Вводная картинка

«На меня смотрели как на сумасшедшего» Чистое поле, диджеи-голограммы и техно: как россиянин придумал главный рейв лета

Культура

С 19 по 22 августа в Никола-Ленивце традиционно пройдет Signal — уже пятый масштабный фестиваль музыки и искусства, появившийся благодаря архитектору Сергею Фадееву. До Signal его имя уже было хорошо известно москвичам: на протяжении семи лет он занимался клубом RODNYA, который задумывался как мастерская для друзей, но быстро стал культовым местом с постоянным потоком гостей и длинными списками выступающих там диджеев. В 2017-м Фадеев запустил Signal, сумев объединить в этом событии музыку, природу и арт. Все составляющие проекта всегда существовали на равных правах, а организаторы фестиваля из года в год находили, чем дополнить это своеобразное путешествие: будь то завораживающие постройки, артисты в виде водных голограмм или неожиданные новые локации вроде Бали или Нижнего Новгорода. «Лента.ру» поговорила с Сергеем Фадеевым об изменениях, которые произошли с мероприятием за пять лет, умении сопротивляться плохой погоде и коронавирусу, а также о самых безумных вечеринках мира.

«Лента.ру»: Как за все годы существования фестиваля выросла его аудитория?

Сергей Фадеев: Могу сказать, что аудитория растет каждый год. В первом году было около пяти тысяч человек. Большое спасибо тем, кто тогда поехал в неизвестность, потому что непонятно вообще, как люди согласились на такую авантюру — 200 километров от Москвы. А дальше аудитория росла процентов на 20-30 в год, и даже в прошлом году у нас был сильный прирост. Несмотря на то что на масштабное анонсирование фестиваля у нас было всего три недели, люди так устали сидеть взаперти, что оперативно подорвались и поехали в Никола-Ленивец.

Фактор погоды большую роль для людей играет?

Погода становится понятна за два дня до фестиваля. В 2019 году был единственный раз, когда с погодой нам сильно не повезло — наверное, не досчитались тогда процентов 15 аудитории. Но при этом людей все равно было больше, чем в предыдущий год, на те же 20 процентов.

А насколько выросло именно ядро команды, которая занимается фестивалем?

Ядро команды — это человек 30. Плюс огромное количество партнеров, подрядчиков, персонала, волонтеров — человек 700. Это число тоже растет поступательно вместе с количеством аудитории, процентов на 30 в год. У нас было обновление команды, много новых людей — это классно сработало и в прошлом году позволило сделать за очень ограниченный временной отрезок качественный фестиваль. С большинством из этих людей мы продолжаем работать и берем новых, потому что растем и стараемся делать все лучше.

Каждый год вы объявляете прием заявок на получение гранта, который используется для создания арт-объектов фестиваля. Количество этих заявок тоже растет или вначале было не так много желающих делать какие-то объекты для Signal?

В целом всегда были заявки и всегда интересные. В прошлом году мы получили какое-то безумное количество — больше 250. Я это связываю с тем, что люди сидели в квартирах и у них было больше времени на подобные инициативы. В этом году чуть меньше, около 200, но среди них больше проектов более высокого уровня — думаю, мы смогли привлечь внимание к арт-коллу профессионального архитектурного сообщества. К тому же нас активно стали поддерживать профильные архитектурные медиа. Честно, хуже было в первые два года, но последние три года — всегда очень классные проекты, из которых сложно выбрать. У нас большое жюри, которое голосует за то, что будет построено. В общем, программа арт-грантов успешна, и она находит классный отклик даже среди довольно маститых архитекторов. Это очень приятно.

Ставили ли вы какие-то цели, когда запускали самый первый Signal?

