Вводная картника

Дотянулся до небес. Запад вводит санкции против Белоруссии из-за ареста основателя NEXTA. Чем это грозит России?

Бывший СССР

Инцидент с вынужденной посадкой в Минске пассажирского самолета Ryanair и задержание летевшего на его борту сооснователя Telegram-канала NEXTA Романа Протасевича показали, что отношениям Белоруссии и Запада есть куда ухудшаться. Геополитические последствия международного скандала пока еще не вполне ясны, но саммит Европейского совета уже поручил органам Европейского союза (ЕС) подготовить решение о запрете полетов белорусских самолетов в воздушном пространстве стран-членов ЕС. Кроме того, белорусская оппозиция призвала лишить Белоруссию экспортной выручки. Единственным заступником Белоруссии в громком международном конфликте оказалась Россия. «Лента.ру» разбиралась, есть ли у Москвы друзья в скандальной истории и как задержание Протасевича может изменить ее отношение к Минску.

Недолет

«Совершенно неприемлемо», «противоправно», «беспрецедентно» — так официальные лица ЕС и США отреагировали на драматическую ситуацию с Boeing-737 ирландской компании Ryanair. Все началось в воскресенье, 23 мая, когда экипажу воздушного судна, следовавшего по маршруту Афины — Вильнюс, поступило предупреждение о «потенциальной угрозе безопасности» — ее передали белорусские диспетчеры. Пассажирский самолет пролетал над территорией Белоруссии и уже готовился пересечь границу с Литвой, когда президент Александр Лукашенко, по данным близкого к его пресс-службе Telegram-канала «Пул Первого», решил отправить истребитель МиГ-29, чтобы перехватить лайнер и заставить его приземлиться в Минске.

Увидев, что самолет меняет направление, один из пассажиров — 26-летний Роман Протасевич, бывший главный редактор оппозиционного Telegram-канала NEXTA, попытался избавиться от ноутбука и мобильного телефона. «После внезапного маневра самолета один мальчик запаниковал, взялся за голову (…). Никакого конфликта не было, до тех поворотов самолета не было скандалов, никто ни на кого не злился», — рассказал очевидец, которого анонимно процитировало литовское издание Delfi. Информация о предполагаемом конфликте на борту, которая в первое время появлялась в СМИ, оказалась ложной — самолет без происшествий приземлился в Национальном аэропорту Минска. 

По прилете все пассажиры вышли из лайнера, и только Протасевича отвели в сторону — его вещи обыскали на взлетно-посадочной полосе сотрудники Министерства внутренних дел (МВД) Белоруссии. Незадолго до того как Протасевича увезли в неизвестном направлении, он успел сказать находившимся рядом пассажирам: «Мне грозит смертная казнь». Позднее советник президента Литвы по внешней политике Аста Скайсгирите заявила, что правоохранительные органы Белоруссии четко знали, что среди 170 пассажиров на борту находился известный оппозиционер и его подруга — российская гражданка Софья Сапега, которую задержали по подозрению в совершении преступлений в августе-сентябре 2020 года.

Члены президентского Совета по правам человека обратились к министру иностранных дел России Сергею Лаврову с просьбой о помощи в освобождении Софьи Сапеги. Ее содержание под стражей в СИЗО Комитета государственной безопасности (КГБ) Белоруссии продлено на два месяца

Протасевич заметил слежку за собой еще до посадки на рейс в Афинах и успел сообщить об этом коллегам. По его словам, в греческом аэропорту к нему проявлял «нездоровое внимание» неизвестный русскоязычный мужчина средних лет, подтянутый, с лысиной. Он был в майке, тканевых светлых штанах и с кожаным чемоданчиком. Мужчина пытался снять на камеру документы Протасевича, затем развернулся и ушел, хотя был следующим в очереди на проверку документов. Если все действительно было так, не остается практически никаких сомнений, что все произошедшее с самолетом Ryanair — спланированная спецоперация по задержанию Протасевича. В пользу этой версии говорит и тот факт, что представители Национального аэропорта Минска вскоре после посадки самолета заявили, что угроза взрыва на борту была ложной.

