Вводная картинка

Кулакам здесь не место. Как откровенно глупый экшен с пьяным Джерардом Батлером возвращает веру в боевики?

Культура

В прокат выходит «Хороший, плохой, коп» — боевик с Джерардом Батлером и Фрэнком Грилло, снятый Джо Карнаханом, одним из последних в современном Голливуде проповедников олдскульного мачистского кино с кулаками и ироничным прищуром. «Лента.ру» рассказывает, как эта бесшабашная картина использует идиотизм в качестве живительной среды и причем здесь вестерн Серджо Леоне.

Валери Янг (Алексис Лодер) — миловидная чернокожая полицейская, которая носит в кобуре только большие револьверы. Коллеги посмеиваются, но девушка знает, что старомодное оружие — это не только грозная убойная сила, но и красота, без которой никакая служба не в радость. Валери, разумеется, мечтает о большом деле, в котором сможет проявить себя, и это дело не заставляет себя долго ждать. Приключение сваливается ей буквально на голову — вместе с увесистым кулаком Тедди Мурретто (Фрэнк Грилло), впечатывающимся ей в лицо. Нападение на полицейского — преступление безусловное, так что щеголю Мурретто (чего стоит только обувь из змеиной кожи) грозит ночь в участке. Ему, как вскоре выяснится, только того и надо, поскольку за его буйной, свежепостриженной головой охотятся самые разнообразные преступные силы.

Одна из этих сил той же ночью вваливается в соседнюю камеру под видом пьяницы-диабетика. Алкаш бодро встает на ноги и оказывается охотником за головами Бобом Виддиком (Джерард Батлер). Боб известен тем, что недавно убил человека его же отрезанной ногой, так что ничем хорошим такое соседство не грозит ни Тедди, ни Валери. Однако совсем скоро всем троим предстоит серьезный тест на доверие: в участок начнут лезть головорезы всех мастей во главе с Энтони Лэмбом (Тоби Хасс) — плешивым психопатом с замечательно поставленным голосом. Тут-то и выяснится, что у насквозь «плохого» Виддика есть какие-никакие принципы, велящие до поры объединиться со своими гипотетическими жертвами.

«Хороший, плохой, коп» — нечастый случай, позволяющий отвесить поклон отечественным прокатчикам за грамотную локализацию. Оригинальное название Copshop, во-первых, никак не переводится на русский (не называть же американскую картину «Ментура»), а во-вторых — довольно точно отражает происходящее на экране. Фильм не то чтобы осознанно кивает в сторону классического спагетти-вестерна Серджо Леоне («Хороший, плохой, злой»), но бессознательно точно имеет его в виду. Что, пожалуй, даже более ценно.

Ответственность за все это несет 52-летний Джо Карнахан — режиссер удивительной судьбы и не менее примечательного пути в искусстве. После второго фильма «Наркобарон» в начале нулевых его прочили в наследники Майкла Манна, но вскоре выяснилось, что у Карнахана несколько другие авторитеты и приоритеты. Фильм «Козырные тузы» (на который новая картина непредумышленно похожа по сюжету) доказал, что славу и статус этот постановщик запросто готов обменять на веселье и угар. Для убедительности намерений он тогда придумал банду убийц, в которую входили, среди прочих, венгерский мастер переодеваний и две чернокожих лесбиянки, — и впоследствии жанру ироничного боевика уже почти не изменял. Кроме одного случая: видимо, дабы не прослыть списанным со счетов эпигоном Гая Ричи, Карнахан в 2012-м снял мастерскую «Схватку» про поединок Лиама Ниссона с волком, но это было скорее исключение из правил.

В нынешней пандемической реальности Карнахан вдруг зашел на новый карьерный виток. Меньше года назад на экраны вышел залежавшийся на полке «День курка» с Мелом Гибсоном, так что технически «Хороший, плохой, коп» — второй фильм режиссера за год. И близость релизов убедительно доказывает, что мало кто умеет делать классические боевики лучше и веселее Карнахана.

Важнейшее свойство авторского почерка режиссера — острое и тщательно отрефлексированное понимание того факта, что бодрый идиотизм вполне может быть питательной средой для жанрового кино

На этапе «Козырных тузов» он этого еще немного стеснялся и пытался уравновесить кровавое шапито высокой драмой, но то была, очевидно, болезнь роста. Теперь Карнахан идиотизма не стесняется, а, напротив, — почти что гордится им, громоздя драматургические несуразицы с лицом не то чтобы серьезным, но крайне увлеченным и сосредоточенным. Это касается и забубенных диалогов, и насквозь неправдоподобной (если смотреть с реалистических позиций) завязки. Когда появляется зловещий герой Тони Хасса, можно или бежать из зала, или до самого конца смотреть на происходящее с блаженной улыбкой. Кроме того, в какой-то момент сквозь оцепеневший было фильм улюлюкающим вихрем проносится призрак Тарантино: раненая чернокожая героиня рассказывает, как ее дедушка воевал на африканском фронте Второй мировой. На чьей стороне — до конца непонятно, но точно в немецком шлеме с интересной надписью.

Достоверность этого старомодного трэш-экшна подкрепляет и нынешняя муза режиссера — 56-летний артист Фрэнк Грилло. Мускулы и физиономия этого мужчины отсылают к фильмам восьмидесятых и девяностых, а внимание он удерживает не хуже, чем Дольф Лундгрен или Жан-Клод Ван Дамм эпохи «Универсального солдата». Переносы крупных релизов расчистили дорогу не только Карнахану, но и Грилло, которого зритель до недавних пор практически не замечал.

Вторая важная фигура здесь, конечно, Джерард Батлер. Вскоре после успеха в «300 спартанцах» стало понятно, что органичное амплуа этого внешне сурового актера — пожеванные похмельные мужчины, из последних сил таящие в себе смутную угрозу. В девяностые Грилло и Батлера было бы вполне достаточно, но Алексис Лодер — отличное дополнение к мужской компании. Эта актриса до поры остается немного на втором плане, но ближе к финалу, когда мальчики устанут от драк в темной душевой, и у нее будет довольно выдающийся выход.

Карнахан с его брутальным ерническим стилем прекрасно отдает себе отчет, что работает на территории дурного вкуса, но, к счастью, совершенно этого не стесняется. Его условный спагетти-экшен при всех глупостях способен подарить зрителю главное: кратковременное забытье от отрастившей клыки окружающей реальности. И есть нечто очень трогательное в том, что уже второй свой фильм режиссер завершает почти открытым финалом. В этом жесте читается не столько неряшливость, сколько успокаивающее «продолжение следует» — в том смысле, что герои боевика, сколько их не хоронили, пока что на свете не перевелись.

Фильм «Хороший, плохой, коп» (Copshop) выходит в российский прокат 21 октября