Вводная картника

От утопии к реальности

Сотрудники ГАЗа при поддержке Олега Дерипаски изменят облик крупнейшего района Нижнего Новгорода

Экономика

Автозаводский район Нижнего Новгорода называют городом в городе неслучайно — здесь живут целые династии работников автозавода ГАЗ, здесь первые жилые дома возводились вместе с заводскими корпусами, здесь свои традиции и перспективы. Недавно рабочие и молодежные советы Горьковского автозавода вышли с инициативой сделать свой район самым комфортным и благоустроенным для жизни и разработали предложения по реконструкции, строительству и благоустройству объектов, развитию здравоохранения и жилищного строительства.

Так родилась программа «Новый социальный вектор», которую поддержал общественный деятель Олег Дерипаска. В начале февраля он посетил соцобъекты Автозаводского района в Нижнем Новгороде, оценил их состояние, встретился с руководством города и Нижегородской области, вник во все детали, и социальному вектору был дан зеленый свет.

«Автозаводский район будет развиваться. Сейчас важно составить план, нужно честное софинансирование, нормально функционирующий долговой рынок с хорошей ставкой, чтобы строить необходимые социальные объекты, — отмечал Олег Дерипаска. — У района есть планы по строительству новых ФОКов. Важно, чтобы люди могли себе позволить новое
качественное жилье, стоимость которого не будет падать со временем. Нужно наполнять район современной инфраструктурой. Задача — сделать так, чтобы Автозаводский район Нижнего Новгорода стал самым благоустроенным и комфортным для проживания».

Готовность бизнеса выделить солидные инвестиции по созданию для людей комфортной среды опирается на встречное движение муниципальных властей способствовать благоустройству и реконструкции социальной инфраструктуры.

Бизнес плюс город

Первые подвижки начались в 2017 году в рамках всероссийского проекта «Формирование комфортной городской среды». В основном были благоустроены центральные улицы города такие как Большая Покровская, Большой и Малый скверы на пл. Минина и Пожарского, а на Автозаводе — площадь им. Киселева, первая очередь Парка Славы, сквер на ул. Прыгунова,
пляж у Паркового озера.

Но поскольку основная группа работников ГАЗа проживает именно в Автозаводском районе, компания делает акцент на необходимости реконструкции социальных объектов и строительстве новых именно в этой части города.

Сейчас представители ГАЗа напрямую сотрудничают с районной и городской администрациями в реализации идей «Нового социального вектора». В разработке преобразований района участвуют члены рабочих и молодежных советов ГАЗа.

«Автозаводский район — действительно особенный, там живет много работников завода, и складывается определенная культура. В рамках федеральной программы сделано многое, но требуются новые денежные вливания, потому что в районе все еще много мест, где вместо асфальта просто дыры. Поддержка ГАЗа будет очень кстати», — отмечает проектный
менеджер АНО «Институт урбанистики» Екатерина Карзанова.

Несбыточная социалистическая мечта

Сделать Автозаводский район идеальным для жизни пытались еще в начале XX века. Дело в том, что именно Горьковский завод стал драйвером создания района, и в 30-е годы вместе с его основанием начали появляться первые дома и развиваться инфраструктура. Советские власти хотели построить соцгород для рабочих. Подобные проекты были запланированы и в
других городах (Кузнецке, Челябинске, Магнитогорске и так далее).

Идея заключалась в том, чтобы максимально упорядочить и обобществить быт, воспитание детей, труд и отдых трудящихся. Например, жители домов не должны были тратить время на готовку, а могли питаться в специализированных столовых — кухни в квартирах домов-коммун не были предусмотрены планом. На деле же первые рабочие предприятий соцгородов жили в бараках в довольно плачевных условиях — из-за экономии на материалах и ограниченных сроках строительства, в помещениях текла крыша, туалеты с выгребными ямами располагались между бараков. Но вскоре идею соцгорода раскритиковали, признав ее оторванной от реалий. «Изначально это был очень грандиозный проект, но шутка всего соцгорода в том, что первый камень был заложен в день, когда вышло постановление «О работе по перестройке быта», осуждающее обобществление всех сторон быта трудящихся», — рассказывает урбанист, куратор проекта «Соцгород.Пробелы» Ира Маслова.

Тем не менее район активно разрастался, сегодня здесь проживает четвертая часть населения Нижнего Новгорода и практически каждая семья так или иначе связана с ГАЗом. Именно поэтому для компании так важно сделать пусть и не идеальный город мечты из советской утопии, но максимально комфортный для жизни район.

При этом район уже сегодня является самым чистым в городе. «Администрация всегда очень оперативно работает и действительно старается сделать район лучше. У меня есть фотография с первым снегом, на которой видно, что дорожка уже посыпана песком. В Автозаводском районе снег и песок выпадают одновременно», — рассказывает Ира Маслова. В месячниках
по благоустройству и весенних субботниках активно участвуют и сотрудники ГАЗа.

В рамках программы «Новый социальный вектор» планируется благоустройство скверов, улиц, дворов, строительство качественного жилья. К слову, уже сейчас компания в рамках корпоративной жилищной программы оплачивает работникам половину стоимости покупки квартиры и гасит часть ипотечного процента.

Помимо этого предусмотрено создание зон для занятия спортом, условий для качественного медицинского обслуживания, образования. Вкупе все это должно стать основой современного городского общественного пространства для комфортной жизни.

Первым серьезным пунктом в списке улучшений стал муниципальный спорткомплекс «Чайка», поскольку он является точкой притяжения для жителей района. Реконструкция пройдет уже в этом году. Прийти позаниматься спортом смогут все желающие, стадион будет оборудован согласно современным требованиям, в том числе предусмотрены условия для людей с ограниченной мобильностью. Запланировано новое футбольное поле и хоккейные коробки, современный теннисный корт, площадка для городошного спорта, беговые дорожки и велодром. На модернизацию стадиона ГАЗ выделил 150 миллионов рублей, это станет
подарком к 800-летию города.

Помимо развития спортивной инфраструктуры города, компания направила около 500 миллионов рублей на реконструкцию музея истории ГАЗ. Современная интерактивная экспозиция станет точкой притяжения для туристов и жителей города.

«Программа «Новый социальный вектор» меня, как жителя Автозаводского района, впечатляет. Работы нам хватит на много лет вперед. Будет круче, чем в центре! К нам потянутся люди. Мы уже лучшие — по архитектуре, широте улиц, красоте проспектов, а если средства будут вложены в развитие социальной сферы района, станет вообще замечательно», — добавляет Александр Нагин, глава администрации Автозаводского района.

На сегодняшний день при содействии районных и городских властей уже приводятся в порядок расположенные рядом с заводскими проходными подземные тоннели, которые раньше все время затапливало водой. Кажется, что усилия городских властей и бизнеса помогут вдохнуть в район новую жизнь.

Планы на перспективу

Программа «Новый социальный вектор» – долгосрочная, рассчитана на годы вперед. Это не просто реконструкция старых убитых объектов, это новые подходы к качеству жилья, изменение отношения к созданию условий для спорта, отдыха и здорового образа жизни автозаводцев, образования детей. Это создание комфортной среды для разных возрастных и
социальных категорий населения. Это те изменения, которые нужны людям.

Эта инициатива, с ее новыми подходами к градостроительству как к программе повышения качества жизни людей, призвана придать новый импульс развитию всего города. И это станет результатом совместной работы государства и бизнеса, направленной на комплексное благоустройство приволжской столицы, на которую будут равняться другие регионы. И это
уже не утопия.