Вводная картинка

«Люди охвачены тревогой» Как лучшие врачи России нашли способ помочь пациентам во время пандемии

Россия

Ситуация с коронавирусом повлияла на систему здравоохранения и доступность медицины, не связанной с лечением COVID-19. На гребнях волн коронавируса в регионах России были вынуждены приостанавливать плановую медпомощь, принимая только экстренных пациентов. Чтобы повлиять на ситуацию, врачи двух ведущих федеральных учреждений — Центра сердечно-сосудистой хирургии имени А. Н. Бакулева и Центра акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова организовали проект «Облако здоровья». Главная цель — дать любому пациенту со сложным диагнозом бесплатную дистанционную консультацию у лучших российских специалистов. Подробности — в материале «Ленты.ру».

***

В конце июля 2021 года у 76-летней Надежды Павловны Г., бывшей учительницы информатики, предстояла лапароскопическая операция в одном из стационаров Иркутска — осмотр брюшной полости через отверстие в брюшной стенке с помощью специального аппарата. Ее заранее госпитализировали, чтобы сделать все необходимые анализы. Но за день до назначенной процедуры к пациентке пришел врач и сказал, что дополнительное обследование выявило у нее сердечную патологию — брадикардию. Упрощенно — это редкое сердцебиение. Паузы между ударами сердца могли достигать двух-трех секунд.

— Мне сказали, что после операции я могу не очнуться, — объясняет Надежда Павловна. — И порекомендовали как можно быстрее установить кардиостимулятор. Если сердце начнет останавливаться, он его снова запустит. Потому что даже без операции пульс был очень редким. Это очень опасное состояние. Доктор даже удивился, как я могла этого не замечать.

Единственная в городе больница, где занимались кардиоимплантами, — Иркутская областная. Однако на тот момент в регионе начался очередной подъем COVID-19. В больнице развернулся ковидный госпиталь, все другие отделения временно перестали принимать людей. Пациентам с «рутинными» хроническими болезнями рекомендовали набраться терпения и ждать. А тем, у кого ситуация безотлагательная, — самостоятельно прорываться туда, куда возьмут. Надежде Павловне посоветовали федеральные научные центры, специализирующиеся на кардиологии, — в Новосибирске, Санкт-Петербурге и Москве.

— Начала обзванивать клиники, но там меня сразу переключали либо на коммерческий отдел, либо говорили, что необходимо в своем регионе получить квоту, — говорит Надежда Павловна. — Мне это показалось слишком долгим. Поэтому решила, что буду ждать, когда в Иркутске все откроется. А потом знакомая врач-гинеколог, когда узнала, что ничего не предпринимаю, начала ругать. Сказала, что с таким диагнозом не стоит затягивать.

Как попасть в «Облако здоровья»

Консультации сервиса проводятся для пациентов со следующими заболеваниями: врожденные пороки сердца, приобретенные пороки сердца, ишемическая болезнь сердца, кардиомиопатии, нарушения ритма сердца, сочетанная патология, сосудистая патология у взрослых и детей: артериальная и венозная, врожденные пороки развития у плода, аритмии у плода, онкологические заболевания во время беременности, онкологические заболевания женских половых органов, патология молочной железы, пороки развития матки и влагалища, урологические заболевания у мужчин.

Чтобы получить помощь, пациентам нужно зарегистрироваться или авторизоваться в телемедицинском сервисе «Облако здоровья» и отравить заявку на получение бесплатной онлайн-консультации. Для этого необходимо выбрать заявку в нужный медицинский центр и нажать кнопку «Получить услугу». Далее следовать инструкциям в заявке. После обработки данных пациент получит приглашение на онлайн-консультацию к врачу на конкретный день и время.

Для проведения консультаций пациентам необходимо наличие компьютера с микрофоном и веб-камерой или мобильного телефона с установленным браузером Chrome. Для каждого устройства обязательно подключение к интернету (скорость не менее 2Мб/с для видео и 512 кб/с для аудио), а также наличие отсканированных медицинских документов или их фото.

Для получения телемедицинской консультации в ФГБУ «НМИЦ сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н. Бакулева» необходима следующая медицинская документация для загрузки в заявочный сервис: медицинские выписки из истории болезни (из стационаров), ЭКГ, ЭХО КГ, а также результаты КТ, МРТ (при наличии).

Для получения телемедицинской консультации в ФГБУ «НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова» необходима следующая медицинская документация для загрузки в заявочный сервис: медицинские выписки из истории болезни (из стационаров), обменная карта беременной, УЗИ органов малого таза, УЗИ плода, результаты КТ, МРТ (при наличии).

На сервис «Облако здоровья» бывшая учительница наткнулась случайно: увидела информацию на одном из пациентских форумов о том, что врачи кардиологического центра имени Бакулева, одного из самых известных в стране, проводят дистанционные консультации для всех желающих.

— Я думала, что это просто реклама, как обычно бывает. На всякий случай отправила заявку на сайт и документы о том, что нуждаюсь в лечении, — рассказывает Надежда Павловна. — Со мной связались буквально в первые дни и срочно вызвали в Москву.

В благотворительном фонде Лига здоровья нации объясняют, что именно пандемия коронавируса дала толчок «Облаку здоровья». Из-за того, что основные мощности системы здравоохранения были направлены на борьбу с ковидом, часто привычная схема маршрутизации пациентов не срабатывала. Люди либо просто не шли в больницы со своими проблемами, боясь заразиться там коронавирусом, либо не могли этого сделать из-за того, что нужных врачей призвали на ковидный фронт.

Самостоятельно искать помощи в других городах не каждый пациент решится, отмечают специалисты.

