Вводная картника

Смотри в оба. Как маски, флешки и «Сникерс» вдохновили архитектора на безумные проекты

Дом

Современный человек склонен видеть преимущественно плохое, особенно вне стен своего дома: убогое здание, неудачный памятник, лужу посреди тротуара, неровно уложенную плитку или покосившийся забор. Кому-то всюду мерещатся фаллосы — в Facebook даже есть специальная группа для таких людей (ее чуть не закрыли зимой 2021-го из-за неприличного названия — «Мама, я везде вижу ***», его пришлось поменять). Бразилец Фелипе де Кастро не такой — он архитектор до мозга костей и во всем, без преувеличений, замечает идеи для будущих проектов. Красивое здание можно построить даже по лекалу главного врага ковид-диссидентов — обычной медицинской маски, уверен де Кастро.

Как перестать видеть везде дурное и начать жить, 33-летний архитектор показывает в своем Instagram-аккаунте. Там сотни снимков обычных предметов и предварительные наброски архитектурных решений, созданных по очертаниям этих предметов.

Де Кастро черпает вдохновение практически во всем, что его окружает, — даже в обычном бутерброде. Воображение у бразильца развито чрезвычайно сильно, он не просто «отрабатывает» окружающие предметы, каждый чертеж — это небольшая история, а все они в совокупности — целый мир из невероятных архитектурных фантазий.

Бразилец немного смахивает на мага — может превратить обычный циркуль в терминал аэропорта, а старый радиоприемник — в здание кинотеатра. Все, что нужно, — бумага, маркеры и хорошая идея.

«У меня с детства была своего рода игра — брать обычные предметы и делать из них какие-нибудь конструкции, — рассказывает де Кастро. — Я представлял предмет в большем масштабе, но никогда не делал зарисовки».

По словам архитектора, он решился на создание необычных чертежей только в 2018 году. «Я сидел за рабочим столом, смотрел на подставку для карандашей и вдруг явственно увидел здание — и впервые запечатлел это», — вспоминает бразилец.

Идеи возникают легко и непринужденно, утверждает он: де Кастро работает по двум схемам: замечает какой-то объект и тут же представляет, как его можно масштабировать и превратить в архитектурную конструкцию, или же трудится «по заказу» — когда кто-то присылает ему фотографию некоего объекта и просит создать проект.

«Задача усложняется, когда приходится создавать нечто из предмета, выбранного не мной», — отмечает архитектор. Его наброски почти всегда включают изображения людей, растений, транспортных средств.

Так архитектурный рисунок обретает жизнь, поясняет де Кастро. Он называет это «творческой разминкой».

«Мне нравится проявлять свои познания с помощью разных техник, способности к импровизации и созданию конструкций любого объема. Я помогаю студентам, изучающим архитектуру, и другим людям, которые любят рисовать и используют это упражнение», — говорит де Кастро.

Разработанный им метод обучения пользуется популярностью — его, по словам архитектора, применяют студенты и преподаватели из разных стран мира.

Самый сложный этап создания чертежей — придумать структурные части, указывает бразилец. «Дело в том, что хочу создавать конструкции, которые действительно можно возвести. Я стараюсь не увлекаться нереалистичными идеями, противоречащими законам физики», — поясняет он.

Торговать чертежами де Кастро тоже не стремится — уникальные здания остаются на бумаге. Бразилец ждет у моря погоды, говорит, что согласен реализовать свои проекты, но ждет инвестора, готового на них потратиться.

Пока такового не нашлось, зато архитектор написал учебник по технике перспективного рисунка, электронный экземпляр стоит 10 долларов.

Еще у де Кастро больше 67 тысяч подписчиков в Instagram — до соотечественницы Жизель Бундхен, конечно, далеко (у нее 17 миллионов фолловеров), но так ли важны числа, когда всякая идея талантливого бразильца — это взрыв традиционного восприятия вещей?