Но в Белоруссии все обвинения со стороны ЕС и США назвали безосновательными, а министр иностранных дел Владимир Макей даже заявил о «спланированной провокации» западных стран. На специальном брифинге дипломат пояснил, что белорусская сторона действовала законно, перехватив коммерческий рейс после получения угрозы от палестинской организации ХАМАС. В письме они якобы требовали, чтобы ЕС прекратил поддерживать действия Израиля, а сам теракт должен был случиться в небе над Вильнюсом. Позже официальные представители ХАМАС опровергли причастность к угрозам взорвать самолет и осудили Белоруссию за вовлечение Палестины и Израиля в ситуацию с арестом оппозиционера.

Это возмутительно и демонстрирует архаичное мышление белорусского правительства, которое не понимает, что сейчас мы живем в век свободных СМИ и что существует международное общественное мнение, которое больше не приемлет подобных методов

руководитель политического бюро ХАМАС Муса Абу Марзук

Политолог Дмитрий Болкунец в комментарии «Ленте.ру» отметил, что ХАМАС «притянули через сутки после происшествия, когда белорусские власти поняли, что вляпались в громкий международный скандал»: «Замечу, что в первые часы после происшествия местные пропагандисты настаивали, что все произошедшее — громкая и успешная операция КГБ Белоруссии по поимке террориста. Позже они начали отнекиваться, а официальные СМИ даже перестали писать, что в небо был поднят истребитель МиГ-29. ХАМАС они придумали как новую часть сценария, хотя тоже напутали, потому что палестинская организация уже подписала с Израилем перемирие. Откровенно говоря, это все выдуманная история, похожая на перехват разговора Ника и Майка».

Мягкой посадки

Как бы то ни было, один из главных аргументов в поддержку действий Белоруссии состоит в том, что международное пассажирское авиасообщение до этого неоднократно использовалось в целях политических разборок. В принципе, на этом основывается и позиция российской власти: не стоит торопиться кого-то осуждать, надо рассмотреть ситуацию с холодной головой и досконально во всем разобраться. В самом деле, можно назвать несколько самых громких случаев задержания иностранных самолетов правительствами разных стран на своей территории за последнее десятилетие.

Достаточно вспомнить воздушное судно авиакомпании «Белавиа», возвращенное по указанию «Украэроцентра» в Киев в 2016 году. Командир лайнера менее чем через десять минут после взлета получил от диспетчера указание немедленно вернуть самолет в аэропорт вылета. Он не объяснил причин и обещал поднять истребители в случае невыполнения требований. По возвращении сотрудники Службы безопасности Украины (СБУ) сняли с борта воздушного судна гражданина Армении Армена Мартиросяна — пророссийского политолога и активиста «Антимайдана». Сам он впоследствии рассказывал, что в аэропорту сотрудники СБУ «искали какой-то накопитель информации», однако отпустили его, так ничего и не обнаружив. В итоге за инцидент пришлось извиняться тогдашнему президенту Украины Петру Порошенко.

Самый скандальный случай произошел в 2013 году, когда в Австрии посадили самолет президента Боливии Эво Моралеса. На борту искали бывшего сотрудника ЦРУ Эдварда Сноудена, выдачи которого требовали власти США. Самолет, вылетевший из Москвы, спустя три с половиной часа полета вынужден был экстренно приземлиться в Вене, поскольку Италия, Франция, Испания и Португалия срочно отозвали разрешение об использовании воздушного пространства и аэропортов своих стран. В итоге самолет Моралеса, несмотря на президентский иммунитет, был досмотрен, а когда в нем не нашли Сноудена, ему позволили лететь дальше.

Еще более похожая на минскую ситуация произошла в 2012 году: турецкие истребители посадили в Анкаре летевший из Москвы в Дамаск сирийский пассажирский самолет c 35 пассажирами на борту. Как и в случае с Boeing компании Ryanair, лайнер не имел никакого отношения к Турции и следовал транзитом через ее воздушное пространство. Один из пилотов военного самолета по радиосвязи потребовал изменить курс лайнера и совершить посадку в аэропорту Эсенбога рядом со столицей. Как утверждал тогдашний министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглы, причиной такого решения стала информация разведслужб о том, что на борту находится военное оборудование. Он объяснил действия турецкой стороны нормами международного права и обещал продолжить проверки гражданских судов Сирии, пролетающих через воздушное пространство страны.

