Вводная картинка

Вечный стыд. Оксимирон выпустил «Смутное время», первую за шесть лет пластинку. Почему о нем все говорят?

Культура

Оксимирон вернулся — один из самых ярких представителей российской рэп-сцены 2010-х неожиданно выпустил серию клипов. Хип-хоп-артист обставил свое возвращение, зайдя с козырей, — выложил дисс на своего обидчика Рому Жигана, шантажировавшего Мирона видеозаписью с унижениями. Релиз стал чуть ли не главным культурным событием начала ноября — об Оксимироне буквально загудела вся страна. Менее чем через две недели рэпер выложил, наконец, «Смутное время» — пластинка оказалась, правда, не третьим студийным альбомом, а третьим микстейпом. О том, каким он получился, почему все говорят об Оксимироне, как он пришел к популярности, при чем тут баттл-рэп и чего ждать от него дальше, — в материале «Ленты.ру».

Мутное время

Пластинка явно стала не тем, чего от Федорова ожидали фанаты — на «miXXXtape III: Смутное Время» можно услышать лишь два новых трека, открывающую микстейп песню «Мох» и закрывающее его «Колесо», а также выпущенные ранее в виде клипов «Цунами» и «Организацию». Десятиминутная композиция «Кто убил Марка?» в релиз по каким-то причинам не попала. Зато в него вошли куплеты Мирона с композиций других артистов, в том числе ЛСП, Порчи, Локимина, Ка тета, Джино, Thomas Mraz, 25/17 и группы «Би-2», его раунды с 17-го независимого онлайн-баттла Hip-Hop.ru, парты из сайферов Booking Machine и проекта «Версуса» «Война стилей», а также его стих-монолог о том, «что такое империя», записанный для рекламы Reebok. В целом, даже для «хардкорных болельщиков» Мирона релиз представляет сомнительное удовольствие — в основном это обрывки песен, которые все уже слышали, и полные версии которых, к тому же, доступны в сети.

Сам Мирон такой ход объяснил в завершающем микстейп 36-м треке «Колесо»:

Нарисую сценку наглядно:
Демка так-то яд, но ****** цензор,
Цепкий, как пиявка, внутренний
Все кидал в помойное ведро,
Но теперь харэ, пой, мое нутро

Оксимирон
трек «Колесо»

Высказался артист и о своей привычке писать только про себя, зачитав в треке про «испанский стыд у всех от того, насколько он страдать привык»; подчеркнув этой композицией, по-видимому, что со своего творческого пути сходить не намерен.

Что ж, Окси всегда читает только про Окси — и для того, чтобы понять контекст микстейпа, в который вошли треки Мирона с 2014-го по 2021 год, без изучения истории самого рэпера не обойтись. Благо в истории этой уйма интересного.

Дегенеративное искусство

Мирон Федоров родился в январе 1985 года в Ленинграде в еврейской семье; когда ему было девять лет, Федоровы эмигрировали в Германию, где Мирон начал сочинять рэп, сперва на немецком, а затем и на русском языке. В 2000-м его семья перебралась в Великобританию, там Федоров поступил и окончил Оксфордский университет по специализации «Средневековая английская литература». По словам Мирона в интервью порталу Keep It Real, до конца учебы его преследовало чувство неполноценности — среди выпускников элитных британских школ он вел себя «как неотесанный крестьянин». После выпуска он не мог найти хорошо оплачиваемую работу, жил очень скромно и вплотную занялся музыкой.

В 2011-м он рассказывал о своей жизни в лондонском гетто в районе Кеннинг Таун «Московскому комсомольцу»: «Занимаюсь музыкой, постоянной работы нет, и жить в Лондоне я могу позволить себе только в подобном месте. Снимаю комнату, которую отвоевал у нигерийцев, сделал в ней ремонт. В принципе, весь дом русский, кроме нигерийской парикмахерской на первом этаже, которая принадлежит как раз хозяину. Место вполне типичное для тех районов, где происходили беспорядки».

