Вводная картинка

Взгляд снизу: какие темы волнуют молодое поколение киноделов в России

Моя страна
Марина Аброшина

Марина Аброшина

Марина Аброшина,
креативный продюсер, эксперт в сфере киноиндустрии, автор короткометражной киноленты о проблеме СДВГ в России, окончила НИУ ВШЭ по специальности «Медиакоммуникации»

Большинству из нас родители старались привить правильные ценности — проявлять уважение к старшему поколению, почитать традиции, знать историю своей страны и дорожить культурным наследием. Мы слушали их и с пониманием кивали, пытались соответствовать их идеалам, читать историю, внимательно относиться к взрослым.

Однако мир меняется, и с каждым днем становится все понятнее, что учиться необходимо не только у тех, кто обладает увесистым багажом опыта за спиной, но и у молодого поколения, представители которого имеют свежий, другой взгляд на вечные проблемы. Именно по их работам и интересам можно судить о том, что происходит в культурном сообществе страны и какое будущее ее ждет. «Хотя мир в целом двигается вперед, молодежи приходится всякий раз начинать сначала», — писал немецкий философ Иоганн Гете и был совершенно прав.

Так какие темы сегодня волнуют российскую молодежь и как помочь им быть услышанными? Давайте попробуем ответить на эти вопросы, взглянув на картины юных отечественных кинорежиссеров.

Безусловно, одной из самых ярких тенденций не только в кино, но и во всем мире в целом является переход от оффлайна к онлайну. Теперь для просмотра премьер необязательно заранее бронировать билеты, подбирать наряд и искать сопровождающего — достаточно приобрести подписку на популярной онлайн-платформе и дождаться уведомления о выходе нового шедевра любимого режиссера.

Переход этот коснулся всех сфер — офисные работники теперь участвуют в планерках по Zoom, не вставая из-за обеденного стола, а для новых знакомств не нужно идти в бар или кафе, достаточно скачать на телефон приложение. Тема всеобщего помешательства на интернете волнует и молодых российских киноделов. Так, Григорий Добрыгин, известный по фильмам «Самый опасный человек» и «Территория», снял в 2019 году нашумевший «Sheena667».

Картина повествует о паре, Оле и Вадиме, которые живут в промышленном городке России. Их жизнь кажется совершенством — общие планы и радости, простой и понятный быт, романтика российской глубинки. Однако внезапно в повседневность возлюбленных врывается интернет. Если быть точнее — вебкам. Вадим влюбляется в американку-вебкамщицу Sheena667 и решает изменить свою жизнь. Но так ли все поверхностно, как кажется на первый взгляд? Конечно, нет.

Вадим, как и большинство людей, внутренне задавленных окружением и обстоятельствами, таким образом бежит от реальности. Режиссер тонко намекает зрителю, что такая сублимация может случиться с каждым — с помощью правильно расставленных акцентов и удивительно правдивой актерской игры он ведет с аудиторией очень деликатный диалог о подобного рода защитных механизмах. Каждый может потерять себя, может закрыться от настоящего мира и придаться своеобразному эскапизму.

Добрыгин демонстрирует не только поверхностную идею о пагубном влиянии интернета, но также пытается показать зрителю, что важно разговаривать с близкими о проблемах, которые нас волнуют, иначе можно утратить собственное я

Тематика вебкама популярна и у других молодых отечественных режиссеров. Она также присутствует в фильме «Китобой» Филиппа Юрьева, где молодой человек увлекается «танцующий девушкой в интернете». Другой пример замечен в сериале «Happy-end» Евгения Сангаджиева — главная героиня пытается заработать денег и единственный быстрый вариант она обнаруживает в вебкаме. Большинство этих историй объединяет одно — ничем хорошим это не заканчивается и персонажам приходится сталкиваться с последствиями своего выбора.

Но пресловутая интернет-проблематика не единственный вопрос, которым озадачены молодые пытливые умы. Так, ученик Александра Сокурова, Кантемир Балагов, который считается одним из самых перспективных российских режиссеров, прославился благодаря фильму «Дылда», взявшему приз на Каннском кинофестивале.