На самом деле первый фестиваль делался как будто по наитию. Я оборачиваюсь назад и понимаю, что это был единственный возможный год, когда можно было стартануть с этим проектом, и, видимо, каким-то этим чувством я и руководствовался. При этом было желание создать идеальный мир, создать идеальное путешествие, каким я его вижу. Вот такая была довольно романтическая цель. Совершенно не было представления, что есть куча подводных камней и сложностей, но как-то удалось выгрести. И надеюсь, что изначальный посыл про идеальный мир был все-таки реализован и продолжает реализовываться.

Какие больше идеи хотелось бы воплотить в рамках Signal, но пока не получается?

Давно есть идея сделать постоянную творческую резиденцию в Никола-Ленивце, куда на протяжении всего года могли бы приезжать художники и музыканты и там работать. Хочется развивать образовательное направление — Academy. Еще с давних времен у меня была идея, что будет проходить сеть Signal на протяжении года по всей стране, и сейчас такое ощущение, что это идея начинает реализовываться. В июне мы провели большое событие в Нижнем Новгороде к Дню города, есть еще какие-то соображения, как мы можем в этом направлении двигаться.

Вы из года в год делаете очень большой упор на экологию, в том числе на сортировку мусора. Как посетители на это реагируют? Эта тема находит у них отклик?

У нас в 2019 году была сортировка и последующая переработка, в 2020-м благодаря нашим партнерам, РЭО («Российский экологический оператор»), мы собрали более 50 кубометров отходов, пригодных для вторичной переработки. Были и другие экологические инициативы, но некоторые из них были заморожены из-за бюджетных ограничений, связанных с пандемией. Сейчас мы их опять активируем, хотя это довольно сложно.

Мне кажется, это длительный процесс работы с аудиторией с разных сторон. Так, не все, к сожалению, понимают, зачем нужны многоразовые стаканы, которые мы тоже использовали на фестивале. Их покупают, бросают и тут же покупают следующий, хотя можно пристегнуть его себе на пояс и не множить пластик.

В общем, надо работать и прививать культуру осознанного потребления, это целая большая миссия. И фестиваль — хороший инструмент для этого. Нужно постепенно доносить эти идеи до аудитории, чтобы люди приехали, увидели, научились и дальше использовали это в повседневной жизни

Как появилась прошлогодняя идея сделать выступления с проекциями артистов?

Мы просто очень старались привезти артистов, которые были анонсированы, вели с ними переговоры. Кто-то вообще не мог прилететь, а кто-то мог, но их ждал карантин на обратном пути. Никто не захотел лететь ни под какими уговорами, и мы немного расстроились. А SILA SVETA на тот момент уже разрабатывала для фестиваля эту водную голограмму, которую они хотели использовать в своем шоу для Signal. И я пришел к Саше Усу и сказал: «А давай, раз мы не можем привезти артистов, сделаем телемосты, и пускай они появляются в виде голограммы. И, естественно, артисты, которые находятся в Европе, будут видеть танцпол, чтобы максимально чувствовать аудиторию». Самым сложным оказалось настроить устойчивую связь. В Европе в этот момент пошла вторая волна ковида, и некоторые артисты оказались у себя дома со слабым интернетом, без возможности доехать на студию. Оказалось, что в Никола-Ленивце сделать качественный интернет в лесу проще. Но в итоге все получилось.

Лично вам какое выступление больше запомнилось за время существования Signal?

Мне очень понравился Tommy Four Seven, до сих пор помню этот сет на мейне. Не помню, какой это год, 2018-й вроде. Из прошлого года могу выделить концерт Shortparis — я люблю эту группу, несколько раз был на их выступлениях и во время их концерта на прошлогоднем Signal просто увидел, что сейчас ребята раскрываются по полной. Еще запомнилась голограмма-сет Dr. Rubinstein. Из самого первого года хотелось бы вспомнить DOP и выступление группы Wareika, было классно. Наверное, такие хайлайты я сейчас вспомню.

Что еще пришлось перестроить в работе Signal в новых реалиях последних двух лет?

