Вводная картника

Посттравматический ад. Какие важные смыслы вложены в фильм «Молокобезумия»

Культура

На платформе Nonfiction стал доступен к просмотру фильм режиссера Сергея Кавтарадзе «Молокобезумия», снятый по научной монографии автора «Архетипы войны: насилие, бессознательное и борьба за базовые потребности». В кинокартине рассказывается об архетипах войны через пять сюжетных линий, центральной из которых является история советского ветерана афганской войны, страдающего посттравматическим синдромом. Подробнее о кинокартине, стоит ли ее смотреть и почему — читайте в материале.

О чем фильм

Сергей Кавтарадзе снял фильм о том, что происходит в душе человека, который пережил войну. Проведя два года в Афганистане, герой кинокартины возвращается на родину с посттравматическим синдромом.

Он разрушает свою личную жизнь и попадает в психбольницу из-за алкогольной зависимости. Там герой не может избавиться от воспоминаний, также он пристрастился к адреналину и кортизолу, которые активно вырабатываются из-за жизни в постоянной опасности на войне.

Режиссер, не желая ограничивать свое произведение анализом отдельного случая, превращает его в универсальную притчу о жестокости и преступлениях, которые бушуют во всем мире, независимо от расы, цвета кожи, религии и мировоззрения.
Посмотреть его можно по ссылке.

На кинорынке Marché du film в Каннах в 2019 году частичные права на демонстрацию были переданы онлайн-кинотеатру Amazon Prime Video в США, Великобритании и Германии.

Кому смотреть необходимо

В Советском Союзе и в России сняты десятки фильмов про войну. И, как правило, в ней есть или любовная линия, или история взаимной дружеской поддержки, несмотря на трудности или хоть что-то доброе и светлое. Отчасти поэтому современные школьники могут не понимать простую вроде фразу «Война, ребятишки, — это не просто плохо, а страшно и разрушительно. А еще с нее возвращаются люди с покалеченной психикой». Второй пункт в отечественном кинематографе в принципе принято «забывать».

В широком прокате, на слуху, нет ни одного фильма, где бы рассказывалось о том, что переживают (скорее здесь уместно употребить — как выживают, выкарабкиваются) люди, для которых смерть была тем, что всегда ходит около. Не было похорон, скорбящих родственников и каких-то мало-мальски организованных по каждому поминок. А были разрывы в шаге, выживание чудом и иногда полное непонимание того, хорошо это или плохо.

И вот ты возвращаешься из этого ада. В страну, которая живет мирной (относительно, конечно) жизнью. Где тебя… не понимают. Ты в реальности что-то вроде инопланетянина для людей, за гранью понимания которых «А как это все». Да, они видели новости, читали газеты и смотрели какие-то художественные фильмы. Но в понимании такие вещи не помогают никак. Ты пытаешься жить со своими травмами в этом поменявшемся окружающем тебя мире, как можешь. А для всех остальных ты скорее псих.

Понимания, что переживают эти люди, как не было 20 лет назад, так нет и сейчас. Сергей Кавтарадзе в этом плане совершил настоящий прорыв, он учит понимать, что творится в голове у людей, переживших ад. И почему этот ад нельзя не принимать во внимание.

Фильм является художественным воплощением научной монографии Кавтарадзе «Архетипы войны: насилие, бессознательное и борьба за базовые потребности», где в основу положены полевые исследования автора в племенах Сурма (эфиопо-суданская граница), Яномами (бассейн реки Амазонка), вооруженных конфликтов в Сомали (Могадишо) и на юго-востоке Украины.

Посмотреть «Молокобезумия» важно очень и очень многим. Например, психологам, которые учат, как выбираться из посттравматического синдрома. Руководитель отдела медицинской психологии Научного центра психического здоровья РАМН Сергей Ениколопов акцентировал внимание на уникальности совмещения кинематографического и научного подхода к проблематике, указав на полевые исследования Сергея Кавтарадзе на территориях проживания первобытных племен и в зонах вооруженных конфликтов.

Смотреть кинокартину необходимо и подросткам, которые в голове своей войну романтизируют. Или учителям, которые рассказывают на уроках сухие факты, вылетающие из голов школьников вместе со звонком. А истории в этих самых головах задерживаются. В целом фильм важно посмотреть хотя бы раз каждому россиянину, который хотя бы когда-то косо посмотрел на пьяного человека или надел «белое пальто» под названием «Со мной так не будет». Все зависит от обстоятельств.

Фильм имеет смысл не только смотреть во все глаза, но и активно слушать. Композитор Александр Симоненко работал с целым симфоническим оркестром для создания музыки к фильму.

«Лента поднимает вопросы природы войны и агрессии. Мощное кино. Был предоставлен карт-бланш, и я работал с Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии, традиционно с РНО и хором Сретенского монастыря», — отметил он.