Музыкальная карьера Оксимирона начала раскручиваться в конце 2000-х. Тогда же рэпер познакомился с жившим в Германии хип-хоп-исполнителем Шокком (Schokk, Дмитрий Хинтер, также известен как Дима Бамберг) — вместе с ним Мирон отправился на первые гастроли и организовал объединение Vagabund. Малоизвестные и голодные, Оксимирон и Шокк не стеснялись диссить и высмеивать российских хип-хоп-артистов в песнях. Одной из их целей стал рэпер Рома Жиган (Роман Чумаков) — в начале 2010-го Шокк посвятил ему целый дисс Get Da Fuck Up, в котором раскритиковал как музыку, так убеждения и стиль Жигана («Ты не больше рэпер, Рома, чем безрукий диджей»), а чуть позже вместе с Мироном выпустил трек «Дегенеративное искусство», в котором последний (впрочем, весьма аккуратно) ответил на строчку Жигана из песни «Я против» («...СПИДа, наркотиков и пидорасов»): «Мы с вашим партийным курсом не согласны, // Лучше быть за СПИД, наркотики и педерастов!» Помимо этого, рэперы, по словам Бамберга, критиковали Жигана в соцсетях после скандального инцидента с ним в отеле Самары.

Рома Жиган воспринял подобные наезды близко к сердцу — настолько, что не стал отвечать европейским рэперам в диссах, а просто устроил на них разбойное нападение. В октябре он с сообщниками ворвался в московскую квартиру, которую Шокк и Оксимирон сняли в рамках тура по СНГ (у Федорова тогда уже вышел первый студийный альбом «Вечный жид»). Вот как Бамберг описывал инцидент в интервью YouTube-каналу Эдуарда Германского:

Приехал тип, мы его впустили, думали, что это орг (организатор концерта — прим. «Ленты.ру»). Он пошел в туалет, вышел оттуда с пушкой. Держит нас под пушкой, я рыпаюсь к шкафчику, где кухонный набор, он направляет пушку на девушку (Бамберга — прим. «Ленты.ру») и стреляет в окно: «На диван, *****!» Открывает дверь, забегает еще восемь, десять человек, все в масках

Шокк

Злоумышленники во главе с Жиганом поставили рэперов на колени и заставили извиняться. Сам Жиган раздавал артистам пощечины, все происходящее записывалось на видео. Позже он предъявил Федорову и Бамбергу ультиматум — если они принесут публичные извинения со сцены, то видео в сеть не сольют. Мирон согласился на условия, однако Шокк на ближайшем же концерте рассказал о произошедшем и заявил, что «**** матерей» нападавших. После этого Бамберг улетел в Германию, а Федоров в одиночку записал извинения перед Жиганом в Санкт-Петербурге напротив Эрмитажа. На этом пути европейских рэперов разошлись, а Vagabund распался.

Хомяк в бульбуляторе

В 2012-м Оксимирон переехал в Россию, в итоге осев в Санкт-Петербурге. После выхода дебютного «Вечного жида», в котором рэпер читал о жизни в лондонском гетто, Vagabund, мама****** [сексе с чужими матерями] и хомяке в бульбуляторе (на нем же Мирон, к слову, выпустил едва ли не первые грайм-композиции на русском языке, «Восточный Мордор» и Russky Cockney), Федоров несколько лет не записывал альбомов, только микстейпы — весной 2012-го вышел miXXXtape I с треками, созданными еще в Великобритании, а год спустя — «miXXXtape II: Долгий путь домой». Песни с последнего (например, «Неваляшка» и «Песенка Гремлина») до этого появились в виде музыкальных клипов, которые принесли Мирону нехилую популярность. Этот период в карьере рэпера был крайне продуктивным — он стал участником концертного агентства Booking Machine, получил премию «Человек года GQ 2012» в номинации «Открытие года» и еще ряд наград, а также открыл собственный магазин мерча «Оксишоп». Федоров медленно втирался в массовую культуру, будто бы становясь флагманом хипстерской моды на хип-хоп в России, но в песнях продолжал считать себя представителем андеграунда.

