Вводная картника

Десанты культуры. О реализации «РОСКОНЦЕРТом» всероссийского гастрольно-концертного плана

Культура

Федеральная дирекция музыкальных и фестивальных программ «РОСКОНЦЕРТ», правопреемник Государственного концертно-гастрольного бюро СССР — «Союзконцерта», в настоящее время подчиняется Министерству культуры Российской Федерации. «РОСКОНЦЕРТ» организует и проводит масштабные фестивали искусств, перекрестные года и обменные Дни культуры, а также всероссийские и международные конкурсы и творческие проекты. Кроме того, с 2020 года он реализует проекты в рамках Всероссийского гастрольно-концертного плана, который предполагает единые меры помощи и федеральным, и региональным, и студенческим, и даже частным творческим труппам и, впервые за многие годы, дает возможность зрителям со всех концов нашей огромной страны увидеть выступления лучших российских коллективов в своем регионе. О масштабных культурных программах «Большие гастроли» и «Мы — Россия», выполняемых несмотря на пандемию, — в материале «Ленты.ру».

«Это благо»

Впервые проекты программы «Большие гастроли», цель которой — формирование общего культурного пространства России, стартовали в 2014 году. С этого времени зрители из самых разных городов нашей необъятной страны имеют возможность посетить масштабные гастроли ведущих российских драматических и музыкальных театров и увидеть их лучшие постановки, причем как уже популярные спектакли, так и премьеры. На «Больших гастролях» не показывают «урезанных» постановок — это всегда полный актерский состав, включающий звезд российских театров, полноценные декорации и костюмы. Спектакли проходят на больших и малых сценах для взрослой, семейной и детской аудитории.

«Большие гастроли» театров организуются «РОСКОНЦЕРТом» по шести направлениям: федеральному, зарубежному, межрегиональному, для детей и молодежи, студенческому, по поддержке негосударственных (частных) театров.

В этом году, несмотря на сложную эпидемиологическую обстановку, в рамках федерального направления в одиннадцати регионах уже прошли гастроли шести ведущих российских театров — МХАТа имени Горького, Государственного академического театра имени Вахтангова, Государственного театра наций, Российского государственного театра «Сатирикон» имени Аркадия Райкина, Государственного академического театра классического балета Касаткиной и Василёва и Санкт-Петербургского государственного академического театра имени Ленсовета.

Так, например, в апреле на сцене Костромского драматического театра имени Островского с огромным зрительским успехом прошли спектакли Московского художественного академического театра имени Горького «Не все коту масленица» Александра Островского и современная драма «Звездная пыль». Стоит отметить, что в рамках федеральной программы «Большие гастроли» театр приезжает в Кострому уже второй год подряд.

В рамках межрегионального направления в одиннадцати регионах прошли гастроли десяти театров: Приморского академического краевого театра имени Горького из Владивостока, Чеченского государственного драматического театра имени Нурадилова, Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана, Арзамасского театра драмы и других.

Открывая гастроли театра в Санкт-Петербурге, художественный руководитель Приморского академического краевого драматического театра имени Горького Ефим Звеняцкий высказал свое мнение: «Благодаря Министерству культуры России и «РОСКОНЦЕРТу» нам вернули то хорошее, что было в советское время — возможность гастролировать по разным городам нашей необъятной страны. И поверьте, это благо».

А новосибирские поклонники балета ожидали гастролей легендарного Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана 14 лет. И вот в апреле, в течение четырех дней они смогли насладиться просмотром двух спектаклей, основанных на шедеврах русской классической литературы — «По ту сторону греха», по мотивам романа Федора Достоевского «Братья Карамазовы», и «Анна Каренина». Сейчас в соцсетях счастливчики, которым удалось побывать на этих спектаклях несмотря на аншлаг, охотно делятся восторженными комментариями.

Для детей и молодежи в 13 регионах страны, практически везде с аншлагом, прошли гастроли 13 театров, среди которых Санкт-Петербургский «Большой театр кукол», Красноярский театр кукол, Челябинский государственный театр кукол имени Вольховского и другие, которые с большим успехом показали юным зрителям в общей сложности 109 спектаклей.

