Вводная картинка

Иногда они возвращаются Фанаты заставили Зака Снайдера переделать «Лигу справедливости». Что из этого вышло?

Культура

На платформе HBO Max (в России — на «Кинопоиск HD») появился один из самых громких релизов сезона — режиссерская версия комиксного блокбастера «Лига справедливости», фильм, который никогда бы не увидел свет, если бы разочарованные его прокатным вариантом фанаты Зака Снайдера и супергероев DC годами не требовали его выхода. «Лента.ру» рассказывает о том, стоила ли «Лига справедливости Зака Снайдера» такого хайпа.

В конце 2016-го отношения режиссера Зака Снайдера и студии Warner Bros. достигли критической точки. Снятые Снайдером о героях комиксной вселенной DC «Человек из стали» и особенно «Бэтмен против Супермена» были прохладно приняты как зрителями, так и прессой — и заработали в прокате заметно меньше супергеройских блокбастеров-конкурентов из Marvel. Студия нервничала и из-за тревожных донесений со съемок «Лиги справедливости», фильма, который должен был свести вместе не только Бэтмена (Бен Аффлек), Супермена (Генри Кэвилл) и Чудо-женщину (Галь Гадот), но и таких персонажей, как Аквамен (Джейсон Момоа), Флэш (Эзра Миллер) и Киборг (Рэй Фишер) — проще говоря, стать ответом марвеловским «Мстителям». Посмотрев выжимки отснятого материала и убедившись в том, что Снайдер не очень-то прислушивается к пожеланиям продюсеров снимать веселее, оптимистичнее и лаконичнее, в Warner пошли на радикальный шаг: пригласили режиссера тех самых «Мстителей» Джосса Уидона переработать сценарий прямо по ходу съемок.

К маю следующего года (то есть в разгар постпродакшена) Снайдера и вовсе отодвинули от работы над «Лигой справедливости» — не только из-за разногласий с Warner, но и по семейным обстоятельствам: из жизни ушла его 20-летняя дочь. Обязанность закончить фильм легла на Уидона — тот взялся доснимать и переснимать отдельные сцены, сокращать и переосмыслять оригинальный замысел и в общих чертах труды предшественника, мягко говоря, не пощадил (по словам причастных к фильму, в театральную версию «Лиги» попало лишь десять процентов отснятого Снайдером материала). Что ж, не пощадила все-таки добравшуюся к осени 2018-го до кинотеатров картину и аудитория.

«Лигу справедливости» чехвостили решительно за все, что можно: сценарий, ритм, качество спецэффектов, проработку героев и злодея

Нельзя сказать, что несправедливо: чтобы найти в истории комиксного кино подобного «Лиге» кособокого и кривоногого, путающегося в интонациях и режиссерских акцентах мутанта, придется вспомнить сорокалетней давности «Супермена 2» (режиссер которого Ричард Доннер тоже был в процессе работы над фильмом уволен). Конечно же, творение Уидона оказалось убыточным. Дальнейшее — одна из самых неожиданных и, казалось бы, невозможных в современном Голливуде историй. Фанаты специфического снайдеровского стиля годами, постепенно повышая и повышая уровень токсичности, требовали от Warner «выпустить снайдеркат». Когда эти мольбы стали такими громкими, что игнорировать их было уже глупо, грянула пандемия — и производство, как и релизы блокбастеров, оказались невозможны, а голливудские мейджоры принялись развивать свои стриминговые сервисы. Warner увидел возможность прорекламировать свою платформу HBO Max — и дал Снайдеру 70 миллионов долларов на то, чтобы «снайдеркат» все-таки был закончен и увидел свет.

Что же, надо признать, что в сравнении с уидоновской версией это совсем другое кино. Связное и цельное, выдержанное в едином стиле, а еще — четырехчасовое. И это при том, что сюжет остался более-менее тем же: пока человечество отходит от смерти Супермена, рогатый пришелец Степной волк и его парадемоны пытаются завладеть тремя Материнскими кубами, отвешивают люлей амазонкам и атлантам и готовятся устроить небольшой апокалипсис, но Бэтмен с Чудо-женщиной все-таки успевают собрать в одну Лигу справедливости других особенно одаренных индивидов, воскресить Супермена и надавать супостату по рогам в простом русском городе Пожарнов. К чести Снайдера, в его прочтении эта абсурдная побасенка наконец обретает хоть какой-то смысл: супергерои обзаводятся предысториями и даже обретают какую-никакую психологическую глубину (особенно Киборг и Флэш), монотонную поступь сюжета то и дело разбавляют не лишенные остроумия и интереса отступления и даже в фигуре несчастного Степного волка обнаруживается некоторый внутренний конфликт — драма страдающего от невнимания начальства карьериста.

Все это, впрочем, еще и в полной мере становится фильмом Зака Снайдера — а значит, страдает теми же грехами, какие отличали все предыдущие его полноценные работы. Юмор (шутить «Лига справедливости» то и дело пытается даже без Уидона) дается режиссеру куда менее естественно, чем тотальный мрачняк. Почти каждая экшен-сцена злоупотребляет рапидом настолько, что эффект от этого приема приедается уже на втором часу хронометража. Пафос зашкаливает так сильно, что «Лигу справедливости» можно без потери качества поставить как оперу — тем более что никуда не делась и любовь Снайдера к эмоциональному перегрузу, озвученному то Ником Кейвом, то кавером Junkie XL на «Битлз». Не появилось у режиссера и умения прислушиваться к низким частотам подтекстов творимого им на экране насилия: как в каких-нибудь «300 спартанцах», упоение механикой смерти и разрушения здесь тоже достигает почти фетишистского накала.

И все равно. Подлинно комиксное по духу, удачно осмысляющее свои графические истоки кино на фундаментальном уровне всегда должно содержать в себе определенную, несомненную дичь. В случае Снайдера и его «Лиги справедливости» такой дичью, такой печатью граничащей с безумием гениальности становится сама идея популярного фильма продолжительностью четыре часа — подход, который в реалиях современного, одержимого фокус-группами и тревогами маркетологов, блокбастерного киностроения кажется несусветным. Что ж, по-настоящему несусветно отдать уже почти законченное кино на переделку другому режиссеру (еще и, если верить слухам об Уидоне, абьюзеру). А вот супергеройским фильмам действительно не помешало бы иногда по степени своей наглости и бескомпромиссности стремиться на территорию «Сатанинского танго» или «Двадцатого века». Жанр стерпит.

Фильм «Лига справедливости Зака Снайдера» вышел на платформе «Кинопоиск HD»

Вводная картинка

Иногда они возвращаются Фанаты заставили Зака Снайдера переделать «Лигу справедливости». Что из этого вышло?

Культура

На платформе HBO Max (в России — на «Кинопоиск HD») появился один из самых громких релизов сезона — режиссерская версия комиксного блокбастера «Лига справедливости», фильм, который никогда бы не увидел свет, если бы разочарованные его прокатным вариантом фанаты Зака Снайдера и супергероев DC годами не требовали его выхода. «Лента.ру» рассказывает о том, стоила ли «Лига справедливости Зака Снайдера» такого хайпа.

В конце 2016-го отношения режиссера Зака Снайдера и студии Warner Bros. достигли критической точки. Снятые Снайдером о героях комиксной вселенной DC «Человек из стали» и особенно «Бэтмен против Супермена» были прохладно приняты как зрителями, так и прессой — и заработали в прокате заметно меньше супергеройских блокбастеров-конкурентов из Marvel. Студия нервничала и из-за тревожных донесений со съемок «Лиги справедливости», фильма, который должен был свести вместе не только Бэтмена (Бен Аффлек), Супермена (Генри Кэвилл) и Чудо-женщину (Галь Гадот), но и таких персонажей, как Аквамен (Джейсон Момоа), Флэш (Эзра Миллер) и Киборг (Рэй Фишер) — проще говоря, стать ответом марвеловским «Мстителям». Посмотрев выжимки отснятого материала и убедившись в том, что Снайдер не очень-то прислушивается к пожеланиям продюсеров снимать веселее, оптимистичнее и лаконичнее, в Warner пошли на радикальный шаг: пригласили режиссера тех самых «Мстителей» Джосса Уидона переработать сценарий прямо по ходу съемок.

К маю следующего года (то есть в разгар постпродакшена) Снайдера и вовсе отодвинули от работы над «Лигой справедливости» — не только из-за разногласий с Warner, но и по семейным обстоятельствам: из жизни ушла его 20-летняя дочь. Обязанность закончить фильм легла на Уидона — тот взялся доснимать и переснимать отдельные сцены, сокращать и переосмыслять оригинальный замысел и в общих чертах труды предшественника, мягко говоря, не пощадил (по словам причастных к фильму, в театральную версию «Лиги» попало лишь десять процентов отснятого Снайдером материала). Что ж, не пощадила все-таки добравшуюся к осени 2018-го до кинотеатров картину и аудитория.