По словам самого Мирона, второй микстейп, в основном состоящий из ранее не выходивших композиций с оригинальными битами, он не назвал альбомом только потому, что хотел сделать второй пластинкой «нечто цельное». Следующий студийный альбом Оксимирона, получивший название «Горгород», вышел в 2015-м. История на нем действительно цельная — концептуальная пластинка рассказывает о приключениях писателя по имени Марк из Горгорода, который проводит дни на светских вечеринках за употреблением наркотика под названием «гор». Герой, прототипом которого, очевидно, является сам Мирон, знакомится с роковой девушкой, которая сводит его с лидером оппозиции города. Марк становится обличителем политически индифферентных жителей и проворовавшегося мэра, который затем, пригрозив писателю казнью, срывает покровы: лидер оппозиции оказывается бывшим чиновником, а возлюбленная Марка — дочерью мэра. Героя отпускают, однако в предпоследней композиции звучит выстрел — писателя убивают.

Пафосная антиутопия в целом была встречена критиками положительно; многие профильные издания расхваливали «Горгород» так, как никакой другой рэп-альбом за долгое время. Оксимирона считают одним из главных хип-хоп-исполнителей в России, артист дебютирует в рейтинге Forbes. Но ему также важно оставаться ведущим представителем «подземки» — это желание он реализует через баттл-рэп.

«Говно, залупа, пенис, хер»

Баттлиться Мирон начал еще из Великобритании — рэпер принимал участие в онлайн-баттлах русскоязычного форума Hip-Hop.ru. Первая проба пера состоялась в 2001-м, самая продолжительная борьба — в 2009 году. Победу в первых баттлах рэперу, однако, одержать не удалось.

Все изменилось с ростом популярности офлайн-площадок — там российские рэперы баттлили друг друга вживую, а записи их конфронтации позже выкладывались в сеть. Одним из самых известных баттл-проектов стал Versus Battle, созданный Яном Окатовым и Александром Тимарцевым по прозвищу Ресторатор, но Мирон также стоял у истоков площадки. Основные ивенты «Версуса» проходили в Санкт-Петербурге, в баре «1703» на Лиговском проспекте.

Несмотря на обилие подобных проектов (особенно в Петербурге), Оксимирон баттлил только на «Версусе». И вполне успешно — первый его словесный поединок состоялся в 2013 году с рэпером Криплом (Глеб Волков), который попросту забыл часть своих куплетов. Федоров победил противника вчистую, а через год одолел в баттле резидента лейбла «Ренессанс» Дуню (Александр Пархоменко; в тот раз победитель определялся по шуму толпы), а еще через год со счетом 3:0 одержал победу над хип-хоп-исполнителем Джонибоем (Денис Василенко) — видео с этого баттла завирусилось, а матерная считалка, с которой Мирон начал свой раунд («говно, залупа, пенис, хер, давалка, ***, *******», — впервые рэпер попытался зачитать это на предыдущем баттле с Дуней, но, по всей видимости, забыл слова), стала мемом. На этом же баттле Мирон отметил свою причастность к основе «Версуса», продемонстрировав окружающим тату «1703» на шее, и вообще объявил себя «крестным отцом для всего баттл-рэпа на русском».

Проигрыш Джонибоя показал, что для некоторых ставки баттл-рэпа могут быть слишком высокими — после поражения тот на несколько лет ушел из хип-хопа. Впоследствии артист признавался, что творческую паузу взял именно из-за баттла — тот очень сильно подкосил его репутацию и стал одной из причин провального концертного тура, из-за которого Джонибой не смог выплатить долги и перестал заниматься рэпом.

Музыка Мирона была хайповее и известнее творчества каждого из его противников, однако не это было причиной побед — в баттлах Федоров менял ритм и стиль читки, шутил, кривлялся и вел себя в целом куда артистичнее и интереснее оппонентов, которые просто зачитывали панчи. Статус популярной рэп-звезды, снизошедшей обратно в андеграунд, чтобы схлестнуться с другими артистами, только подогревал интерес к проекту.

После вирусного ролика с Джонибоем Мирон стал желанной мишенью для многих баттл-рэперов. Федоров принял вызов от хип-хоп-исполнителя ST (Александр Степанов), ранее одержавшего победу на двух поединках «Версуса». Этот баттл Оксимирон также выиграл вчистую. Карьера ST, впрочем, ко дну не пошла — рэпер впоследствии начал активно выступать с группой «Ленинград». С баттлами он, правда, завязал — в интервью «Ленте.ру» артист признавался, что категорически не согласен с итоговым счетом «3:0».

Это какая-то чепуха. Отдать сухую победу, чтобы потом некоторые судьи говорили: «Ну вообще-то ты был лучше, но просто я что-то вот так посчитал»

ST
в интервью «Ленте.ру»

«Когда король умирает, гроб должен быть кинг-сайз»

Неудивительно, что пик популярности и «Версуса», и российского баттл-рэпа в целом также оказались связаны с Оксимироном — в июле 2016 года он вызвал на поединок рэпера Гнойного (он же Слава КПСС, Бутер Бродский, Соня Мармеладова, Валентин Дядька и Воровская лапа), еще одного участника «Ренессанса» и творческого объединения «Антихайп», который представлял баттл-площадку #SLOVOSPB и не раз (и не два) высмеивал «Версус» и диссил Федорова. В своем Twitter-аккаунте Мирон написал: «Гнойный, если реально хочешь узнать, кто баттл-мц и кто чисто за хайпом — жду на Слово-VS в 2017. Откатаю концерты и приду охладить твой пыл».

На состоявшемся летом 2017 года баттле Мирон потерпел сокрушительное поражение, проиграв Славе КПСС со счетом 5:0. Это неожиданно стало одним из самых громких событий в стране — ему даже посвятили новостной сюжет на Первом канале

Хотя вирусная популярность баттла была обусловлена, очевидно, звездным статусом Мирона и фактом его разгромного поражения, сама конфронтация артистов действительно оказалась самым ярким событием в русскоязычном баттл-рэпе, переполненным, чего уж там, полноценной драмой — нашлось в нем место и идеологическому конфликту, и столкновению площадок, и уйме остроумных панчей; последние, впрочем, исходили в основном от Гнойного, что и послужило причиной проигрыша Оксимирона.

Федоров на баттле зачем-то цитировал Гумилева, сетовал на скатившийся «Версус», рассказывал о книге «Тысячеликий герой» и об истории возникновения #SLOVOSPB, в то время как Слава КПСС баттлил непосредственно оппонента — раскритиковал «Горгород» за вторичность («Трагическая любовь посреди антиутопии — такого ни у кого не было, да? Ни у Оруэлла, ни у Замятина? Это как бы попсовый мотив, который ****** уже окончательно»), предыдущие поединки Федорова — за отсутствие весомых панчей («Сегодня ты смотришь баттлы без панчей, а завтра — порнуху без баб»), а самого Мирона — за самовлюбленность («Для эго твоего размера “Олимпийский” — подходящий гроб»), а также констатировал смерть баттл-рэпа.

52,4
миллиона просмотров
собрал баттл Оксимирона и Славы КПСС на YouTube

«Баттл-рэп мертв, и мы трахаем его труп»

Первое и единственное поражение в офлайн-баттле не повлияло на карьеру Мирона — через несколько месяцев он отправился в Лос-Анджелес и забаттлил на английском языке с американцем Баширом Ягами, известным как Dizaster (поединок не судился, но стал самым просматриваемым на YouTube-канале площадки King of the Dot, на базе которой проходил). А еще через месяц собрал-таки аншлаг на стадионе «Олимпийский». А затем решил возродить «Версус», на затухание которого пожаловался во время баттла с Гнойным.

Однако при всей амбициозности их с Ресторатором проект «Война стилей» оказался скорее комедийным реалити-шоу, нежели неким перерождением баттл-рэпа. В его рамках были отобраны 12 участников, разделенных на две команды. Ментором первой выступил Оксимирон, окрестивший своих подопечных «Злыми голубями», второй, «Тиграми», руководил Смоки Мо, который, по иронии, в баттлах ни разу не участвовал. Как Ресторатор признавался в интервью «Ленте.ру», наиболее очевидного ментора второй команды, Гнойного, рассматривали в качестве кандидата, но позже отказались от этой идеи, поскольку все «превратилось бы в клоунаду».

Мы все знаем Славу — Слава слишком глубоко женат на постиронии. И в каких-то вещах мы бы с ним не договорились как минимум. Хороший паренек, но перегибает палку

Ресторатор
в интервью «Ленте.ру»

Впрочем, в клоунаду все превратилось и без помощи Гнойного — проект запомнился разве что Мироном, произносящим тост стоя на столе, да неожиданным предательством одного из членов его команды под псевдонимом Микси, который в финале проекта заявил, что все это время «работал на “Антихайп”». Канал «Версуса» тем временем заполнился помимо баттлов видеозаписями походов участников «Войны стилей» в магазины одежды и на творческие мастер-классы Лехи Никонова и Владимира Епифанцева и круглых столов, на которых рэперы обсуждали судьбу проекта за бутылкой виски.

В конечном итоге «Версус» покинули главные рекламодатели, из-за чего площадка не смогла организовать ивенты со знаменитостями, которые требовали крупные гонорары (к примеру, Гуф и Птаха в общей сумме заработали три миллиона рублей за баттл, прошедший в феврале 2018-го). Зимой 2020-го Ресторатор признался, что оказался банкротом с девятью миллионами рублей долга, а в конце весны объявил, что более не является ведущим «Версуса». Вместо этого он занялся странным реалити-шоу о выживании людей в пустом доме; последний баттл на YouTube-канале «Версуса» был опубликован девять месяцев назад.

«В книге все было по-другому»

Оксимирон тем временем практически пропал из медийного поля, лишь изредка радуя фанатов неожиданными фитами (например, с группой «Би-2»). Казалось, рэпер увлекся актерской карьерой — помимо появления в документальном фильме «BEEF: Русский хип-хоп» Ромы Жигана (в нем Мирон, как выяснилось позже, участвовал из-за шантажа со стороны режиссера) он снялся в экранизации романа Виктора Пелевина «Ампир V» режиссера Виктора Гинзбурга и в фильме Кирилла Серебренникова о жене композитора Петра Чайковского.

Летом 2019-го Мирон объявил об уходе из Booking Machine (он возглавлял концертное агентство с зимы 2017 года). Осенью рэпер внезапно подал заявку на 17-й независимый онлайн-баттл сайта Hip-Hop.ru — того самого форума, на котором сидел в 2000-х. Вокруг мероприятия, к которому до этого хип-хоп-сообщество относилось с абсолютным равнодушием, возник немалый ажиотаж — свои заявки на участие подали такие знаменитости, как Егор Крид, Лок-Дог, Noize MC, Леван Горозия, Стим, Рем Дигга, блогеры Satyr и Юрий Хованский, а также бывшие противники Мирона по баттлам — ST, Johnyboy и Слава КПСС (последний выложил слишком длинный трек и не прошел отборочный тур).

Оксимирон в итоге прошел четыре раунда онлайн-баттла, влегкую побеждая малоизвестных соперников, а затем также неожиданно слился, заявив, что хочет заняться другими вещами. Постепенно проект покинули и другие известные участники, а за его финалом мало кто следил.

Любопытно, что часть представленных на баттл треков Мирона были не только диссами — в композиции на тему «В книге все было по-другому» он жаловался на собственную прокрастинацию и психологические проблемы, а во втором раунде «Ветер Перемен» (как видите, с названиями тем у организаторов баттла все было очень плохо) зачитал про 21-летнего Самариддина Раджабова, обвиненного в угрозе применения насилия к трем сотрудникам полиции во время несогласованной акции за честные выборы в Мосгордуму.

«Сядь за текст»

Трек про Раджабова не был единичным политическим высказыванием Мирона — в этот период он стал активно интересоваться происходящим в стране. Рэпер выступал в поддержку студентки Марии Мотузной, которой грозило до пяти лет лишения свободы за сохраненные мемы на религиозную тематику. Он также организовал концерт в поддержку рэпера Хаски, арестованного в Краснодаре после отмены — явно политически мотивированной — выступления последнего. На мероприятии, получившем название «Я буду петь свою музыку», выступили рэперы Баста и Noize MC, на сцену вышли Фейс, Андрей Бледный из 25/17 и Рома Жиган.

Позже Мирон явился на заседание Мосгорсуда, где рассматривалось дело студента Егора Жукова, которого задержали на той же, что и Раджабова, несанкционированной акции за честные выборы и обвинили в публичных призывах к экстремистской деятельности. Федоров предложил внести за арестованного два миллиона рублей в качестве залога.

Оксимирон также организовал политический перформанс «Сядь за текст», в рамках которого участники зачитывали отрывки из произведений классических авторов, после чего им выносили приговоры по статьям Административного и Уголовного кодекса РФ. В масштабной двухчасовой акции приняли участие певица Манижа, блогеры Руслан Усачев и Илья Соболев, музыкант Юрий Шевчук, Баста, группа «Би-2», журналист Леонид Парфенов, актеры Александр Паль, Никита Кукушкин и Александр Петров и многие другие знаменитости. Помимо этого, Мирон появлялся на судебных процессах обвиненного в хищении бюджетных средств режиссера Кирилла Серебренникова и обвиняемого в оправдании терроризма блогера Юрия Хованского, и даже призывал Славу КПСС создать совместный проект на тему дела «Сети» (организация признана террористической и запрещена в России), так и не увидевший свет.

Рэпер несколько раз самостоятельно выходил на несогласованные оппозиционные митинги, а на одном из них, прошедшем в Санкт-Петербурге 31 января 2021-го в поддержку основателя ФБК Алексея Навального (ФБК включен Минюстом в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента, и признан экстремистской организацией), даже был задержан полицией. Акция проходила в день его рождения — Мирону тогда исполнилось 36 лет.

«Когда альбом?»

После пары малопримечательных синглов и фитов Мирон наконец дропнул бомбу — десятиминутный трек «Кто убил Марка?», да еще и с клипом, начинающимся со сделанной десять лет назад записи с Ромой Жиганом. На ней рэпер стоит на коленях и приносит нападавшему извинения, а тот в ответ бьет его по лицу. В этой монографии Оксимирон объясняет не только суть конфликта, утверждая, что его виновником был Шокк, а он лишь попал под горячую руку, но и признается, что на целое десятилетие оказался заложником Жигана, собственных страхов и стыда. Федорову понадобилась продолжительная терапия, чтобы самому опубликовать видео и простить обидчика.

При всех вопросах к треку (который скорее выглядит диссом на Шокка, нежели на поставивших артистов на колени обидчиков; да и не первый это раз, когда рэпер буквально объясняется перед слушателями за свои провалы, связывая их с психологическими проблемами) «Кто убил Марка?» оказался невероятно грамотным маркетинговым ходом — об Оксимироне загудел буквально весь интернет, фанаты атаковали соцсети Жигана (а заодно и Джигана — многие в порыве праведного гнева перепутали артистов), а клип обогнал по просмотрам выпущенное днем ранее видео новой отечественной хип-хоп-звезды Моргенштерна (который, к слову, на протяжении уже нескольких месяцев выпускает концептуальный и переполненный спецэффектами а-ля фильмы Marvel музыкальный сериал по трекам со своего последнего сдвоенного альбома).

За синглом последовал и первый скандал — бывшая девушка и экс-менеджер рэпера Вера Маркович обвинила Мирона в лицемерии, заявив, что тот, несмотря на слова о психотерапии и социальной изоляции, искажает факты, спекулирует и не хочет нести ответственность за свои поступки.

Как насчет ответственности за пятнадцатилетнюю девочку, которая оказалась одна в чужой стране и доверилась, потому что твоей работой было быть рядом и опекать, но вместо этого ты сначала переспал с ней, будучи женатым, а потом сделал вид, что вас связывает только твоя работа?

