Леди Гага

Единое целое

Как одежда шахтеров и военных заменила женщинам сексуальные платья

Ценности

В середине XIX века элегантность стала постепенно уступать позиции практичности — так появился комбинезон. Изначально одежду из грубой ткани разрабатывали для мужчин — военных, строителей и шахтеров, — однако постепенно она превратилась в сексуальный женский наряд. В настоящее время подчеркивающие фигуру комбинезоны из шелка или органзы заменили вечерние платья, а костюмы из легких натуральных тканей стали неотъемлемой частью гардероба в жаркое время года. Как появились первые комбинезоны и за что их полюбили ведущие мировые дизайнеры — в материале «Ленты.ру» из цикла про историю одежды.

От военных до акробатов

История комбинезона значительно короче, чем, например, жилета или брюк. Первоначально предмет одежды, в котором куртка или сорочка соединена со штанами, появился в средние века и был принадлежностью исключительно мужского гардероба. В частности, таким образом шили трико — облегающий прообраз комбинезона из тонкой ткани.

В трико выступали средневековые акробаты и персонажи итальянской комедии дель арте, в том числе Арлекин. И это неслучайно: для того чтобы выполнять трюки на ярмарках или в залах аристократических дворцов, акробатам нужна была одежда, которая не стесняла бы движений и не задиралась, когда они ходили на руках или делали сальто.

Большого распространения комбинезоны в Средневековье и Новое время не получили, поскольку были не очень практичны и несколько неприличны (да и сама профессия актера считалась непристойной и даже греховной). Ношение же подобной одежды женщинами было в принципе исключено: переодевание в мужское платье для них считалось страшным грехом.

Трико подчеркивало все изгибы женской фигуры и открывало ноги, что было недопустимо

Вариацией комбинезона можно считать куртку, которая соединялась со штанами посредством пуговиц или пряжек. Подобную комбинацию носили люди, которым тоже было важно, чтобы одежда не задиралась и не стесняла движения: например, военные. Однако это все же был не вполне комбинезон: верх и низ одеяния можно было легко разделить, просто расстегнув застежки.

Наконец, в старину имелся еще один прообраз комбинезона: штаны на помочах, то есть лямках-бретелях. В определенные периоды европейской истории наличие ремня (и прикрепленных к нему ножен с холодным оружием) отличало аристократа и дворянина от мещанина и крестьянина. Носить оружие могли только лица привилегированного класса и профессиональные солдаты-наемники. Работать в поле или в хлеву крестьянину было удобнее, подвязывая штаны веревкой или пришивая к ним помочи.

«Комбинезон никогда не был мейнстримом»

Настоящее «рождение» комбинезона в его современном виде состоялось во второй половине XIX века. Это произошло благодаря промышленной революции и индустриализации. Комбинезон — соединение просторной куртки с карманами и брюк (тоже с карманами, а также со специальными петлями для инструмента) оказался идеальной одеждой для рабочих фабрик и заводов, шахтеров и строителей. Шили такие комбинезоны из плотной ткани, например, брезента и парусины. Элегантности это одежде не прибавляло, но зато она была прочной и износоустойчивой, ее можно было часто стирать.

История привычного современному покупателю джинсового полукомбинезона с нагрудником и помочами началась в 1870-е годы. В 1853 году американский предприниматель Ливай Страусс запустил на Диком Западе торговлю рабочей одеждой из денима — плотной хлопчатобумажной ткани, так называемой «диагонали» (с косым переплетением нитей), окрашенной индиго (синим красителем).

Если ковбоям нравились классические джинсы, которые стягивались кожаным ремнем на поясе, то фермеры и золотоискатели, которых в западной части США во второй половине XIX столетия было очень много, предпочитали более свободные полукомбинезоны с отстегивающимися от нагрудника помочами. Они были практичнее с гигиенической точки зрения и не стесняли движений: пояс помешал бы часто наклоняться, что неизбежно в работе старателя или в крестьянском труде.

Страусс запустил в продажу такие комбинезоны, как только в них появилась насущная потребность — в разгар «золотой лихорадки», спустя пару десятилетий после появления его первых джинсов

Параллельно с индустриализацией и ростом городов у привилегированного класса появилось новое развлечение: физкультура и спорт. Если до середины XIX столетия вся физическая активность аристократов сводилась к верховой езде, фехтованию и стрельбе, то ближе к рубежу веков в моду вошли «плебейские» виды спорта — бокс, поднятие тяжестей, — а также групповые спортивные игры, которыми прежде занимались только школьники и студенты закрытых школ и университетов, например, крикет и гольф. Оттуда же пошли любительские взрослые команды гребцов, футболистов, рэгбистов.

Для занятий спортом потребовалась удобная одежда, и в числе прочих ею стали версии комбинезонов. Сначала физкультурники оценили трико, которые уже носили балерины и танцовщики, а также цирковые акробаты. В трико считалось приличным бороться или заниматься гиревым спортом, а также плавать (до минималистичных плавок общественная мораль «доросла» только к середине ХХ столетия).

