Вводная картника

Экспорт лома черных металлов попал под угрозу. Специалисты ожидают крах отрасли из-за пошлин в 90 евро

Экономика

В прошлую среду, 19 мая, стало известно, что Минпромторг рассматривает возможность удвоить уже повышенные экспортные пошлины на лом черных металлов до 90 евро за тонну. Подобная мера не исключается с целью затормозить рост внутренних цен на металл.

Ранее, 30 января 2021 года, правительство РФ установило вывозную таможенную пошлину на лом в размере пяти процентов, но не менее 45 евро за тонну, сроком на 180 дней. Задачей данной ограничительной меры было сдерживание роста цен на металлопродукцию, а также строительство и жилье на внутреннем рынке. Однако эксперты выразили мнение, что цель не достигнута, и повышение ставки пошлины привело лишь к снижению экспорта лома до рекордных за 20 лет показателей, а также сокращению ломозаготовки и рабочих мест в экспортно ориентированных регионах, таких как Дальний Восток и Северо-Запад. Подробнее о том, как рост пошлин может повлиять на экспорт и отрасль в целом, читайте в материале.

Выгода есть или нет

С конца января до июля на лом начала действовать повышенная вывозная пошлина в размере пяти процентов, но не менее 45 евро за тонну, сообщает «Коммерсантъ». Как отмечает издание со ссылкой на письмо главы Минпромторга Дениса Мантурова министру экономического развития Максиму Решетникову от 14 мая, данные меры сократили экспорт до рекордных за четыре года показателей. Бюджет дополнительно получил 697,9 миллиона рублей из-за взимания пошлины.

Однако, по мнению Ассоциации НСРО «РУСЛОМ.КОМ», представляющей интересы ломозаготовительной отрасли, при разработке предложения о новом увеличении Минпромторг учел не все последствия для рынка.

Как оценили в ассоциации, реальный финансовый ущерб и отрицательный экономический эффект для страны за время существования пошлин с февраля по апрель 2021 года составил более 1,4 миллиарда рублей. В ассоциации указывают, что это, в том числе, выпадающий доход бюджета, например, от таможенных платежей на сумму 799 миллионов рублей и налогов на сумму 602 миллиона рублей. Также эксперты призывают учитывать выпадающий доход российских морских портов в размере 570-670 миллионов рублей в результате снижения объема перевалки лома на 602 тысячи тонн.

По подсчетам специалистов ассоциации, пошлины привели и к сокращению притока валютной выручки в страну на 16,5 миллиарда рублей. Также специалисты отметили, что произошло сокращение 2300 рабочих мест в отрасли обращения с ломом и отходами металлов за три месяца.

В свою очередь Минпромторг отмечает, что на фоне роста закупочных цен на лом черных металлов в Турции в апреле 2021 года наблюдается трехкратный рост вывоза лома с территории России в Турцию по сравнению с мартом текущего года — с 24,8 до 75,4 тысячи тонн.

Однако в ассоциации призывают сравнивать показатель апреля не с мартом, а с аналогичным периодом прошлого года: в этом случае отмечается падение экспорта лома за первые три месяца действия пошлины в 45 евро в пять раз. Также специалисты напоминают о дополнительных расходах, таких как фрахт, пошлина, услуги стивидорных компаний, операционные расходы и налоги участников внешнеэкономической деятельности.

«Мы провели расчеты, какой может быть порог убыточности для компаний при текущих ценах на металлы. Но, чтобы довезти лом до основного российского потребителя — Турции, требуются дополнительные расходы. Это фрахт, перевалка в порту, страховка и другое. Минимальные дополнительные расходы, даже если не учитывать многие другие факторы, составляют 71 доллар на тонну», — отметил директор ассоциации ломопереработчиков «РУСЛОМ.КОМ» Виктор Ковшевный. Он обратил внимание, что ставки на фрахт в последнее время значительно выросли.

По информации рейтингового агентства «Русмет», занимающегося ценовым и рыночным анализом, рост цен на металлы, который наблюдается с конца ноября 2020 года, исчерпал свои силы. Китай активно принимает меры, чтобы не допустить продолжения роста цен. Это означает, что впереди нас может ожидать коррекция цен назад, которая приведет к резкому ухудшению положения экспортеров.

Перспективы экспорта лома

Повышение пошлины до 90 евро в условиях нестабильного спроса на лом и высокой волатильности цен приведет к полному закрытию экспорта, считают в «Русломе». Аналитик Argus Валерий Завязкин отмечает, что даже текущая пошлина создала проблемы на рынке.

«Текущая пошлина обрушила экспортный рынок лома, не говоря уже о том, чтобы увеличить ее в два раза. Около 800 тысяч тонн было экспортировано за февраль-апрель в прошлом году и менее 200 тысяч тонн — в этом. Падение уже в разы», — прокомментировал специалист.

При этом эксперты отмечают, что экспортные предприятия обеспечивают 20 тысяч рабочих мест. Отправка товара за границу дает ломозаготовителям устойчивость и для работы на внутреннем рынке, отмечают они.

«На рынке не существует в чистом виде экспортеров. Есть ломозаготовители, которые работают как на внутренний, так и на внешний рынок. Процентное соотношение экспортных и внутренних потоков меняется. В некоторые периоды выгоден внутренний рынок, в некоторые — внешний. Сейчас, когда заводы дают более высокую цену, чем экспортная, они больше работают на внутренний рынок. По сути, тех, кто работает на внутренний и внешний рынок, лишают части выручки, из которой платят зарплаты, налоги, проценты по кредитам. По экспорту компании получают деньги в момент или заранее как предоплату. А когда идет поставка на внутренние заводы, прослеживается задержка на 30-60 дней. И поэтому получается, что экспорт позволяет компаниям иметь в том числе оборотные средства для того, чтобы снабжать российские предприятия. Не учитывается как раз то, что, если закроется экспорт, а при 90 евро он однозначно закроется, это скажется на том, что компании должны будут уволить большую часть своих сотрудников», — отметил Виктор Ковшевный.

В ассоциации подчеркивают, что с учетом сроков и условий оплаты экспорт дает оборотные средства для работы с российскими заводами. Также эксперты говорят о необходимости учитывать нестабильный спрос со стороны разных секторов российской металлургии.

По словам Виктора Ковшевного, производство сварных труб за первый квартал 2021 года упало на 13 процентов по сравнению с 2020 годом.

«Цены на металлопрокат на внутреннем рынке практически не зависят от цен на лом, а определяются внешними ценами. Кроме того, создан риск ажиотажного экспорта на фоне информации о повышении пошлины до 90 евро за тонну, и соответствующая дестабилизации цен при давлении на рынок, как это уже было в январе 2021», — предположил он.
В ассоциации подчеркнули, что цена на арматуру не последовала за динамикой цен на лом черных металлов. Специалисты отметили, что в январе 2021 года она составляла 62 тысячи рублей за тонну, в начале и середине февраля снизилась до 48 тысяч рублей. При этом в конце февраля выросла до 67 тысяч рублей за тонну.

На цену не влияет

Автор законопроекта о мерах по регулированию ломозаготовительной отрасли депутат Госдумы Андрей Луговой заявил, что после введения повышенной пошлины лом, потребляемый российскими металлургическими заводами, не пошел на изготовление строительного металлопроката и арматуры для внутреннего рынка. Он пошел на изготовление экспортной продукции.

«Когда говорят, что стоимость металлопродукции выросла из-за цены на лом — это профанация как минимум. А скорее всего за этим стоит серьезная группа лоббистов. Учитывая нынешние мировые цены на металлы, металлургам выгодно продавать катанку, металлопрокат и так называемый квадрат на экспорт. Маржинальность этой продукции выросла в разы, ведь расходы металлургов на ее изготовление остались практически неизменными. Если раньше металлурги зарабатывали 2-3 тысячи с тонны, то сейчас — 20 тысяч, — комментирует Андрей Луговой. — Введение пошлины на лом никак не повлияло на рост цен. Если ее повысят, то произойдет просто еще большее перекладывание денег из кармана ломозаготовителей в карманы металлургов. Более того, из-за высоких мировых цен и ориентации металлургических заводов на экспортную продукцию производство арматуры для внутреннего рынка снизилось, а цена на нее, соответственно, еще больше выросла. Правительству необходимо лучше разобраться в ценообразовании на арматуру. Тогда станет понятно, что вывозная пошлина на лом никак не повлияет на снижение цен».

Действительно, экспорт лома за 2020 год составлял 10 процентов от всего объема отправки за границу черных металлов. Вывоз лома в 2021-м, в первые два месяца после увеличения пошлины до 45 евро, составляет один процент от всего объема экспорта черных металлов. Регулирование экспорта лома никак не может повлиять на цены внутреннего рынка на металлопрокат, уверен Виктор Ковшевный.

«Регулируя один процент рынка, мы никогда не сможем повлиять на цены конечного рынка металлопроката в России», — подчеркнул Ковшевный.

Еще один важный негативный эффект, на который указывают участники ломозаготовительной отрасли и о котором не задумываются некоторые лоббирующие пошлины металлургические заводы, — значительный риск ответных санкций и компенсационных мер от мирового сообщества. Введение пошлины для ВТО уже выглядит как попытка ограничения торговли и мера субсидирования металлургического экспорта. Ее повышение на фоне текущего обвала экспорта только усилит эти подозрения. Встречной мерой со стороны импортирующих стран могут быть антидемпинговые пошлины против российской металлопродукции, которые могут применить ко всей отрасли, а могут подсчитать индивидуально для каждого завода. Причем тарифные и нетарифные ограничительные меры вводятся страной как правило на 6-12 месяцев, а встречные меры действуют в отношении бизнеса до 5 лет. Так уже было в 2000 году, когда Россия еще не являлась членом ВТО. В ответ на наши пошлины было введено квотирование российских поставок металлопроката. А в 2020 году в рамках ВТО введены новые механизмы реагирования на нарушение обязательств, которые могут быть применены к России.

Лом vs уголь

Эксперты приводят сравнительные характеристики с одним из наиболее популярных отечественных товаров на экспорт — коксующимся углем. В кислородно-конвертерном производстве, на долю которого приходится около 70 процентов от всего производства черных металлов в России, коксующийся уголь находится на втором месте по влиянию на себестоимость, значительно опережая лом черных металлов.

Экспорт коксующегося угля составляет 29 миллионов тонн в год (почти 30 процентов от уровня производства), а экспортная пошлина составляет 3,8 доллара за тонну.

«Министерство энергетики понимает, что нужно поддерживать экспорт угля, иначе отрасль полностью загнется. Если угольные компании находятся по большей части в вертикально интегрированных металлургических холдингах, то ломозаготовители независимы. Залезть к себе в карман никто не хочет — никто даже не заикнется, чтобы повысить экспортную пошлину на коксующийся уголь. Хотя, например, найти свободные объемы коксующегося угля будет очень трудно. Если зарубежный игрок придет и скажет, что хочет купить лом, — пожалуйста, у нас есть много регионов, которые готовы его дать, но не могут его отправить в силу логистики», — отметил Ковшевный.

Рейтинговое агентство «РУСМЕТ» призывает отменить пошлину полностью с 1 июня 2021 года и высказывает мнение, что она не приведет к тем результатам, ради которых инициируется, при этом может негативно сказаться на состоянии внутреннего рынка. В ассоциации РУСЛОМ.КОМ уверены, что рынку нужны не ограничительные меры, а стимулирование ломосбора. Это отмена НДФЛ для ломосдатчиков-физических лиц и принятие законопроекта по переходу на безналичный расчет ломозаготовителей с физлицами. Это сделает отрасль более прозрачной и повысит ее регулируемость со стороны государства.