Вера Маркович

Пост впоследствии был удален из-за массовых жалоб интернет-пользователей на него. Сама Маркович позже прояснила слова об «ответственности за пятнадцатилетнюю»: «Мы познакомились с Мироном Федоровым в 2008 году, когда мне действительно было 15 лет. Но наши отношения вышли за рамки дружбы уже после того, как мне исполнилось 16 лет (возраст согласия). Своим постом я не пыталась обвинить его в каком-либо насилии».

Сам Федоров в Instagram заявил, что жалеет о причиненном Маркович вреде. Он подчеркнул, что встречался с ней «в 2011-2012 годах». Об этих отношениях ранее говорил и Шокк — в 2019-м в его Instagram-аккаунте появился рассказ о конфликте с Жиганом в трех частях (ныне удаленный, однако опубликованный порталом Rap.ru), начинавшийся с упоминания бывшей девушки Мирона: «Веру несколько лет назад Мирон потрахивал еще в Лондоне будучи ее опекуном когда ей было 15» (орфография и пунктуация сохранены).

Параллельно в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Краснодаре, Екатеринбурге и Ростове-на-Дону появились баннеры с фразой «Когда альбом» — той самой, которой фанаты на протяжении трех лет донимали Оксимирона в соцсетях. Помимо этого, в закрепе Twitter-аккаунта Мирона появился старый твит с цитатой из второго тома «Властелина колец» (к работам Толкина рэпер часто обращался в текстах своих песен): «Жди меня с первым лучом солнца. Я приду на пятый день, с Востока». Словом, все указывало на то, что альбом вскоре выйдет, но когда — неизвестно.

Поначалу многие поклонники ожидали выхода пластинки 5 ноября, но вместо нее Мирон выпустил еще один клип, анимационный, на песню «Цунами». Этот фьюжн рока и рэпа, по-видимому, тоже автобиографичен — лирический герой в треке «входит в руководство» (Booking Machine?), почти достигает успеха, однако затем переживает неожиданный провал, сравнимый по силе с цунами. За этим следует продолжительная работа над собой, нормализация состояния — и новое цунами.

8 ноября Оксимирон выпустил еще один клип, на песню «Организация». В треке, напоминающем то ли гимн, то ли заговор, рассказывается о запрещенном сообществе, противостоящем диктатуре официальных властей — учитывая современные реалии, отсылка довольно очевидная. Публика восприняла клип как политическое высказывание — пользователи сайта Genius, к примеру, в строчке «Сочиняй устав, стукачок» увидели отсылку к делу «Нового величия», что, учитывая общественную активность автора, выглядит вполне резонно. Хотя, при всей иносказательности текста и замыленности визуального ряда, речь в нем может идти о чем угодно, хоть о сюжете «Ампира V» (еще одна фанатская теория).

Мистификация, намеки и тайные отсылки — излюбленные трюки Федорова, способного умело нагнетать атмосферу на манер мультяшки Мистера Фримана. Уровень хайпа, поднятый вокруг сборника старых песен, — безусловно, успех Мирона-маркетолога. Жаль только, что рэпер за столько времени почти не нашел, чего нового сказать (хотя бы не о себе). Зато нашлось у кое-кого еще — через неделю после релиза «Кто убил Марка?» впервые за долгое время на Оксимирона выпустил дисс Слава КПСС. Рэпер обвинил бывшего баттл-соперника в манипуляциях общественным мнением, подлости и малодушии, и — снова — во вторичности.

Где содержание, братан? Я вижу прежний коленкор.
Боже, господа, как же страдал Оксимирон!
Сначала Лондон, нищета, потом лещи, предал себя,
Во всем виновна, как всегда, лишь агрессивная среда

Слава КПСС
трек «Жертва»

У Славы КПСС, несмотря на всю его творческую плодотворность, диссы всегда оставались главным источником трафика на YouTube-канале — так произошло и с его треком «Жертва», за несколько дней взлетевшем в топы видеохостинга. В комментариях к ролику интернет-пользователи массово заявили о ностальгии по баттл-рэпу, которую испытали от дисса. Что наталкивает на мысль — вот уже «Дюну» пересняли, ABBA вернулась, скоро выходит новая «Матрица»... Может, и баттл-рэп пора возродить? Ну, чисто для этих двоих?