямом доступе, прямо под рукой. И эти данные он может показать при любой консультации.

Второй вектор — это, конечно же, те мероприятия, которые связаны с капитальным ремонтом. Его не проводили уже очень-очень давно, а мы все знаем, как выглядят обычные поликлиники. И то, какие поликлиники мы сейчас получаем после капитального ремонта, просто восхищает. Когда мы получили отремонтированный филиал городской поликлиники №2, то обсуждали друг с другом, что хоть и видели красивые картинки из буклетов, как все будет выглядеть, но никак не думали, что оно в действительности так и будет.

Поликлиника после капремонта — это светлое просторное помещение, это новое оборудование, это удобные зоны ожидания и удобство для пациентов и для врачей. Все это создает у пациентов позитивный настрой, несмотря на то что они приходят с проблемами. Это является еще одним аспектом помощи обращающимся в поликлиники людям

Также в новых поликлиниках созданы условия для того, чтобы пациенту максимально удобно было ориентироваться в здании. Это и понятная навигация, и зонирование. Наиболее посещаемые кабинеты — на первом этаже. Это дежурный врач, сдача анализов, аптечный пункт. Затем, на втором этаже, у нас размещены только врачи-терапевты. Кабинеты врачей-специалистов совмещены с инструментальными и компетентными кабинетами исследований. Это все удобно и рационально как для врачей, так и пациентов.

И, конечно, сейчас у нас предусмотрена замена высокотехнологичного оборудования в рамках жизненного цикла — МРТ, КТ, маммографы, — которые будут давать качественные снимки. А качественный снимок — это подспорье для врача, на основании которого он может поставить более точный диагноз. Точные диагнозы — это именно то, что хочет пациент. То есть тут речь идет о ранней диагностике, а ранняя диагностика означает стопроцентное излечение, например, для онкологических пациентов.

Что было сделано конкретно в вашей поликлинике?

Капитальный ремонт второго филиала и полностью новое оборудование, замена высокотехнологичного оборудования, электронная медицинская карта, единый рентгенологический сервис, чат-боты, система поддержки врачебных решений.

Самое известное направление — новый московский стандарт поликлиник. Расскажите про вашу поликлинику. Как отреагировали на его внедрение врачи и пациенты?

Самые полюбившиеся нововведения — это, как я уже сказала, размещение на первом этаже наиболее часто посещаемых кабинетов, зонирование, а также появление буфета в новой поликлинике, закупка нового оборудования экспертного класса в новом здании.

Для врачей также созданы зоны комфортного отдыха и комнаты приема пищи, функциональные кабинеты и рабочие места. Они оборудованы такими эргономичными столами, где под рукой и зарядка для телефона, и канцтовары, и необходимые медицинские инструменты. Например, у нас появились специальные рулоны для одноразовых пеленок, которые мы всегда подстилаем, когда пациент укладывается на кушетку. Теперь пеленку не нужно раскладывать, она легко фиксируется к одному из краев кушетки и достается одним движением руки. Вроде бы это мелочь, но такие мелочи существенно влияют на время приема врача. А вообще из таких мелочей и складывается качество нашей работы.

Врачи очень положительно восприняли такие нововведения. Все новое, светлое, красивое, удобное. Даже освещение другое, и оно по-другому влияет на эмоции.

Какие современные технологии внедряются?

Самая распространенная у нас технология — это электронная медицинская карта. Это тот материал, который видят и пациенты, и врачи. Благодаря этой технологии мы уже забыли моменты, когда человек бегает по поликлинике с бумажками и ищет свои анализы.

Также у нас появилась система поддержки врачебных решений. Например, пришел пациент с гипертонией. У нас есть особые критерии для таких пациентов. Им нужно обязательно посетить офтальмолога, потому что то, что у нас на глазном дне, является показателем степени гипертонической болезни. И доктор в конце смены может просто забыть, что пациента нужно отправить к офтальмологу. А в системе поддержки врачебных решений он, вбивая диагноз пациента в компьютер, получает список необходимых консультаций и анализов для конкретного человека.

Это помогает исключить человеческий фактор и одним кликом назначить и консультацию, и все необходимые анализы

Недавно была новость о том, что в поликлиниках приступили к работе администраторы из МФЦ. У вас тоже?

Мы с сотрудниками МФЦ работаем уже давно. Они нам помогают и на вакцинации, и в павильонах здоровья. Я считаю удачной такую коллаборацию двух департаментов. Сотрудники МФЦ обеспечивают большую информированность наших пациентов. Они умеют это делать, а мы у них учимся. Они помогают нашим пациентам ориентироваться быстрее и в самом здании поликлиники, и помогают с записью. И пациенты, и мы очень высоко ценим эту помощь. Это большое подспорье от наших коллег.