— Если говорить объективно, любой человек может обратиться за консультацией в федеральный центр, — объясняет президент ФГБУ «НМИЦ сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н. Бакулева» министерства здравоохранения России, президент Лиги здоровья нации, академик РАН Лео Бокерия. — Но обычному человеку трудно сориентироваться, как это сделать. Для этого мы предоставляем возможность решить эту задачу удаленным способом, независимо от того, в деревне ли он находится или в городе, есть ли у него смартфон или стационарный компьютер».

Первым дистанционные консультации начал проводить именно Центр имени Бакулева. Начали с них, потому что сердечно-сосудистые патологии уже много лет занимают первое место в структуре смертности россиян, а первый год пандемии показал, что умирать от сердечно-сосудистых болезней стали больше. Однозначно, что причиной этого стал новый коронавирус.

Совершенно очевидно, что пандемия ухудшила ситуацию со здоровьем россиян. Здесь никаких вопросов нет: очень многие люди переболели, и у них все равно, к сожалению, остаются остаточные явления со стороны дыхательной системы. А дыхательная система обеспечивает нас кислородом. Без кислорода, в свою очередь, мы вообще жить не можем, ни одно живое существо. Поэтому у большого количества людей, которые пострадали, перенесли это заболевание, конечно, очень напряжена сердечно-сосудистая система. Это одна сторона вопроса, чисто медицинская.

А другая сторона вопроса, конечно, в том, что люди боятся ехать. И я думаю, что в пандемию, когда люди охвачены тревогой, вот эта вот забота о пациенте, которая проявляется врачами, имеет огромное значение. Мы ведь можем не только пригласить, чтобы они обязательно к нам приехали, мы же можем и очень квалифицированную рекомендацию дать, чтобы человек ею воспользовался на месте. Чем сложнее эпидемиологическая обстановка на местах, тем важнее, чтобы человек не потерял все те возможности, которые у него есть в обычной жизни

Лео Бокерия
президент ФГБУ «НМИЦ сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н. Бакулева» Министерства здравоохранения России, президент Лиги здоровья нации, академик РАН

По словам сердечно-сосудистого хирурга, куратора проекта от Центра имени Бакулева Татьяны Ле, к ним ежедневно поступают десятки заявок на консультацию. Часто это пациенты с уже установленными диагнозами, они нуждаются в коррекции терапии либо просто в консультации врача, чтобы обсудить, все ли в порядке. Есть те, кто впервые обнаружил у себя странные симптомы и начал волноваться. В таких случаях врачи обычно рекомендуют пройти дополнительные обследования.

— Запоминаются ситуации, когда потребовалась значительная помощь, — рассказывает Татьяна Ле. — Совсем недавно нашему пациенту благодаря «Облаку здоровья» было сделано коронарное шунтирование. Сейчас он уже практически восстановился, готов к работе. Когда мужчина в первый раз к нам обратился, прислал результаты своих исследований, сформулировал жалобы, то мы рекомендовали ему срочно к нам приехать. А все могло закончиться не очень хорошо. Потому что у себя в городе он долго не мог попасть в поликлинику, не знал, к кому обращаться со своими проблемами, как действовать.

Центр Кулакова присоединился к проекту чуть позже, когда стало понятно, что запросы пациентов выходят за пределы кардиопроблем.

— У нас для работы в «Облаке здоровья» сформирована разнопрофильная команда врачей-специалистов, — объясняет куратор проекта в Центре Кулакова, доктор медицинских наук, профессор Инна Аполихина. — Это гинекологи, маммологи, онкологи, специалисты ультразвуковой диагностики, специалисты-репродуктологи и неонатологи, то есть все вопросы по патологиям репродуктивной сферы и по лечению новорожденных мы закрываем. Причем, хочется подчеркнуть, что мы можем оказать помощь не только женщинам, но и мужчинам, — у нас также в команде консультируют урологи.

Как поясняет Инна Аполихина, в Центре Кулакова возможности телемедицины используют уже давно, однако раньше общение проходило по системе «врач-врач» — то есть доктора из других медучреждений готовили своих пациентов к консультации, и обсуждение шло на профессиональном уровне, между специалистами.

— А в «Облаке здоровья» врач напрямую общается с пациентом, — продолжает она. — Поэтому для нас эта модель общения была достаточно новая. Потому что разговаривать с коллегой-врачом проще, так как мы с ним общаемся на одном профессиональном языке. И мы сначала опасались, что будет недопонимание с пациентами, но это, к счастью, не оправдалось. Время показало, что все пациенты, кто обращается, прежде всего очень мотивированные, вопросы задают точные, обоснованные. Наши специалисты могут оценить тактику лечения, очень востребовано второе мнение. То есть пациенту поставили диагноз на месте, а он хочет узнать, что по этому поводу думают в ведущем центре страны. А в некоторых случаях, требующих хирургической высокотехнологичной помощи, мы даже вызываем пациента на бесплатную госпитализацию к нам в центр. Наш опыт показал целесообразность и эффективность подобных консультаций, и я надеюсь, что в дальнейшем данный проект будет успешно развиваться.

***

В центре имени Бакулева Надежде Павловне установили кардиостимулятор. Разницу она заметила практически сразу — пульс с тридцати ударов в минуту подскочил до 70.

— Не знала, что головокружение, обмороки, усталость — это тоже последствия редкого пульса, — говорит она. — А я ведь регулярно у терапевта наблюдаюсь с гипертонией, обо всех симптомах рассказывала врачу. Но никто ничего не заподозрил, не посоветовал. Сейчас прекрасно себя чувствую, даже давление стабилизировалось. Не думала, что можно так просто, без денег и связей, без всяких походов по инстанциям, выбивания попасть в лучшую столичную клинику.