Рассуждать о военной теме он начал еще в предыдущих своих работах, например, «Тесноте» — картине о прошлом, тесно переплетающемся с настоящим, о войне, которая навсегда остается с нами. «Дылда» является логическим продолжением первого полнометражного фильма Балагова и доказывает интерес юного режиссера к серьезным топикам.

Картина описывает послевоенный период. По сюжету, встречаются двое подруг, каждая из них как могла прошла этот страшный путь, обе катастрофически пострадали от ужасных событий. Но главное — война пришлась на их юность, на период цветения, беззаботности и бесконечных надежд, а потому напрочь лишила их всего вышеперечисленного. Режиссер показывает травмированных людей, пытающихся осознать себя и свою жизнь. Но особенно удачной в этом фильме получилась игра на контрастах — относительная свобода, воцарившаяся в стране после войны, не освобождает героинь от жизненных рамок и обстоятельств, в которых им приходится существовать.

Фильмы о войне снимают в России достаточно часто — и в знак памяти, и в знак уважения. Однако «Дылда» сильно отличается от них тем, что Балагов не демонстрирует военных сцен и жестоких кадров с обилием насилия, крови, а на примере историй двух простых девушек показывает последствия. В этот раз Кантемиру захотелось поговорить о подвигах иных. Как после всего пережитого вернуться к жизни? Как найти новые смыслы? Как пережить ужасы войны, оставшиеся в голове?

Подобные проблемы поднимает и Иван Твердовский в своем фильме «Конференция», картине о Наталье и ее окружении, переживших теракт в «Норд-Осте» на Дубровке. В киноленте не показан теракт и события, происходившие в те несколько дней. Здесь, опять же, зрителя знакомят только с последствиями. Но этих историй достаточно, чтобы осознать масштаб бедствия.

Иван Твердовский стал первым режиссером, решившим снять фильм на такую сложную для всей страны тему. Ему удалось избежать ненужных контекстов и сосредоточиться на персонажах и раскрытии их характеров. Режиссер смог не просто посмотреть на факты и детали, но также увидеть и передать контекст обстоятельств — поговорить с публикой на языке ощущений.

В 2021 году прогремела картина «Герда», ставшая второй полнометражной работой актрисы и сценаристки Натальи Кудряшовой. Главная героиня фильма — провинциальная девушка Лера, которая в дневное время занимается учебой, а по ночам танцует в стрип-клубе под псевдонимом Герда. Кажется, что юная танцовщица существует в очень удручающем мире, без надежды на светлое будущее: с больной матерью, продажными женщинами, развратными мужчинами, зависимой молодежью.

Однако в жизни Леры есть и другая реальность, параллельная, существующая в ее снах. Каждую ночь, касаясь головой подушки, Лера отправляется в большое путешествие, оставив позади всю печаль и знаменитую русскую «хтонь» (в классическом понимании описание нечисти, божеств подземного царства, но в современном русском сленге используется для обозначения мрачных российских реалий — прим. «Ленты.ру»). Здесь снова присутствует тема эскапизма. Таким образом Кудряшова показывает, что каждый человек, в какой бы реальности он ни существовал, способен мечтать, стремиться к чему-то возвышенному, каждый человек заслуживает лучшей жизни. Именно этим «Герда» по-настоящему сильна. У нее есть надежда.

Время не стоит на месте — меняются поколения, меняются взгляды и тематики произведений искусства. Но, как мы видим, что-то остается вечным — например, разговоры о войне, любви, душевных терзаниях и попытках выбраться из установленных рамок. Молодые российские режиссеры умело рассуждают о том, что всегда волновало общество, и не забывают исследовать что-то новое, взглянуть на это самое вечное через призму современного. Приятно видеть, что в России подрастает поколение думающее, рефлексирующее и готовое снимать взрослые работы о серьезных вещах.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Лента.ру на рабочем столе для быстрого доступа