В начале прошлого века в комбинезонах-трико уже позволялось плавать и женщинам: это были предтечи современных цельных купальников. Кроме того, их сразу оценили первые автомобилисты и авиаторы. Шоферы и пилоты, позже — парашютисты, а также механики, работники гаражей и аэродромные служащие носили плотные парусиновые или брезентовые комбинезоны. С развитием авиации и увеличением высоты полета возникла потребность в теплом варианте комбинезона: на высоте он спасал летчика от холода.

В 1920-1930-е годы стало общеупотребительным и название этого предмета одежды. Как и многие другие модные термины, он берет начало из французского языка, от слова combinaison («сочетание»). Спустя еще десять лет на комбинезоны обратили внимание дизайнеры одежды.

Комбинезоны — это все летчики и рабочий класс. Но в основном летчики: парашютный спорт и все такое. У Скиапарелли появились первые коллекции комбинезонов в 1940-е. Есть еще мнение, что комбинезон — это тема клоунских домино, но она никогда не была мейнстримом

Алена Исаева
эксперт моды

«Для мужчин комбинезон удобнее, чем для женщин»

Если мужчины носили комбинезоны всю первую половину XX века, то для женщин это было скорее экзотикой. Пловчиха или гимнастка могла заниматься спортом в трико, а пилотесса — летать в нем на аэроплане. Частью повседневной одежды комбинезоны стали только в 1940-е годы, когда женщинам пришлось повсеместно заменять на заводах, фабриках и даже в шахтах мужчин, ушедших на войну. Сначала это было вынужденной мерой, а потом — вдохновением для дизайнеров: следом за уже упомянутой Эльзой Скиапарелли комбинезоны оценили и другие дизайнеры.

Правда, произошло это не сразу: после войны женщинам снова захотелось быть женственными, и в моду вошли пышные приталенные платья диоровского new look. Потом сексуальная революция подарила женщинам мини-юбки и мини-платья, а затем все стали носить джинсы (в том числе и джинсовые полукомбинезоны с нагрудником и бретелями). И только после этого настала очередь модных комбинезонов. Одним из первых такой тренд задал Дэвид Боуи: облегающий комбинезон стал частью его сценического образа — Зигги Стардаста.

Следом за мегазвездой Боуи потянулись и другие эстрадные исполнители, а за ними — и простые люди. «Популярны были комбинезоны на молнии, с карманами. Особенно сильной стала эта популярность в конце 1970-х (кстати, тогда вернулась мода на 1940-е). Вспомним группу ABBA», — напоминает Алена Исаева.

Кроме того, именно в 1970-е произошел настоящий скачок популярности автоспорта, особенно гонок «Формулы-1». Комбинезоны гонщиков — с длинными рукавами, воротом-стойкой, с молниями и яркими нашивками — вдохновляют модных дизайнеров и по сей день: вещи, похожие на эту «спецодежду», появлялись на подиумах Tommy Hilfiger и других дизайнеров.

Особенность комбинезона в том, что он плохо скрывает недостатки фигуры. А «сокрытие недостатков» многие стилисты считают обязательным и по сей день. Для того чтобы носить комбинезон, нужно обладать большой уверенностью в себе: он подчеркивает все несовершенства бедер и ягодиц.

Комбинезоны — удобные и неудобные одновременно. С одной стороны, они хорошо смотрятся на фигуре, особенно с туфлями на высоком каблуке. Если комбинезон имеет спереди молнию, то можно по настроению регулировать декольте. С другой стороны, приходится признать, что для мужчин комбинезон удобнее, чем для женщин. Но всегда можно найти «правильную» модель

Алена Исаева
эксперт моды

«Правильные» модели, а точнее богатый выбор самых разных моделей женских комбинезонов, появились в конце 1990-х годов с легкой руки Джанни Версаче и других мэтров высокой моды. Они предложили носить комбинезон вместо вечернего платья с сандалиями на шпильке. Конечно, подобные вещи почти ничем, кроме покроя, не напоминали спецодежду шахтеров и рабочих.

Легкие вещи из атласа или органзы, с глубоким декольте, широкими «летящими» штанинами, с открытыми плечами действительно составляют достойную конкуренцию классическим вечерним платьям. Их допускает даже строжайший дресс-код black tie на красной дорожке Каннского кинофестиваля.

Однако кроме эстрадных и вечерних комбинезонов современные бренды выпускают и более демократичные вещи. В ассортименте джинсовых марок (прежде всего, конечно, родоначальника жанра Levi’s) практически всегда есть полукомбинезоны, а также «рабочие» комбинезоны из денима. Премиальные и масс-маркетные бренды, например, Pinko, Genny, Max&Co, H&M, Zara и Mango, регулярно вводят комбинезоны в свои вечерние линейки, а также коллекции вечерней одежды. В 2010-е годы стали популярны короткие летние комбинезоны из ярких тканей, которые девушки носят с кедами или открытыми сандалиями.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности