Вводная картинка

Звездные воины. Как говорящий енот, дерево и пришелец защищали мир: обзор игры по «Стражам Галактики»

Наука и техника

Игра по «Стражам Галактики» — представитель вымирающего вида. Сегодня каждое большое событие в мире видеоигр — это либо игры-сервисы, либо многопользовательские метавселенные. В эти бесконечные, постоянно обновляющиеся развлекательные хабы, по замыслу разработчиков, нужно играть круглые сутки и до скончания веков, не забывая доплачивать за доступ к дополнительным функциям. Новая игра Eidos Montreal про приключения космических наемников из вселенной Marvel имеет начало и конец и не принимает от игрока денег сверх розничной цены. «Лента.ру» рассказывает о худших и лучших сторонах новой игры по вселенной Marvel.

Землянин Питер Квилл по кличке Звездный Лорд, кибернетически модифицированный енот Ракета, живое дерево Грут, гигантский силач Дракс по кличке Разрушитель и убийца Гаморра недавно собрались в наемнический квинтет, назвались Стражами Галактики и занялись космической контрабандой. Чтобы заработать денег, группа пробирается на запретную и заброшенную территорию военных руин, чтобы выкрасть некое легендарное реликтовое животное и продать его загадочной заказчице Леди Хеллбендер.

Весь план Стражей в первые же два часа игры идет по известному месту. Вместо добычи они ловят нелепую лиловую ламу, после этого их тормозит патруль местной галактической полиции и оставляет в космосе без добычи, но с квитанцией на оплату баснословного штрафа.

Говори, кому говорят

Наверное, самая запоминающаяся деталь игры состоит в том, что от вступительных титров до финальных тяжело вспомнить, молчали ли ее герои хотя бы минуту. Персонажи разговаривают в роликах, общаются между миссиями, обсуждают прошлое друг друга во время передвижения по уровням, комментируют бои, травят анекдоты, поют военные гимны, откровенничают и сплетничают между собой, а также подкалывают главного героя, когда он отходит от сюжетной тропы в поиске секретов.

«Стражи Галактики» — игра, разговоры и беседы в которой возведены в какую-то запредельную, недостижимую степень. В разговорах персонажей игра разворачивает и проговаривает абсолютно все: историю мира, биографии действующих лиц (в том числе второстепенных), ситуационные ставки и мотивации персонажей, дополнительные, второстепенные и третьестепенные детали.

Проблема лишь в том, что эти бесконечные беседы никак не влияют на саму игру — да, это адский труд сценаристов, актеров озвучивания и звукорежиссеров, который сам по себе достоин восторга и похвалы. Но все эти дискуссии абсолютно никак не делают игровой процесс лучше или насыщеннее. Выключи озвучку в опциях, отключи субтитры, и перед тобой вдруг окажется игра, которая играется абсолютно так же (но при этом хотя бы позволяет отдохнуть ушам).

Огонь, батарея!

Дело вот в чем: если смотреть на «Стражей Галактики» как на видеоигру — совокупность механик и механизмов взаимодействия, то ее практически не за что хвалить. Например, бои с врагами усложнены условностями настолько, что самый популярный жанр видеороликов об игре — это объяснение ее боевой системы. Играть позволяется только за Квилла, а остальным членам команды надо раздавать приказы на выполнение суперударов. Сам по себе Квилл довольно хилый, и его фирменные парные бластеры скорее доставляют противникам неудобства, нежели представляют для них опасность.

На самом деле, все эти ролики о премудростях игры сняты и смонтированы зря. Схематичный подход с раздачей инструкций напарникам уже к концу первой трети игры кристаллизуется в два сценария: перед вами много слабых врагов или один сильный. От этого зависит, какие способности героев в какой последовательности надо активировать, чтобы бой закончился как можно быстрее. К пятому-десятому часу игры автоматика в их применении напоминает зачистку подземелий в World of Warcraft, когда ты часами без перерыва нажимаешь одну и ту же последовательность кнопок — так называемую ротацию.

Боевую часть спасло бы разнообразие врагов, но первые часы игра предлагает драться с желатиновыми кубами разных цветов и размеров. Потом, разумеется, появляется обязательный набор оппонентов: противники с щитами, летающие противники и противники, которые лечат противников послабее, но все типы врагов уничтожаются абсолютно одинаковой комбинацией способностей из прошлого абзаца. В некоторых случаях ее просто требуется повторить два, три, четыре или пять раз.

Ключ на пять

Между сражениями герои (все еще ни на секунду не затыкаясь) путешествуют по локациям. К прогулкам придраться сложнее: игра все время водит героя по пейзажам и интерьерам чудовищной красоты.

Будь то подсобные помещения космической станции или заброшенная планета, постоянно бомбардируемая гигантскими обелисками размером с небоскреб — художники Eidos Montreal сделали все, чтобы бежать со всех ног к следующей цели хотелось меньше. Они мастерски используют свет, цвет и геометрию так, чтобы добавить к прохождению еще час-другой, проведенный в фоторежиме.

Иногда на пути героев становятся элементарные головоломки, но каждая из них заботливо размечена и решается меньше чем за минуту. Задача лишь правильно выбрать, кто из героев должен предпринять специальное действие: Гаморра подсаживает Квилла на высоких уступах и режет кабели, Ракета взламывает системы безопасности и заползает в вентиляционные шахты, Дракс преимущественно носит камни, а Грут создает мосты из веток и поднимает нерабочие лифты.

Все способы взаимодействия команды с внешним миром заучиваются за первые часы игры, и в итоге сложность всегда заключается в том, чтобы не пропустить активный объект — камень, панель управления или опору моста.

Кабинет терапии

И вот тут самое время уделить внимание центральному парадоксу «Стражей Галактики» — в нее до одури интересно играть, она местами потрясающе написана, и в ней есть несколько шуток, которые не просто заставляют игрока ухмыльнутся и шумно выпустить воздух из ноздрей, а натурально расхохотаться в голос.

Еще раз отмечу — все 20 часов сюжетной кампании в «Стражах» пролетели незаметно. Сев пройти одну полуторачасовую главу, есть шанс залипнуть часов на пять. Даже на финальных титрах возникает мысль, что здесь не помешала бы еще пара уровней.

Но все это достигается за счет истории и сценария. За время игры не просто близко знакомишься с лидером команды и ее членами, а проживаешь с ними приключения и проходишь курс экспресс-терапии. Если в самом начале игры к каждому из Стражей испытываешь осторожную симпатию, то к финалу, распаковав их эмоциональный багаж и избавив от скелетов в шкафах, кажется, что это второй комплект родственников, выданный тебе канадскими разработчиками.

Эти впечатления стоят очень дорого. Не каждая игра может заставить сопереживать психическим травмам енота, который в битве орудует громадной оружейной платформой в десять раз больше его самого и больше всего в жизни любит взрывчатку. Заставить сопереживать героям «взрослых» сюжетных игр новой волны типа The Last of Us Part II или God of War кажется куда легче.

Маленькая компания

«Стражи Галактики» нельзя назвать лучшей игрой года, потому что как раз играть в нее совершенно неинтересно. Игра как будто держит собственную историю в заложниках, выдавая игроку сюжет по кусочку в виде роликов и диалогов, но строго после пройденных боев и головоломок.

Зато «Стражам Галактики» легко можно отдать звание лучшей видеоигровой истории в этом году — сложно поверить, что кто-то еще сможет переплюнуть ее в умении чередовать тупые шутки с отличными, а драматичные и трагичные моменты с ссорами и препирательствами.

Смешно, но в итоге получается, что «Стражи Галактики» — это лучший телесериал Marvel (после роскошного «Локи»), который по каким-то причинам оказался доступен только в форме игры и был надут в два раза простенькими головоломками и неудачными битвами.

В любом случае, «Стражи Галактики» могут быть очень спорными с точки зрения того, насколько они могут считаться игрой, а не интерактивным сериалом, где иногда нужно пострелять во врагов и покрутить головой. Но это однопользовательская игра без дополнительных покупок и сезонных пропусков с классным сюжетом. Она расслабленно проходится непритязательным игроком за неделю-две, и ни один час не тратит ваше время впустую. Может быть, не сейчас, но рано или поздно такие игры могут окончательно исчезнуть из игровых магазинов, поэтому уделить ей внимание стоит — иначе в будущем свободное время мы будем проводить в интерактивных сервисах, метавселенных и виртуальных пространствах. В общем, где угодно, но не в играх.