Культура
00:02, 4 декабря 2021

Бесславная охота. В прокат вышло продолжение «Охотников за привидениями». Почему это полный провал?

Кадр: фильм «Охотники за привидениями: Наследники»

В прокат вышли «Охотники за привидениями: Наследники» Джейсона Райтмана, переосмысляющая легендарную франшизу с помощью современных спецэффектов и школьников в главных ролях. «Лента.ру» рассказывает, чем обернулась новая попытка погони за призраками голливудского кино восьмидесятых.

Мать-одиночка Келли (Кэрри Кун) живет в Нью-Йорке с детьми Тревором (Финн Вулфхард) и Фиби (Маккенна Грейс). Ну, то есть как живет — скорее едва сводит концы с концами. Когда денег перестает хватать даже на оплату квартиры, семейство грузит пожитки в автомобиль и отправляется в Оклахому, на ферму, оставшуюся в наследство после смерти отца Келли, давным-давно отдалившегося от родных и при жизни имевшего репутацию сумасшедшего. Репутация эта находит подтверждение уже при приближении к новому жилищу — заборы и стены исписаны апокалиптическими посланиями. В городке Саммервиль старика звали не иначе как Грязный Фермер (а его место жительства, соответственно, Грязной Фермой). Но делать нечего: Фиби отправляется в местную школу, где знакомится со странноватым, но милым учителем (Пол Радд), который вместо уроков показывает детям «Куджо». Тревор устраивается в закусочную и пытается подкатить к бойкой чернокожей коллеге.

В свободное время Фиби исследует ферму, обнаруживая все новые странные устройства и старую машину с эмблемой перечеркнутого белого призрака. Зрители к тому моменту, впрочем, уже и так понимают, что отец Келли — доктор Игон Спенглер из команды охотников за привидениями. Его бегство в сельскую глушь было не следствием безумия, а попыткой предотвратить новое пришествие адских тварей, кое-как упрятанных в преисподнюю почти сорок лет назад. Разумеется, через некоторое время в кадре появятся и твари, и коллеги Спенглера по охоте на них.

Работа над третьим (на тот момент) фильмом франшизы «Охотники за привидениями» началась сразу после весьма умеренного успеха второго фильма. Первый вариант сценария Дэн Экройд написал, когда главные герои «Наследников» еще не родились — в начале девяностых. Идея была в том, чтобы отправить героев в альтернативный Нью-Йорк, будто бы провалившийся в ад. Главным злодеем фильма должен был стать, разумеется, сам дьявол. Смелая идея была принята студией, но Билл Мюррей наотрез отказался вернуться к роли доктора Венкмана: мол, он и к сиквелу отнесся с прохладцей, а теперь-то уж точно отказывается во всем этом участвовать. Экройд не оставлял попыток запустить проект, бесконечно переписывал сценарий и добился определенных успехов. В частности, настоящей третьей частью он во многом считает вышедшую в 2009-м видеоигру Ghostbusters: The Videogame. Там, кстати, была впервые реализована идея о передаче эстафеты охраны паранормального порядка подрастающему поколению.

Не останавливалась и работа над фильмом. Один из драфтов написал Итан Коэн, на роли претендовали Бен Стиллер и Крис Рок. Постепенно вернуться к режиссерским обязанностям согласился и Айвен Райтман. Было это в 2012-м, но через два года умер Харольд Рэмис — не только исполнитель роли Игона Спенглера, но и сердце франшизы, единственный, в конце концов, актер, работавший не только над кино, но и над мультфильмами о вселенной «Охотников». Сценарий снова сели переписывать, и на этот раз уже, видимо, было решено перестраховаться, не делая основную ставку на артистов, готовых разменять восьмой десяток. Именно поэтому «Наследники» начинаются с пролога, в котором Спенглер (лица которого мы не видим) бежит в оклахомскую глушь. Впрочем, пять лет назад «Охотникам» попытались силами Пола Фига сменить пол, но сборная комикесс доверия не оправдала и так провалилась в прокате, что фильм 2016 года лучше лишний раз не вспоминать.

Новые «Охотники», в принципе, сразу подкупают прямым сообщением между использованными образами и задачами, стоявшими перед реаниматорами франшизы. В Нью-Йорке снимать нынче совсем дорого, да и после 11 сентября город, показанный в первых двух фильмах, в известном смысле перестал существовать. Так же, как и герои, режиссер Джейсон Райтман радикально меняет обстановку, пытаясь при этом на новом месте чувствовать себя как дома. Для создания искомого комфорта с экрана несколько хаотично валятся остатки былой роскоши, будто бы второпях рассованные по коробкам при переезде. Вот переоборудованная еще в восьмидесятых машина скорой помощи. Вот протонные ранцы, из которых можно так эффективно палить по призракам. Вот и сами эти призраки — включая Лизуна и целую банду Зефирных человечков. Наконец, сама коллизия «Наследников» напрямую отсылает к самым первым «Охотникам» и включает возвращение на экраны полюбившихся адских тварей, оглашающих окрестности рыком «Зуул!».

У юных дарований, в сущности, та же самая проблема, что была у героинь фильма пятилетней давности. Трио Рэмиса, Мюррея и Экройда переоделось в комбинезоны охотников за привидениями, пройдя проверку многолетней совместной работой в National Lampoon и SNL. Они были не просто друзьями, а сплоченным творческим коллективом, бесшабашность которого была продиктована не сценарием, а человеческими отношениями. Новая команда выглядит на этом фоне примерно так же, как ряженые подростки из «Очень странных дел» (даром что Вулфхард оттуда прямиком и прибыл). По этой причине весь фильм смотрится в меру удачным проектом Netflix, который сам по себе имеет право на существование, но смотреть его в кинотеатре (и уж тем более в IMAX) довольно странно.

Усиливается этот эффект в последние пятнадцать минут фильма, когда в кадр наконец входят постаревшие, но не утратившие обаяния оригинальные охотники (включая оживленного на компьютере Рэмиса). Финал «Наследников», пожалуй, стоит увидеть в кино всем поклонникам исходной дилогии. В эти несколько минут у фильма выравниваются дыхание и осанка, а глупость происходящего совершенно перестает раздражать. Другое дело, что на титрах не избежать горечи за то, что ради нескольких минут пришлось выдержать два часа очень среднего молодежного кино. Не спасает даже появляющаяся в сцене после титров Сигурни Уивер, хотя обычно даже кратковременное явление этой актрисы может оправдать более-менее любую сомнительную затею.

Фильм «Охотники за привидениями: Наследники» (Ghostbusters: Afterlife) вышел в российский прокат

Ярослав Забалуев

< Назад в рубрику