Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Александр Зобенков

«Они ворвались с дубинками и стали бить» Россиянин убил трех человек, защищая семью. Почему суд признал его невиновным?

Александр Зобенков

Кадр: PANORAMA Pro / YouTube

Мужчина ножом защитил семью от пьяных дебоширов, за это он мог получить пожизненное, но суд оправдал его.

Тверской областной суд вынес уникальное по меркам российского правосудия решение: он оправдал Александра Зобенкова, который во время бытового конфликта зарезал трех человек. В Уголовном кодексе за такое преступление предусмотрено суровое наказание — вплоть до пожизненного лишения свободы, а прокурор попросил приговорить подсудимого к 18 годам колонии. Однако суд пришел к выводу, что в действиях Александра не было злого умысла, и за нож он взялся только лишь затем, чтоб защитить себя и своих близких. Подробности громкого дела выясняла «Лента.ру».

Село Михайловское в Тверской области — довольно живописное место. Этот населенный пункт севернее областного центра находится практически на реке Ведемье. Там проживают чуть более 400 человек, и почти все друг друга знают. 2 мая 2020 года супруги Марина Соловьева и Александр Зобенков пригласили гостей: у хозяйки был день рождения.

Гости прибыли около полудня — шестеро взрослых и двое детей. Пока взрослые жарили шашлык, нарезали салаты и пили пиво, дети играли немного в стороне. При этом один из гостей, Михаил, взял с собой ягдтерьера, небольшую охотничью собаку.

Так вышло, что за вечер она дважды выбегала за пределы двора Зобенковых. Неподалеку от него находится дом пенсионерки Светланы Федяевой, а между участками есть небольшое поле, где Федяева обычно пасла своих коз (их у женщины около 30). И ягдтерьер Михаила дважды облаял их.

Ни одна коза не пострадала, но после второго «нападения» собаки пенсионерка Федяева пришла к участку Зобенковых и начала гневно стучаться в калитку. Отдыхающие вначале даже не поняли, что происходит, — подумали, что это дети дурачатся и шумят. Но вскоре выяснилось — стучит разъяренная пенсионерка: между сторонами возникла словесная перепалка. Во время ссоры Федяева позвонила сыну, чтобы тот пришел ей на помощь.

«Они боялись попасть по ребенку»

В какой-то момент Светлана Федяева дала трубку Михаилу как хозяину собаки и попросила поговорить с ее сыном. Разговор не сложился: в ответ на угрозы Михаил послал куда подальше собеседника и добавил, что раз тот такой смелый по телефону, то почему бы ему не приехать и не разобраться на месте.

Этот эпизод прояснился значительно позже. Как и тот момент, что Светлана ввела сына в заблуждение — сказала, что ее сильно обижают и вообще она не в безопасности. Этот звонок состоялся около 17:00. А около 21:00, когда большинство гостей уже отправилось по домам, ко двору Зобенковых подъехала машина.

Как позже установит следствие, в машине были четверо: сын соседки Василий, его друг Мирослав и двое приезжих из Дагестана, работавших охранниками на стройке в подмосковном Солнечногорске. Этой стройкой руководил Василий, так что он просто приказал охранникам ехать с ним. Причем в тот момент, когда Светлана звонила сыну, тот выпивал с подчиненными. Вела машину Елена (имя изменено), беременная подруга Василия. Добравшись до участка Зобенкова, мужчины ворвались во двор и стали избивать находящихся там палками.

Прежде всего досталось Михаилу. Василий спросил у него: «Это твоя собака, ты — Михаил?»

Но вопрос был лишним — они друг друга и так шапочно знали с детства. Михаил получил удар по голове и упал: из раны стала хлестать кровь, но нападавшие все равно избили его до потери сознания, а затем взялись за Зобенкова. Тот вместе с ребенком на руках попытался спрятаться за металлической конструкцией для выбивания и сушки ковров, но это не помогло.

Они [нападавшие — прим. «Ленты.ру»] ворвались с палками. Мишу сразу ударили по голове, а Саша спрятался [за распорку для ковров]. У Саши на руках была наша дочь, и они, видимо, боялись по ребенку попасть, поэтому колотили по ногам и по бедрам

Марина Соловьева — в своих показаниях на процессе

«Извивался, чтобы не могли бить по телу»

Нападение на дом Зобенковых длилось всего три-четыре минуты: как следует из показаний Марины Соловьевой, это было целенаправленное избиение без угроз и предисловий, а не попытка выяснить отношения и поговорить. При этом ее показания совпадают со словами матери Александра Галины, которая также стала свидетельницей расправы.

Они [нападавшие] ворвались и начали бить всех дубинками без разговора, без разбору. А он [Александр] с ребенком был. Для ковра сушилка там длинная была. Под сушилкой кричит: «Что вы делаете, я же с ребенком!» Извивался, чтобы они по телу его не могли бить. Они его по ногам били, он потом на корточки не мог присесть, даже когда его уже задержали

Галина Зобенкова

В какой-то момент нападавшие слегка ослабили хватку — и Александр смог вырваться. Он первым делом отправил дочь к матери, которая стояла на пороге дома, огляделся и увидел, что его товарищ Михаил лежит весь в крови и без сознания. Правда, Зобенков не знал, что тот жив, — подумал, что друга убили.

В этот момент на Александра накатила ярость, он схватил со стола нож и бросился на противников, которые обступили лежащего Михаила. Те явно не ожидали такого и прежде чем успели отреагировать Зобенков ранил ножом троих. Четвертый стоял в этот момент за калиткой, а Елена была в машине.

