Вводная картинка

Новый взгляд: Как якутское кино завоевало мир и в чем его главная особенность

Моя страна
Марина Аброшина

Марина Аброшина

Марина Аброшина
Креативный продюсер, эксперт в сфере киноиндустрии, автор короткометражной киноленты о проблеме СДВГ в России, окончила НИУ ВШЭ по специальности «Медиакоммуникации»

Якутское кино называют феноменом киноиндустрии последних лет. Причин ажиотажа вокруг якутского кинематографа множество. Пожалуй, значимую роль играет нарратив историй, сотканный из особенностей этноса, мифов и быта жителей Якутии. Символы и собирательные культурные образы, присутствующие в фильмах, заменяют зрителю приключение: путешествие в этот уникальный регион.

Чтобы начать смотреть якутское кино, стоит отбросить все стереотипы и ожидания. Такая тактика в целом полезна при просмотре любого фильма, но в случае с якутским — просто необходима: зрителю легче погрузиться в специфику проблем и тем, поднимаемых режиссерами региона.

Значимую роль в якутском кино занимает природа. Для городского жителя тематика природы зачастую связана с проблемой загрязнения. В якутском же кино она становится самостоятельным персонажем, существующим по своим, зачастую суровым законам. Природа неделима с жителями Якутии: знание особенностей своей местности, ее «характера и поведения» — жизненно необходимо для большинства персонажей фильмов.

Другая тематика, к которой часто обращаются якутские режиссеры, — шаманизм и знахарство. Лечение нетрадиционными методами, духи, знаки — все это добавляет мистицизма и сказочности повествованию. Для людей, не знакомых с такими практиками, история кажется диковиной, однако если абстрагироваться, то можно увидеть, что каждый такой фильм просто рассказывает об обычных людях в жизненных обстоятельствах.

Именно простота и реализм и делают Якутское кино феноменальным. Больший процент кинолент снимается в городах-миллионниках, и нередко сюжеты повторяют друг друга. Региональные же картины становятся вызовом большим городам, потому что показывают и рассказывают истории без шаблонов и правил. Создателям таких работ удается сохранять самобытность и национальный код, который так важен для каждого человека.

Одним из ярких примеров якутского кино является нашумевший фильм «Пугало» режиссера Дмитрия Давыдова. Лента о знахарке в деревне Якутии стала главным победителем кинофестиваля «Кинотавр» в 2020 году. Картина рассказывает о женщине-целительнице, которую не особо жалуют жители поселения. С одной стороны, к ней идут и едут из разных мест, когда «ничто уже не помогает». С другой — ее боятся и не понимают, а посему не пускают в сообщество.

Особенность главной героини в том, что все «горести и болячки» своих пациентов она пропускает через себя, что заставляет ее страдать. Автор поднимает проблему предназначения и идеи о том, что желания не всегда связаны с истинным путем: судьба — это то, что должно произойти с человеком. Героиня не может не помогать людям. Она всецело понимает свое предназначение, и не в силах от него отречься, выбрав другую работу. Очевидно, что поднятая проблема — интернациональна, но якутский колорит фильма придает особую атмосферность, самобытность и мистичность.

Данный фильм — не первый, получивший как народное, так и зарубежное признание. Кино в Якутии начали снимать с конца 1990-х годов. Сперва фильмы получали только локальный отклик, однако уже последние несколько лет многие работы показываются на европейских кинофестивалях и по праву получают положительную обратную связь публики и экспертов кино. Местные жители очень любят ходить в кино: можно предположить, что досуг так популярен по причине холодного климата.

В регионе нет большого количества сетевых кинотеатров, поэтому частные чувствуют себя хорошо и с удовольствием готовы крутить фильмы местного производства. Якутские киноленты чаще относят к жанру хоррора, однако это происходит по причине наличия этнических элементов картин. На деле же якутское кино разножанровое и имеет в своем арсенале и комедии, и мелодрамы, и драмы.

Другой стоящий внимания экземпляр — триллер «Мой убийца» режиссера Костаса Марсана, претендовавший на номинацию кинопремии «Золотой глобус». Фильм является экранизацией романа «Случай на озере Сайсары» писателя Егора Нейхмохова. Сюжет картины закручивается вокруг убийства девушки, расследованием которого занимается юный оперативник. Дело достаточно быстро закрывается, подозреваемый сознается. Однако главный герой обнаруживает несостыковки и продолжает самостоятельное расследование.

Фильм Костаса Марсана — отличный пример классического триллера, наполненный национальным кодом и стилем. Создателям удалось воспроизвести эмоциональную перипетию: умело переплести напряженные драматические сцены с хорошим юмором.

Как по мне, для российского зрителя якутское кино — это в первую очередь знакомство с самим собой и расширение границ. Отказ от просмотра этой своеобразной новой волны лишает возможности познать удивительные истории и особенности других уголков России.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора