Вводная картинка

Театр воспитания. Как реализуется проект «Школьная классика»

Культура

У очень многих выдающихся театральных деятелей современности первые творческие успехи случились на подмостках школьной сцены. Но и те, кто в студии занимался, но артистом не стал, как правило, вспоминают школьный театр с удовольствием, отмечая, что полученные там умения и навыки очень пригодились в дальнейшей жизни. Задача федерального проекта «Школьная классика» — развитие в стране школьных театров. Это совместный проект Российского движения школьников (РДШ) и Театрального института имени Щукина, реализуемый с марта этого года при поддержке министерства просвещения России. А в октябре организаторы объявили о старте второго сезона. О текущем состоянии проекта, его перспективах и наградах для победителей — на «Ленте.ру».

Для мечтающих о сцене

Проект изначально создавался специально для мечтающих о театральном кружке в своей школе, но не знающих, как его создать. А также для тех, кто уже руководит школьной театральной студией или занимается в ней и хочет выйти на новый уровень, выступать на большой сцене. Для мечтающих поработать с известными театральными деятелями и ближе узнать профессии из театральной сферы.

Принять участие в проекте могут школьные коллективы до 15 человек в возрасте от 12 до 17 лет под руководством взрослого на двух уровнях сложности. «Базовый» уровень дает возможность создать школьный театр с нуля под ключ, а «продвинутый» — помогает уже действующим школьным театральным коллективам интегрироваться в творческое профессиональное сообщество и поучаствовать в конкурсе, главным призом которого станет выступление на итоговом мероприятии.

В первом, пилотном сезоне проекта в течение нескольких месяцев свои работы представили более ста школьных театров со всей России. А 130 подростков, представляющих семь театральных коллективов из Курской, Самарской, Тульской, Тамбовской областей, Республики Татарстан и Москвы, прошли отбор и поучаствовали в итоговом спектакле-фантазии «Чудное мгновенье», созданном как зарисовки из пушкинских произведений.

Спектакль был показан накануне Международного дня русского языка и 222-летия со дня рождения Александра Пушкина в Псковской области на открытой сцене музея-заповедника «Михайловское».

Но, кончено, главная награда для финалистов — это то, что с 20 ноября этого года по 27 марта следующего года в школах победителей проекта будут созданы театральные студии под наставничеством экспертов Театрального института имени Щукина.

Театры есть в каждой пятой школе страны

Выступая на пресс-конференции, посвященной старту второго сезона проекта, исполнительный директор РДШ Ирина Плещева сообщила, что первый сезон «Школьной классики» был настолько интересным и успешным «с точки зрения увлечения школьников и педагогов, что государство во всех его проявлениях — от законодательной до исполнительной власти — поддержало эту историю».

А по словам директора департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Министерства просвещения России Наталии Наумовой, на сегодняшний день семь тысяч школ заявили, что в их инфраструктуре существуют школьные театры, то есть каждая пятая школа имеет такое объединение.

Поэтому главная задача на сегодняшний день, по ее мнению, — «за счет инструментов госполитики, новых проектов, программ повышения квалификации, которые сегодня разрабатывает театральный институт имени Бориса Щукина, поддерживать педагогов-инициаторов, помогать через инструменты национального проекта образования создавать материально-техническую базу школ, чтобы это было по-настоящему серьезно».

Проект второго сезона продлится с 21 сентября 2021 года по 6 июня 2022 года. А его итоговым событием станет проведение всероссийской театральной лаборатории школьных театров в рамках Дней пушкинской поэзии.

Недавно организаторы проекта запустили интерактивный павильон «Школьная классика» на территории «Артека» в рамках финала «Большая перемена» по нацпроекту «Образование». Посетители поучаствовали в интерактивах и мастер-классах от преподавателей института и посмотрели спектакли школьного «Театра юных москвичей», финалиста первого сезона.

Масштаб работ

У нового сезона уже более амбициозные задачи. Кроме организации и проведения конкурсной отборочной программы в российских регионах запланированы создание и экспертное сопровождение 30 школьных театральных объединений в разных регионах страны, разработка программ по организации занятий театральной деятельностью для всех возрастных групп школьников — с первого по одиннадцатый класс.

Будут также создаваться печатные и мультимедийные методические пособия для организации занятий театральной деятельностью в общеобразовательном учреждении по направлениям: школьный театр, сценическая речь, актерское мастерство, сценическое движение.

В рамках проекта «Школьной классики» уже разрабатывается программа повышения квалификации в области театрального образования для педагогов общеобразовательных учреждений, которая будет реализовываться в новом сезоне.

Запланированы как организация, так и проведение трех всероссийских школьных театральных событий: «Новогоднего мюзикла», «Всемирного дня театра» и Дней Пушкинской поэзии.

Еще один очень важный результат проекта — началась разработка программы развития российских школьных театров до 2024 года, которая должна помочь создать условия для профессионального и личностного роста педагогов и нравственного развития школьников.

В рамках проекта «Культура для школьников», реализуемого Минкультуры России, «Лента.ру» совместно с министерством проводит конкурс «Культурная карта России», заходите в наш Instagram и участвуйте.