Андрей Тяжельников, главный врач Консультативно-диагностической поликлиники №121: «Часто кажется, что так было всегда»

Есть ли разница между московскими поликлиниками сейчас и десять лет назад?

Тяжельников: Сказать, что есть разница, это вообще ничего не сказать. На самом деле изменения, произошедшие в поликлиниках, просто колоссальные. Надо начать с того, что десять лет назад просто невозможно было представить того количества оборудования, которым сейчас оснащены наши поликлиники. В каждом амбулаторно-поликлиническом учреждении есть компьютерный и магнитно-резонансный томографы и ультразвуковое оборудование экспертного класса, чего десять лет назад, конечно же, не было.

Кроме этого, десять лет назад появилась единая информационно-аналитическая система. Это такой электронный сервис, который объединяет все поликлиники Москвы. Сейчас в него загружены и стационарные организации. Также за эти годы появилось и множество других сервисов, которыми мы пользуемся каждый день. Это, в первую очередь, электронная медицинская карта, которая позволяет видеть данные обо всех консультациях пациента в любой медицинской организации, где бы он их ни проходил.

В последние годы эти медицинские сервисы еще совершенствуются. Появляются новые возможности, связанные с системой поддержки и принятия врачебных решений. Появляются и возможности, которые позволяют нам пользоваться такими сервисами, как электронный листок нетрудоспособности, электронный рецепт.

Ну а самое главное — это, конечно же, та реконструкция, которая реализуется в последние годы. Сейчас отремонтированные здания поликлиник — совершенно уникальные, современные пространства, которые отвечают всем последним требованиям и тенденциям.

И это, в общем-то, вполне сопоставимо с лучшими мировыми медицинскими организациями

Заметно ли изменилась ваша работа?

Естественно! Все, что я перечислил, меняет и нашу работу, и то, как мы ее организовываем. Мы сейчас принимаем пациентов во взаимодействии с электронными системами, у нас существует электронная система управления потоками пациентов — электронная очередь.

Кроме этого, мы постепенно отказываемся от бумажных носителей, и очень много документов уже переведено в цифровой формат. Это тоже дает нам определенные перспективы и позволяет совершенствовать нашу деятельность.

Стало легче?

Безусловно. Многие процессы автоматизируются, и у нас уже нет множества вещей, которые существовали многие годы. При этом часто кажется, что так было всегда.

Смотрите, на первичном приеме в ответ на введение жалоб система автоматически подсказывает тебе наиболее вероятные группы диагнозов, которые могли бы быть у пациентов. И это, конечно, позволяет улучшать нашу работу.

Кроме того, вся система компьютерных и магнитно-резонансных томографов замкнута в так называемый единый радиологический информационный сервис, который позволяет использовать искусственный интеллект для корректировки и постановки диагнозов и получать второе мнение при необходимости.

Что еще нужно сделать для развития амбулаторной службы?

Всегда есть куда расти и совершенствоваться. Существует целый ряд не только организационных, но и медицинских вопросов, которые можно улучшать. В частности, для нас был организован кадровый центр, где наши специалисты могут проходить повышение квалификации и периодическую аккредитацию. Кроме этого, сейчас идет дооснащение и переоснащение современным оборудованием. И это тоже для нас очень важно, потому что у того оборудования, которое пришло десять лет назад в поликлиники, постепенно заканчивается срок эксплуатации.

Дальнейшая реконструкция зданий поликлиники также необходима. И она реализуется сейчас. Множество поликлиник капитально ремонтируют, чтобы они встретили пациентов в совершенно новых стенах

Плюс постоянно ведется работа над все новыми и новыми цифровыми медицинскими сервисами. Дело в том, что единая медицинская информационно-аналитическая система и вообще вся цифровая платформа здравоохранения — это постоянно совершенствующийся инструмент. В нем постоянно появляются новые блоки и новые возможности. И этот процесс очень динамичный.

Ваши пациенты замечают изменения?

В большинстве случаев, конечно же, люди очень хорошо и позитивно относятся к происходящим переменам. Более того, очень многие уже и не помнят, как было до этого. То есть настолько плотно цифровые помощники вошли в нашу жизнь, что люди даже старшего возраста уже просто не представляют, как это возможно было — записаться к врачу без электронных сервисов.

Все, в том числе и сами врачи, очень быстро адаптируются. То, как наши сотрудники работают в пандемию, показывает, что люди очень быстро приспосабливаются и понимают, как работать в любых условиях. Все, что реализуется в учреждениях — начиная с цифровизации и ремонта и заканчивая формой для персонала, — позволяет более эффективно и качественно работать, а также создает более комфортные условия как для врачей, так и для пациентов.

А все, что связано с электронными рецептами, существенно облегчает жизнь многих москвичей. Все, что в наших учреждениях делается, делается в первую очередь для пациентов.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше
Lenta.ru разыгрывает iPhone 15