С точки зрения международного права, подобные события могут иметь разную трактовку, но главное — каждый прецедент вызывает серьезный политический резонанс. Ситуацию же с принудительной посадкой самолета в Минске западные страны связывают с демократией и правами человека. Международная организация гражданской авиации (ICAO, ИКАО) уже созвала экстренное совещание по поводу инцидента, поскольку действия белорусской стороны могут расцениваться как нарушение Чикагской конвенции. Согласно ее положениям, суверенитет над воздушным пространством не дает государствам права ограничивать полеты гражданской авиации так, как им заблагорассудится. Делать это нужно при наличии веских оснований, указанных в самой конвенции, приложениях к ней и в Монреальской конвенции «О борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации». 

Действительно, власти любой страны могут потребовать посадки любого воздушного судна на свой аэродром, но только если оно попало в воздушное пространство без разрешения или выполняет функции, противоречащие его гражданскому статусу (например, перевозит военные грузы или ведет шпионскую съемку чужой территории). Ни одна из этих причин не подходит к эпизоду принудительной посадки в Минске: самолет направлялся строго по заранее согласованному плану полета, да и задержание произошло под предлогом угрозы взрыва, который в ЕС и США считают не более чем уловкой. Это отличает ситуацию с Ryanair от других принудительных посадок самолетов.

«Минский маневр», похоже, стал первым в современной истории авиации случаем, когда самолет посадили не силой, а хитростью — якобы по сигналу третьей стороны

Сообщение от имени ХАМАС получили белорусские диспетчеры, которые и передали на борт данные о выдуманной взрывчатке. Фактически они поставили под сомнение весь протокол международного общения и надолго заставили сомневаться в безопасности воздушного пространства Белоруссии. Ведь любая подобная информация впредь может расцениваться как провокация.

Тем не менее до сих пор неясно, как именно командир самолета Ryanair принял решение о посадке в Минске. Генеральный директор авиакомпании Майкл О'Лири заявил, что самолет был похищен, и назвал инцидент актом пиратства. Но Белоруссия утверждает, что пилот принял решение самостоятельно, после того как диспетчеры аэропорта сообщили ему о поступившей угрозе взорвать самолет. Однако тогда непонятно, почему командир выбрал именно Минск, ведь самолет находился значительно ближе к Вильнюсу, то есть аэропорту назначения рейса.

Красная линия Лукашенко

В любом случае Белоруссия выразила готовность сотрудничать с ИКАО и Международной ассоциацией воздушного транспорта в расследовании инцидента. «Готовы предоставить любые данные, связанные с этим инцидентом, с самолетом Ryanair, готовы транспарентно проводить расследование этого инцидента с участием в том числе соответствующих международных специалистов. Но ни ЕС, ни одна западная страна на данный момент не запросила информацию на сей счет от белорусской стороны, насколько мне известно», — заявил Макей.

Скандал с самолетом вызвал жесткую реакцию ЕС и США. Президент Европейского совета Шарль Мишель заявил, что она соответствует серьезности этого «абсолютно неприемлемого, шокирующего, скандального» события. «Мы не потерпим никаких попыток сыграть в русскую рулетку жизнями ни в чем не повинных мирных жителей», — предупредил политик. Осудил «скандальное событие» и президент США Джо Байден.

Так или иначе, решение о санкциях будет зависеть от того, какая версия произошедшего будет принята в качестве наиболее достоверной. Пока же саммит Европейского совета постановил заморозить инвестиции и запретить белорусским авиакомпаниям, в том числе «Белавиа», осуществлять рейсы в аэропорты ЕС и совершать полеты над территорией стран-членов. Кроме того, авиаперевозчикам рекомендовано избегать воздушного пространства Белоруссии. О приостановке полетов над территорией страны в частном порядке объявили крупнейшие европейские авиакомпании — AirBaltic, Air France, KLM, Lufthansa, SAS, Finnair и Wizz Air. Звучат призывы к исключению Белоруссии из Международной организации гражданской авиации, что де-факто может означать полную воздушную блокаду страны.

2
тысячи
самолетов, выполняющих коммерческие рейсы, еженедельно используют воздушное пространство Белоруссии

Присоединилась к санкциям и ​Украина — такое поручение правительству дал президент Владимир Зеленский. С полуночи 26 мая страна прекращает авиасообщение с Белоруссией и перенаправляет все рейсы в обход ее воздушного пространства. Это существенно затруднит украинцам возможность посещать Россию, поскольку Минск с 2015 года был самым удобным стыковочным пунктом при полетах из Киева в Москву. Спикер МИД Украины Олег Николенко назвал прекращение авиасообщения вынужденным, но необходимым, поскольку политика Белоруссии лишает страну суверенитета «в пользу России».

Принудительная посадка самолета с Протасевичем действительно может спровоцировать довольно серьезную реакцию и обернуться для Белоруссии бойкотом со стороны западных экономик. Оппозиция настойчиво призывает к более широким санкциям, в том числе против экспортных поставок топлива и калийных удобрений, которые являются важным источником доходов для Белоруссии. Если максимально жесткие решения все-таки будут приняты, то пострадает и отрасль авиаперелетов. Фактически сейчас ЕС и США вернулись к исходной точке и к осознанию провала дипломатических и экономических усилий, развернутых против Белоруссии с августа 2020 года.

В ЕС и США понимают, что ужесточение мер в отношении Белоруссии неминуемо приведет к ее дальнейшему сближению с Россией. Очевидно, этого никто не хочет, поэтому данное обстоятельство может стать сдерживающим фактором в вопросе введения секторальных санкций. Но если решение будет принято, маневр Лукашенко может оказаться даже выгоден России. Ведь после прошлогодних протестов он пытался возобновить игру в многовекторность, хоть и без особого успеха. Теперь же об этом можно забыть. Впрочем, учитывая тот факт, что Белоруссия находится в преддефолтном состоянии, оплачивать санкции все равно придется России, что может заставить ее пересмотреть отношение к затянувшимся переговорам о глубокой интеграции.

Я не буду ничего комментировать по самолету Ryanair. Существуют определенные международные авиационные правила, и именно международные авиационные власти здесь должны давать оценку с точки зрения соответствия или несоответствия этим международным нормам. Я ничего в этой ситуации комментировать не могу

пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков

Но у медали, как водится, есть и оборотная сторона. Великобритания и ЕС предлагают использовать ситуацию для нанесения удара и по России. Санкции могут ввести против газопровода «Северный поток-2» и остановить транзит газа по трубопроводу «Ямал — Западная Европа», который идет через территорию Белоруссии. Президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко уверен, что историю с самолетом постараются привязать к России для последующего усиления давления на страну. «В зарубежных СМИ версия о том, что Лукашенко не смог бы провернуть операцию без помощи России, является одной из ключевых», — отметил политтехнолог в разговоре с «Лентой.ру».

Враг номер один

Как бы то ни было, после принудительной посадки самолета Ryanair в Минске остались Протасевич, Сапега и, по данным оппозиции, четверо неназванных россиян, которые вылетели бортом Ryanair из Афин. На следующий день после задержания мать Протасевича заявила, что ее сын найден в одной из минских больниц в критическом состоянии. Но в МВД Белоруссии эти данные опровергли, опубликовав видео c оппозиционером. На нем Протасевич рассказывает, что с ним все в порядке и никаких проблем со здоровьем нет: «Отношение со стороны сотрудников ко мне максимально корректное и по закону, также сейчас я продолжаю сотрудничать со следствием и даю признательные показания по факту организации массовых беспорядков в городе Минске». 

Как отметил в беседе с «Лентой.ру» политтехнолог Евгений Минченко, задержание Протасевича — это демонстрация силы и ясный сигнал оппозиции. «Вспомним, что недавно в Москве задержали двух граждан Белоруссии — политолога Александра Федуту и адвоката Юрася Зенковича. В этом смысле за внешней аудиторией белорусский президент не очень следит, считая, что все равно горшки с Западом уже побиты», — считает Минченко.

Логика Лукашенко очень проста: будем разбираться со всеми, кто причастен к организации массовых акций протеста

политтехнолог Евгений Минченко

Аналогичного мнения придерживается и политолог Дмитрий Болкунец: «Лукашенко пытается запугать своих противников и доказать им, что он дотянется до каждого. Но это никак не поможет ему справиться с волной протестов. Напротив, Лукашенко вновь провоцирует общество и обостряет ситуацию».

Именно роль Протасевича в NEXTA как активиста и журналиста стала причиной его задержания. Накануне президентских выборов в Белоруссии в августе 2020 года Telegram-канал NEXTA стал ключевым источником информации и координации антиправительственных сил. Протасевич остался мишенью даже после того, как в сентябре прошлого года стал администратором канала «Беларусь головного мозга» с 260 тысячами подписчиков. Так или иначе, он рассматривался властью как один из основных игроков в оппозиционном движении, в котором он начал участвовать задолго до прошлогодних массовых протестов.

Роман Протасевич родился в мае 1995-го, то есть через год после прихода к власти Лукашенко, и с подросткового возраста был оппозиционным активистом. Еще в 2011 году из-за участия в протестах у Протасевича начались проблемы, он был вынужден сменить учебное заведение, а позже вступил в белорусскую националистическую организацию «Молодой фронт». Члены этой организации активно воевали в Донбассе на стороне Украины. Под эгидой «Правого сектора» (запрещенная в России организация) была даже создана тактическая группа «Беларусь», которая тренировалась совместно с батальоном «Азов».

Вскоре после задержания Протасевича в сети всплыла информация о том, что в 2014-2015 годах он, предположительно, воевал в Донбассе против самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР). Протасевич мог окончить командирские курсы и стать заместителем командира роты по вопросам связи в «Азове», сообщил государственный белорусский телеканал СТВ. Протасевич действительно признавал, что пробыл в Донбассе около года, правда, в качестве журналиста. Его отец Дмитрий Протасевич тем не менее отмечал, что сын принимал участие в боевых действиях. Бывший командир «Азова» Андрей Билецкий также подтвердил, что он «боролся против оккупации Украины». Как бы то ни было, связи Протасевича в националистической среде и его антироссийские взгляды сомнений не вызывают. Сам он в интервью журналисту Юрию Дудю рассказывал, что ездил на Евромайдан в Киеве в 2014 году, где сотрудники «Беркута» разбили ему голову.

Борьба с ними будет осуществляться так, как осуществлялась борьба «самым гуманным государством» по отношению к Усаме бен Ладену и его последователям. И мы готовы действовать. И как только поступит приказ, где бы они ни находились, без срока давности, мы их найдем и мы их зачистим

заместитель министра внутренних дел Белоруссии Николай Карпенков

Что интересно, отец Протасевича — подполковник запаса, лишенный воинского звания указом Лукашенко. Долгое время он работал старшим преподавателем кафедры идеологической работы Военной академии Белоруссии. Ситуация, когда отец носит погоны, а сын бегает с бело-красно-белым флагом, не должна удивлять. За годы правления Лукашенко белорусский национализм стал востребованной идеей, популярной в том числе в номенклатурной среде. Разница состоит лишь в личной лояльности: Протасевича-старшего уволили, когда младший начал представлять интерес для властей Белоруссии.

В 2019 году Роман Протасевич покинул Белоруссию и переехал в Литву. Тогда же он был внесен в список террористов и обвинен по трем статьям Уголовного кодекса: 130 («Совершение умышленных действий, направленных на возбуждение социальной вражды по признаку профессиональной принадлежности»), 293 («Организация массовых беспорядков»), 342 («Организация групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок»). Самое серьезное из преступлений предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до 15 лет. Но если Протасевича признают виновным в терроризме, ему теоретически может грозить и смертная казнь.

***

Очевидно, в этой разборке для России хороших вариантов нет, поэтому ей не остается ничего другого, кроме как использовать ситуацию для продавливания интеграционной повестки. Для этого российская сторона должна продемонстрировать умение пользоваться ухудшением связей Белоруссии и западных стран. Ведь Лукашенко своим маневром практически откидывает одно из направлений своей «многовекторной политики». Совсем скоро, в пятницу 28 мая, в Сочи может состояться встреча Владимира Путина и Александра Лукашенко. На ней и будут расставлены акценты относительно оценки произошедшего, в том числе по поводу задержания россиянки Софьи Сапеги.

Лукашенко обманывает Россию: в прошлом году Белоруссия взяла кредит под обещание реформировать конституцию, провести новые парламентские и президентские выборы. Но ничего этого сделано не было. Лукашенко недоговороспособен, его не воспринимают в качестве серьезного политика

политолог Дмитрий Болкунец

Как бы то ни было, даже нынешняя позиция США приоткрывает окно возможностей по усилению интеграционных процессов. Белый дом заявил, что не собирается делать поспешных выводов о том, что Россия могла быть причастна к принудительной посадке самолета Ryanair. Это означает, что история с самолетом может не бросить тень на процессы нормализации отношений России с Западом. Долгое время Белоруссия получала доступ к огромному российскому рынку, дешевым энергоносителям и дешевым кредитам. Но сейчас Россия имеет реальную возможность пересмотреть подход к сближению двух стран, когда деньги и другие ресурсы Белоруссия будет получать только после реальных шагов по экономической, а затем и политической интеграции.