«Лигу справедливости» чехвостили решительно за все, что можно: сценарий, ритм, качество спецэффектов, проработку героев и злодея

Нельзя сказать, что несправедливо: чтобы найти в истории комиксного кино подобного «Лиге» кособокого и кривоногого, путающегося в интонациях и режиссерских акцентах мутанта, придется вспомнить сорокалетней давности «Супермена 2» (режиссер которого Ричард Доннер тоже был в процессе работы над фильмом уволен). Конечно же, творение Уидона оказалось убыточным. Дальнейшее — одна из самых неожиданных и, казалось бы, невозможных в современном Голливуде историй. Фанаты специфического снайдеровского стиля годами, постепенно повышая и повышая уровень токсичности, требовали от Warner «выпустить снайдеркат». Когда эти мольбы стали такими громкими, что игнорировать их было уже глупо, грянула пандемия — и производство, как и релизы блокбастеров, оказались невозможны, а голливудские мейджоры принялись развивать свои стриминговые сервисы. Warner увидел возможность прорекламировать свою платформу HBO Max — и дал Снайдеру 70 миллионов долларов на то, чтобы «снайдеркат» все-таки был закончен и увидел свет.

Что же, надо признать, что в сравнении с уидоновской версией это совсем другое кино. Связное и цельное, выдержанное в едином стиле, а еще — четырехчасовое. И это при том, что сюжет остался более-менее тем же: пока человечество отходит от смерти Супермена, рогатый пришелец Степной волк и его парадемоны пытаются завладеть тремя Материнскими кубами, отвешивают люлей амазонкам и атлантам и готовятся устроить небольшой апокалипсис, но Бэтмен с Чудо-женщиной все-таки успевают собрать в одну Лигу справедливости других особенно одаренных индивидов, воскресить Супермена и надавать супостату по рогам в простом русском городе Пожарнов. К чести Снайдера, в его прочтении эта абсурдная побасенка наконец обретает хоть какой-то смысл: супергерои обзаводятся предысториями и даже обретают какую-никакую психологическую глубину (особенно Киборг и Флэш), монотонную поступь сюжета то и дело разбавляют не лишенные остроумия и интереса отступления и даже в фигуре несчастного Степного волка обнаруживается некоторый внутренний конфликт — драма страдающего от невнимания начальства карьериста.

Все это, впрочем, еще и в полной мере становится фильмом Зака Снайдера — а значит, страдает теми же грехами, какие отличали все предыдущие его полноценные работы. Юмор (шутить «Лига справедливости» то и дело пытается даже без Уидона) дается режиссеру куда менее естественно, чем тотальный мрачняк. Почти каждая экшен-сцена злоупотребляет рапидом настолько, что эффект от этого приема приедается уже на втором часу хронометража. Пафос зашкаливает так сильно, что «Лигу справедливости» можно без потери качества поставить как оперу — тем более что никуда не делась и любовь Снайдера к эмоциональному перегрузу, озвученному то Ником Кейвом, то кавером Junkie XL на «Битлз». Не появилось у режиссера и умения прислушиваться к низким частотам подтекстов творимого им на экране насилия: как в каких-нибудь «300 спартанцах», упоение механикой смерти и разрушения здесь тоже достигает почти фетишистского накала.

И все равно. Подлинно комиксное по духу, удачно осмысляющее свои графические истоки кино на фундаментальном уровне всегда должно содержать в себе определенную, несомненную дичь. В случае Снайдера и его «Лиги справедливости» такой дичью, такой печатью граничащей с безумием гениальности становится сама идея популярного фильма продолжительностью четыре часа — подход, который в реалиях современного, одержимого фокус-группами и тревогами маркетологов, блокбастерного киностроения кажется несусветным. Что ж, по-настоящему несусветно отдать уже почти законченное кино на переделку другому режиссеру (еще и, если верить слухам об Уидоне, абьюзеру). А вот супергеройским фильмам действительно не помешало бы иногда по степени своей наглости и бескомпромиссности стремиться на территорию «Сатанинского танго» или «Двадцатого века». Жанр стерпит.

Фильм «Лига справедливости Зака Снайдера» вышел на платформе «Кинопоиск HD»