В основном это процесс подготовки фестиваля — он же очень длительный. Тебе нужно иметь два-три сценария развития событий и чуть ли не рассматривать несколько вариантов лайн-апа, потому что вдруг тебе вообще запретят привозить кого-то. Немного пришлось поменять и финансовое планирование: ты все время в какой-то неопределенности, и тебе по возможности нужно максимально откладывать те траты, которые можно отложить, потому что ситуация все время меняется.

В этом смысле здорово помогают партнеры, которых у фестиваля становится больше с каждым годом, и за это им большое спасибо. В этом году нашу музыкальную резиденцию поддерживает JagerVibes с проектом Save the Night, RedBull делает секретную вечеринку и кинопоказы, Finlandia Mystic Forest при поддержке Finlandia Vodka стала партнером сцены Prizma, Jack Daniels — новой площадки Jack Daniel’s Tennessee Garden, а «Яндекс.Маркет» строит магазин — огромную коробку в поле с нужными на фестивале вещами. Большую поддержку оказала Visa.

Слава богу, вроде в этом году все развивается по более позитивному сценарию, и почти все артисты приезжают, но у нас даже вариант спутникового интернета для телемостов на всякий случае находится в проекте.

Не было желания вообще всю эту деятельность бросить, потому что именно развлекательно-музыкальная индустрия серьезно пострадала в пандемию?

Нет, не было. Мы в прошлом году до последнего верили и рисковали, но все в итоге получилось. Мы испытали дикое счастье, это было несколько дней эйфории, и наша аудитория тоже была счастлива, был очень приятный фидбэк. Нас это, наоборот, подстегнуло, что мы молодцы и все правильно сделали. Не стали ныть, а стали искать решения.

Но, естественно, индустрии пандемия нанесла большой урон, но такие у нас реалии — рассчитывать больше на себя. Стоит поддерживать друг друга и, может быть, более ответственно и с пониманием относиться к участникам этой индустрии, потому что они в сложной ситуации. Но мне это придало даже больший заряд, бросать проект я не хочу. Наоборот, мы за время пандемии классно выросли и вышли на какой-то новый уровень, потому что в плане подготовки, продумывания всего, детальности рассмотрения разных сценариев у нас случился большой скачок.

Кто каждый год придумывает и формулирует тему фестиваля?

Это работа нашего главного визионера, креативного директора. Он магическим образом предугадывает, что будет происходить в ближайший год или даже два, как получилось с Nature Lifecycle. Это тема, которая уже второй год, она была задана в конце 2019 года. В описании говорилось, что вот-вот мир изменится, наш уклад жизни тоже — и это все произошло. Это неплохо, это естественно, как течение жизни.

А кто отвечает за музыкальную программу?

У нас есть музыкальные кураторы: основную программу собирает Андрей Морозов, есть еще несколько кураторов, Женя Соболь. Я тоже участвую в составлении музыкальной программы. Еще у нас есть такой формат, как саб-ивент — в этом году их вообще чуть ли не десять в лайн-апе — это событие, которое готовит на фестивале какая-то промокоманда. Куратор этого комьюнити уже формирует музыкальную программу и создает свой шоукейс. Мы уже объявили саб-ивенты Popoff Kitchen, The Volks, Odyssey + Radi Mira i Lubvi, System 108.

При составлении программы какие-то личные предпочтения тоже могут быть. Это хорошо, когда участник команды какую-то свою частичку привносит, рассказывает про какого-то крутого артиста — why not. Я, например, узнаю много личных предпочтений того же Андрея, и это бывает очень интересно.

Какое музыкальное мероприятие вас больше всего впечатлило в этой жизни и, может быть, как раз и вдохновило на запуск Signal?

Я одно время ездил каждый год на Sonar, мне он дико нравился. Нравилось высокое качество организации мероприятия и то, что вся Барселона дышит музыкой. Проходят как официальные, так и неофициальные мероприятия. Вдруг ты оказываешься в лофте, где только промоутеры со всего мира и артисты, которые борются за пульт. То есть какие-то фантастические картины, это произвело очень большое впечатление. Потом я, правда, перестал туда ездить, как-то надоело.

Из наших историй я, конечно, хотел бы выделить Outline. Второй Outline был, наверное, лучший в мире городской фестиваль, который можно себе представить. Это такое DIY, арт и при этом с офигенными людьми. Максимальный респект. Надеюсь, что в следующем году мы увидим его возрождение.

Из более поздних впечатлений мне еще понравился фестиваль Wonderfruit в Таиланде: там люди со всего мира, совершенно разная музыка, очень классное пространство, дополнительные активности, воркшопы и мастер-классы. Какая-то эклектика есть в этом фестивале: тут у тебя техно, тут эйсид-хаус, а тут какие-то корейские девочки поют. Это полное безумие, но очень приятное.

Можно ли сейчас в России выделить какие-то тренды, связанные с ночной жизнью? Может, появился запрос на какие-то новые форматы? Например, появился клуб «Радуга» с уклоном в диско и какой-то новой праздничной эстетикой.

На самом деле не было предложения, а спрос был. Мне кажется, что в Москве вообще какая-то грустная история с клубами в данный период. Меня уже замучили вопросом, что ходить некуда, когда ты откроешь «Родню» снова. Действительно, не так много мест, хотелось бы большего разнообразия. В том же Санкт-Петербурге более интересная картина.

Вообще, я думаю, что все идет к тому, что будет больше качественных событий коммерческого плана (в хорошем смысле этого слова), но надеюсь, что и какие-то небольшие уютные места, которые все-таки выживут, тоже будут нас радовать. Но им становится все тяжелее и тяжелее. Они не получают спонсорских контрактов, которые могли получать раньше. Еще публика очень искушенная и избалованная. Сейчас, наверное, возник какой-то голод, но раньше было такое, что если у тебя играют очень классные диджеи, но это не какой-то там привоз и не супер имя, которое маленькое заведение не может себе позволить, то ты не досчитываешься [аудитории].

С «Радугой» история классная. Женя Машков, привет! Молодец, круто почувствовал, чего не хватает, правильно скоммуницировал с аудиторией и выстрелил! Уверен, скоро мы увидим камбэк этого клуба, а пока на Signal можно будет побывать на саб-ивенте «Радуги» при поддержке Bacardi.

В музыкальном плане как-то меняются предпочтения аудитории?

Сейчас все больше ломаных ритмов становится, больше транса, и эта музыка уже тоже выходит на большие фестивали. Но все циклично, и это не значит, что все теперь слушают диско или техно больше никто слушать не будет. Диско слушали и 20 лет назад. Вижу тенденцию, что по всему миру идет больше эклектики.

Планируете ли вы проводить Signal в новых локациях, не только в Никола-Ленивце?

Из новых историй — делать по России Signal. Был классный опыт ивента в Нижнем Новгороде, и Нижегородская область уже зовет нас на следующий год. По миру — посмотрим. Логично было бы сделать что-то на другом полушарии, в Южной Америке, и такие мысли тоже есть.

Планируем дальше и на Бали делать, потому что это ежегодный проект, который получил хороший отклик и который мы продолжаем развивать. Там, конечно, есть своя специфика, потому что это другой менталитет, другие правила и другие нюансы. В первый год на меня смотрели как на сумасшедшего русского, который предлагает какой-то фестиваль, который два дня идет, еще какая-то музыка непонятная. Андерграунд, индастриал, техно — ничего такого на острове нет. При этом четыре тысячи человек пришло. Я думаю, что через год-два Signal на Бали разрастется и станет более стабильным, и тогда куда-то еще смотреть будем. Надеюсь, к тому времени мы не будем жить в реалии пандемии, сможем спокойно передвигаться по миру и продолжать радоваться жизни.