Один из раненых не смог добежать до машины — упал на землю в паре метров от калитки. А двое других — прыгнули в авто вместе с поджидавшим их снаружи товарищем и уехали. Но недалеко. В паре сотен метров от участка Зобенковых машина остановилась.

Двое раненых скончались прямо в автомобиле, а их спутник дагестанец бросился в ближайшую лесополосу: его не нашли до сих пор. А Елена побежала к матери Василия. Для женщины ее визит стал полной неожиданностью: сын не предупреждал, что едет аж из Солнечногорска мстить за ее коз.

«На поле я увидела три трупа»

Когда Федяева узнала о случившемся, то сразу же отправилась к месту ЧП. Пенсионерка долго работала фельдшером и знала, как оказывать первую помощь. Но помочь своему сыну, его другу Мирославу и одному из охранников она уже не смогла.

Я говорю: «Обожди, я хоть бинты возьму». Я могу даже на сонной артерии кровь останавливать. И вот я пошла, как была, вечером в тапках, неодетая. На поле увидела три трупа. Одному посмотрела в глаза — зрачки расширены. Значит, умер. Другому посмотрела в глаза — зрачки расширены. Третьему посмотрела в глаза — то же самое. Труп

Светлана Федяева

Когда приехали полиция и скорая помощь, Елена начала кричать в истерике на Федяеву — мол, если бы не ее звонок сыну, никакой трагедии бы не произошло. Всех участников конфликта забрала полиция, которую вызвал сам Александр.

Хотя Зобенков был в шоковом состоянии и едва соображал, по телефону он честно сообщил полицейским, что зарезал трех человек, защищая родных и близких

Марину Соловьеву не отпускали практически до самого утра, несмотря на то, что дома осталась ее напуганная трехлетняя дочь. Но следователи были непреклонны — не каждый день в небольшом поселке случается тройное убийство.

«Откуда взялись эти злые дядьки?»

Александр Зобенков первую ночь после задержания провел в участке, а затем суд решил, что на время расследования мужчину необходимо отправить в СИЗО. Это было не удивительно: Зобенкова обвинили по части 2 статьи 105 («Убийство двух и более лиц») УК РФ — это тяжкое преступление, за которое предусмотрено наказание вплоть до пожизненного срока.

Пока Александр находился под арестом, его супруга Марина растила дочь вместе с ее бабушкой. Проблем в доме, оставшемся без мужчины, было много. Опасалась Марина и того, что кто-то из двоих братьев убитого Василия может пойти на месть семье Зобенкова, — к счастью, страхи оказались напрасными.

По вечерам, когда мы читаем книжку, дочь спрашивает иногда: «Мама, откуда взялись эти злые дядьки в нашей деревне?»

Марина Соловьева

В декабре 2020 года дело Александра Зобенкова поступило в суд. Из материалов следовало, что Зобенков — отъявленный убийца, а в его действиях нет ни намека на самозащиту. Следователи почему-то опустили массу моментов: они вообще не описали конфликт между гостями Зобенковых, соседкой и приехавшей «карательной командой».

Мотиву Александра — тот думал, что его друга убили, а во дворе остались лишь женщины и дети — следователь также не придал никакого значения. По обвинительному заключению выходило, что у Зобенкова просто был умысел на резню: так из самообороны дело превратилось в бытовую поножовщину.

Следователь также настаивал, что Зобенков и все, кто находился на участке в момент нападения, могли сбежать оттуда — но тем самым обвинение вообще не учитывало такой фактор, как конституционная неприкосновенность жилища. А на психолого-психиатрической экспертизе Александра следствие не позволило его адвокату поставить перед экспертами свои вопросы.

На свободу из зала суда

Судя по всему, недоработки следствия не остались без внимания судьи, которая вернула дело прокурору с формулировкой: «Вопреки требованиям пункта 3 части 1 статьи 220 УПК РФ обвинительное заключение содержит только указание на умышленную форму вины [обвиняемого] без доказательств мотива и цели его действий».

Второй раз в суд дело Зобенкова попало спустя полгода. Несмотря на то что материалы рассматривал уже другой состав суда, его решение почти не изменилось: было признано, что четверо агрессивных мужчин (некоторые — в состоянии алкогольного опьянения) проехали 220 километров, ворвались на участок Зобенкова и принялись избивать находящихся там людей.

Суд отметил, что напавшие на дом обвиняемого люди приехали не поговорить, а расправиться с близкими Александра

А само нападение прекратилось лишь после того, как хозяин дома дал противникам отпор с ножом в руках. В результате 20 сентября суд вынес уникальное по меркам российского правосудия решение: Александра Зобенкова освободили в зале суда, поскольку в его действиях не нашли преступных умысла и деяний.

Факт [убийств] остается фактом — безусловно, от него никуда не денешься. Но, тем не менее, Александр просто хотел защитить себя и свою семью, когда четверо мужчин ворвались в его дом и начали всех избивать

Галина Иванцоваадвокат подсудимого

Однако Элина Вырасткевич, адвокат матери погибшего Василия, утверждает, что приговор Зобенкову она будет оспаривать по поручению своей клиентки. Потому что вне зависимости от того, чью сторону занял суд, сын Светланы Федяевой домой уже не вернется.

Обратная связь с отделом «Силовые структуры»:

Если вы стали свидетелем важного события, у вас есть новость или идея для материала, напишите на этот адрес: crime@lenta-co.ru
Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше