Вводная картинка

Слагаемые московского счастья. На Moscow Urban Forum раскрыли секрет удобной городской среды

Россия

Каждый из нас стремится к комфортной жизни: светлым улицам, чистым подъездам, уюту и безопасности. По всем этим показателям российская столица занимает ведущие места как в масштабах страны, так и в мировых рейтингах. О том, чего стоила Москве такая трансформация и из чего сегодня складывается ежедневный комфорт горожан, на Moscow Urban Forum рассказали заммэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков и руководитель столичного департамента капитального ремонта Алексей Елисеев

Вызовы времени

В этом году основной темой Moscow Urban Forum стали изменения городов в ответ на вызовы времени. Экология и экономика, пандемия и технологическая революция предъявляют свои требования и к городам, заставляя их непрерывно развиваться и трансформируя городскую среду.

Комфорт — это требование, которое жители города выдвигают к своей жизни. Основная битва в городе-суперзвезде разворачивается за человека. Комфорт и такие его производные, как безопасность и скорость перемещения, — это важные условия привлечения людей в город, считает Алексей Елисеев. Тому, как Москва за последние десять лет превратилась в футуристический мегаполис, удобный для своих жителей, было посвящено его выступление.

Алексей Елисеев напомнил, что в недалеком прошлом практически все в российской столице определялось узкими коммерческими интересами: в разных местах неожиданно появлялись заборы и шлагбаумы, прямо на тротуарах устраивались автостоянки, а улицы буквально переполняла назойливая реклама. Особенно ярко этот хаос проявлялся у станций метро — их окрестности застраивались торговыми палатками без разрешений и согласований.

Меняться эта ситуация начала в 2011 году. Параллельно с наведением порядка с рекламой и незаконными постройками началась программа благоустройства общественных пространств.

«Все началось с работы большой команды архитекторов, которые изменили отношение к пространству, оценивая его не в километрах плитки, а в том, как человек будет себя в нем ощущать. В городе родился стандарт благоустройства, появились требования… Десятилетие назад туристы стремились попасть только на Красную площадь или на пешеходный Старый Арбат, а сегодня на карте Москвы значатся 420 объектов благоустройства», — отметил Алексей Елисеев.

Новые тротуары и дорожное полотно, удобные лавочки, яркие фонари — качество этой трансформации отмечали жюри многих престижных международных конкурсов — таких как Urban Land Institute Global Awards for excellence и The Lee Kuan Yew World City Prize.

Благоустройство

«Разработана и специальная программа благоустройства набережных. В рамках ее реализации новый облик уже получили 32 набережные общей протяженностью 58,3 километра. В исторической части города создан единый пешеходный маршрут — от Москвы-Сити до Таганской площади», — подчеркнул в своем выступлении на форуме заммэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков.

Еще одно радикальное изменение столицы коснулось ее зеленых территорий, занимающих около половины всей площади города. Некоторые парки сегодня просто трудно узнать на фотографиях десятилетней давности. Например, парк Северного речного вокзала, парк реки Яузы, ландшафтный парк Митино. Из неухоженных территорий они превратились в излюбленные места отдыха жителей не только ближайших районов, но и всего города. А еще в Москве прибавилось новых деревьев — их высажено уже около 800 тысяч.

«Уникальность многих объектов заключается в синергии благоустройства с развитием транспортной инфраструктуры и девелопментом. Прекрасно, когда рядом реализуются крупные проекты по строительству жилья, и к ним сразу подходит транспортная инфраструктура, инженерно-коммунальная инфраструктура, создается полноценная городская среда, которая меняет образ жизни, — подчеркнул глава московского департамента капремонта Елисеев. — В прошлом Москва была промышленным городом, и огромное количество заброшенных и промышленных территорий на сегодняшний день отдано под реновацию. Вспомним Ходынское поле — огромную территорию заброшенного аэродрома, вокруг которого построили большое количество жилья. А людям выйти некуда... Сейчас туда пришло метро, появились торговые центры, создан замечательный парк, пользующийся популярностью не только у местных жителей».

Промзоны

Озеленение и благоустройство проведено во многих бывших промзонах. Печатники, ЗИЛ — эти адреса теперь хорошо знакомы любителям неспешных прогулок и активного спорта. Неудивительно, что в рейтинге мегаполисов, составленном аудиторской компанией PricewaterhouseCoopers, Москва обогнала Стокгольм, Сидней и Сеул, уверенно разместившись на первой строчке в номинации «Общественные озелененные пространства».

«Старые промышленные зоны, располагавшиеся вдоль реки, зоны 50-х годов — АЗЛК, ЗИЛ — все они оказались внутри города. Когда-то их освоение осуществлялось просто полным сносом и застройкой жильем, но сейчас вся эта история стала куда более многообразной. Есть центр дизайна Artplay, есть "Винзавод", есть деловой квартал "Арма" — такие истории, которые осваиваются более сложно. Есть, конечно, и ЗИЛ, снесенный классически, полностью, вместе с ценными памятниками промышленной архитектуры. На его месте сделан район, но район нового типа — комплексный, с привлечением максимального количества архитектурных сил, там есть и школы, и большие учебные центры», — отметил сооснователь и главный архитектор Wowhaus Олег Шапиро.

Дороги

И, наконец, дороги. Новые станции метро, новые маршруты наземного транспорта, экологически чистые электробусы, за которыми можно следить в специальном приложении для смартфона, — перемещаться по Москве в последнее время стало намного удобнее. Территория вокруг всех этих станций, остановок, пересадочных узлов вполне дружественна к людям — ее благоустройство изначально входило в планы работ. Кроме того, водители оценили практически полное исчезновение ям и провалов на хорошо освещенной теперь проезжей части, а пешеходы — расширенные тротуары, особенно в старой, центральной части столицы.

«Развитие транспорта — одна из самых дорогих, крупных и успешных программ правительства Москвы. Есть ли там какие-то ошибки и недостатки? Почти наверняка. Такие идеи, как соединить город железнодорожными диаметрами или запустить Малое железнодорожное кольцо в качестве городского транспорта, не новы. Этим идеям лет 30-40. Но никто не решался за эту задачу браться. Самая важная, мне кажется, черта московского правительства — что оно это делает, делает не разговоры, а дела... Московский транспорт развивается в правильном темпе», — добавил Олег Шапиро.

Транспортная мобильность — важнейшая составляющая комфортной жизни. В таком мегаполисе, как Москва, это особенно касается общественного транспорта, поэтому городские власти уделяют его развитию самое пристальное внимание.

«Город развивается, развитие транспорта сегодня в тренде: создание московских центральных диаметров, большой кольцевой линии метро, благоустройство подходов к транспортным объектам, создание комфортных интрамодальных пересадочных зон — это теперь основная история. Но создание городского пространства, строительно-монтажные работы и благоустройство — это только верхняя часть пирога. Вместе с этим происходит техническая революция. Прежде чем мы начнем заниматься внешним благоустройством, сначала приходят инженерные компании комплекса городского хозяйства и активно меняют коммуникации, трубы, создавая резерв развития данной территории на несколько десятилетий вперед», — резюмировал Алексей Елисеев.