По студенческому направлению реализованы три гастрольных проекта, в которых поучаствовали Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, Высшее театральное училище имени Щепкина и Российский институт театрального искусства (ГИТИС). И здесь благодарные зрители не поскупились на аплодисменты юным талантам.

И в направлении по поддержке негосударственных (частных) театров шесть театральных коллективов, выступивших в пяти регионах, получили самые высокие зрительские оценки.

Май гастрольный

В мае по Всероссийскому гастрольно-концертному плану — гастроли восьми федеральных театров, среди них: Национальный драматический театр России (Александринский театр), Государственный академический театр имени Вахтангова, Российский государственный академический театр драмы имени Волкова, Московский театр Et Cetera Калягина, РАМТ, Большой драматический театр имени Товстоногова. Театры выступят в 10 регионах с 50 показами.

Так, например, с 28 мая по 1 июня, впервые за 50 лет, БДТ имени Товстоногова выступит в Самаре на той же сцене Самарского академического театра оперы и балета, где летом 1971 года прошли их предыдущие гастроли. Самарские зрители в социальных сетях уже активно обсуждают это значимое для культурной жизни города событие.

По межрегиональному направлению запланированы гастроли восьми театров, по направлению для детей и молодежи — шести, студенческое направление реализует один проект. Также планируются гастроли четырех негосударственных (частных) театров.

«Мы готовы поддерживать расширение географии, так как убеждены, что культурные мероприятия должны быть доступны всем жителям нашей страны, вне зависимости от места их проживания, — говорит министр культуры России Ольга Любимова. — Тем более, в регионах появляется все больше достойных площадок».

В мае стартует и зарубежное направление «Больших гастролей», приостановленное из-за пандемии, — Российский академический Молодежный театр, который в этом году отметит 100-летний юбилей, покажет спектакли «Чехов-GALA» и «Денискины рассказы» в Цхинвале (Республика Южная Осетия).

«Глоток свежего воздуха для ярких и талантливых»

Стартовавший в феврале 2020 года по инициативе Министерства культуры федеральный проект «Мы — Россия» организует гастрольную деятельность национальных творческих коллективов.

В программе «Мы — Россия» в марте и апреле приняли участие девять государственных национальных коллективов, среди которых Государственный Волжский русский народный хор имени Милославова, хореографический ансамбль «Березка» имени Надеждиной, Государственный академический Северный русский народный хор. Концерты этих известных коллективов с большим успехом прошли в 44 российских городах.

А 13 мая в Великом Новгороде состоялся долгожданный концерт прославленного ансамбля «Россия» имени Людмилы Зыкиной, билеты на который некоторые зрители хранили с октября прошлого года. Ансамбль выступил с программой «Голоса эпохи», посвященной 20-му веку.

Всего по программе «Мы — Россия» запланированы гастроли шести государственных национальных коллективов в пятнадцати городах России.

Согласно всероссийскому гастрольно-концертному плану, в этом году более 250 театров примут участие в «Больших гастролях», а 29 государственных национальных коллективов — в программе «Мы — Россия».

По словам статс-секретаря заместителя Министра культуры России Аллы Маниловой, итоги прошедших двух месяцев реализации возрожденного Минкультуры России Всероссийского гастрольно-концертного плана свидетельствуют о возросшей потребности в гастролях различных творческих коллективов страны. Проект в буквальном смысле стал глотком свежего воздуха для ярких и талантливых деятелей, которые радуют своим творчеством зрителей со всех уголков нашей страны. По ее мнению, «безусловно, небывалый размах проекта свидетельствует о намерении расширять географию гастролей и обеспечивать максимальный доступ к постановкам отечественных театров и за рубежом».

Таким образом очевидно, что Всероссийский гастрольно-концертный план, впервые за последние 30 лет разработанный и принятый Министерством культуры, на радость артистам и зрителям реально работает, помогая эффективно организовывать гастроли учреждений культуры, творческих коллективов и вузов во всероссийском и международном масштабах. Стоит отметить, что стабилизация эпидемиологической обстановки, постепенная отмена ограничений, соблюдение специальных правил при проведении культурных мероприятий позволяют проводить практически все запланированное.

По словам министра культуры России Ольги Любимовой, «министерством культуры России воссоздается одно из главных достижений прошлого — единая гастрольная система страны, которая формируется по понятным, прозрачным правилам и охватывает всю территорию России».