Культура
00:01, 5 марта 2021

Биполярные ночи Бог порошков, депрессия Земфиры и отцы стадионного рока: главная музыка месяца

Chloe X Halle
Фото: @chloexhalle

Музыкальная индустрия будто бы решила не дожидаться 8 марта и уже в феврале порадовала слушателей нехилым числом по-настоящему талантливых релизов, записанных женщинами. В их числе оказались и кокетливый сингл Ungodly Hour от протеже Бейонсе Chloe x Halle, и баллада про токсичные отношения от канадки Доминик Филс-Эме, и даже внезапная коллаборация корейской модели Су Джу с вокалисткой Desire Меган Луиз (не говоря уже о взорвавшем русскоязычный интернет альбоме Земфиры). Старались не отставать и мужчины: новыми пластинками отметились такие уважаемые ветераны, как Arab Strap и Foo Fighters. «Лента.ру» рассказывает про главные музыкальные релизы февраля.

Desire — Zeros

Группа Desire, один из главных клиентов американского синти-поп-лейбла Italians Do It Better, не записывала альбомы уже более десяти лет, но раз в год радует слушателей томными синглами и клипами, будто бы вырезанными из фильмов Николаса Виндинга Рефна (все же не зря их трек Under Your Spell вошел в саундтрек к «Драйву»). И хотя ни одна из этих внезапных вспышек не представляет из себя ничего неожиданного, а сам проект в общем-то мало отличается от тех же Chromatics, с которыми Desire делит не только лейбл, но и двух общих музыкантов, цельный, начиненный синтезаторами саунд каждый раз срабатывает безотказно, доказывая, что музыкальное единообразие не всегда равно творческой стагнации. Отдельным аттракционом в случае с Desire остаются кинематографичные видео, в последнем из которых музыканты задействовали белорусского режиссера Кирилла Нонга и корейскую модель Су Джу, которая, согласно Vogue, не только заняла место клавишницы группы, но превратилась для вокалистки Меган Луиз в рокового partner in crime: вместе артистки взялись за лопаты и похоронили все плохое, что было в 2020-м.

Dominique Fils-Aimé — Mind Made Up

В 2021-м канадская исполнительница Доминик Филс-Эме закончила свою трилогию, посвященную наследию афроамериканской музыки, и выпустила заключительный альбом цикла Three Little Words, в котором слышится влияние старого соула и джаза, Нины Симон и Билли Холидэй, плавного R&B и ретро-хитов 60-х. За последние годы проделать похожий трюк и обернуть старую музыку в современные аранжировки пытались многие артисты, желавшие как отдать дань классикам жанров, берущих свое начало в афроамериканской музыке, так и познакомить с этими самыми классиками современную аудиторию — именно поэтому концепция, в рамках которой Филс-Эме от релиза к релизу адаптирует творения своих кумиров под современные реалии, давно не кажется революционной или как минимум любопытной. Несмотря на это, Three Little Words — по-прежнему красивый и душевный альбом, во много построенный не столько на отсылках к прошлому, сколько на гладких мелодиях от Жака Роя и вокальных данных самой певицы, которые легче всего оценить в Mind Made Up — элегантной балладе о выходе из токсичных отношений и обретении уверенности в себе.

Земфира — «остин»

Пожалуй, ни один релиз февраля не обсуждался русскоязычным интернетом так, как «бордерлайн», — первый альбом Земфиры за восемь лет.

Пока преданные поклонники творчества певицы ожидаемо приписывали к любому упоминанию работы слово «гениально», получив именно то, чего они ожидали (а может даже и больше), другие внезапно удивлялись нарциссичности Земфиры, чей мир ограничивается сугубо личными переживаниями, и указывали на то, что с точки зрения текстов в российской музыкальной индустрии сейчас есть и более сильные игроки. Не поиронизировать над припевами, состоящими из одного лишь слова «абъюз» или фразы «Я ок», действительно сложно, но, к счастью для Земфиры, у нее есть и узнаваемая манера исполнения, при которой слова размываются и отходят на второй план, и целая команда других профессионалов, способных обернуть ее тексты в талантливые аранжировки и видео. Примерно так и произошло с «остином» — депрессивным синглом о персонаже игры Homescapes, в котором продакшен и клип представляют куда большую ценность, чем вшитые в текст смыслы.

DAKOOKA — BIPOLYARKA 2.0

Звезда украинского нео-попа DAKOOKA показала, как выглядела первоначальная версия саундтрека к сериалу «Первые ласточки» — песня BIPOLYARKA 2.0, которую для шоу переименовали в «x vs. 3,14 (хорошо, все плохо)» и ради эффекта максимального накала до краев наполнили звуками ударных и гитарами. Исходник оказался куда лучше своей альтернативной копии — хотя бы потому что затронул вопрос психических расстройств без повышенных тонов, превратив истеричную исповедь в нежную электронику с шепчущим вокалом. Тем более, что приглушенную эмоциональность в песне о том, как одновременно бывает «хорошо и плохо очень», вполне компенсирует клип о нескольких личностях артистки: в ролике она то беззаботно пританцовывает в комнате, то нервно курит в обшарпанной ванне, погружаясь в нее с головой. Все это неизбежно навевает мысли о параллелях с подростковыми драмами вроде «Эйфории», но, похоже, зрители еще не успели устать от неона и красиво страдающих девушек с сигаретой.

Arab Strap — Here Comes Comus!

В то, что дуэт Arab Strap существует уже четверть века, довольно сложно поверить как минимум потому, что воссоединившиеся в 2016 году и наконец создавшие первый за 16 лет альбом шотландцы выглядят и звучат актуальнее доброй половины современных групп: в меру мрачно, сдержанно и жизненно. В новом сингле музыканты тоже затрагивают совсем не те темы, которые обычно волнуют людей, приближающихся к своему 50-летию, а именно — неумение сопротивляться манящим соблазнам вроде алкоголя и наркотиков. Как рассказал вокалист Эайдан Моффат, песня Here Comes Comus! посвящена «богу ночных излишеств»: он выступает в клипе в образе жутковатого преследователя в маске, который сажает главного героя на цепь, отправляет в магазин за бутылочкой спиртного, угощает белым порошком и подталкивает к нападению на молодую пару. В конце концов, конечно, оказывается, что никакого бога нет. Очнись, парень, это все натворил ты сам.

Foo Fighters — No Son Of Mine

Еще один клип на тему беспощадных кутежей представили Foo Fighters. Легендарные рокеры выпустили видео на No Son Of Mine, в котором мелькают все те атрибуты развязной жизни вроде наркотиков, алкоголя и азартных игр и такие же печальные последствия в виде драк и влетевшего в столб автомобиля. Cтоит признать, что эта история слабо вяжется с энергичной песней, которая, по словам фронтмена Дэйва Грола, призвана показать «лицемерие самодовольных лидеров, людей, виновных в совершении преступлений, против которых они должны были бороться». Конечно же, поклонников группы едва ли волнует политический подтекст композиций, потому как и No Son Of Mine, и весь юбилейный альбом музыкантов Medicine At Midnight, вышедший в начале февраля, в общем-то служат одной цели — хранят традиции эталонного рока, который превосходно разрывает на куски многотысячные стадионы, но мало чем удивляет при уединенном и вдумчивом прослушивании.

KAM-BU — Black On Black

Чтобы бодро залететь в музыкальные и не очень издания наподобие Pitchfork, Dazed и i-D KAM-BU понадобилось выпустить всего несколько треков, последний из которых, Black On Black, явно запомнится как один из первых больших хитов музыканта. Уже сейчас при его прослушивании трудно поверить, что 24-летний хип-хоп-артист совсем недавно появился на музыкальных радарах. Правда, появился довольно ярко: презентовал на NTS фит с другим лондонским рэпером Lord Apex, записал мистичный трек Are You On? с именитым электронным продюсером Леоном Вайнхоллом и, наконец, дошел до острого и цельного сингла Black On Black, в котором поднял темы равных возможностей и единства чернокожего сообщества. При этом черпающий вдохновение в музыке Фелы Кути и Тони Аллена KAM-BU остался неразрывно связан с британской культурой, что делает его куда ближе к представителям современного грайма, чем к его собственным образцам для подражания. О его связи с зачастую враждебной, но родной страной говорит и клип, снятый в Ноттингеме: как рассказал музыкант, этот визуальный ряд стал для него своего рода осмыслением того опыта и эмоций, которые испытывает мигрант с Ямайки, выросший в западной части Лондона.

Madi Diaz — Man In Me

Американская исполнительница Мади Диаз решила возродить свою сольную карьеру и начала этот путь ни много ни мало с премьеры на лейбле ANTI-Records, где в свое время выпускалось немало звезд разной величины: начиная от Трики и заканчивая Томом Уэйтсом. Дебют певицы получился довольно минималистичным и оттого прекрасным — клип, в котором практически ничего не происходит, парадоксальным образом был сделан так, что от Диаз невозможно отвести взгляд, а довольно личная, по признанию самой певицы, композиция не потребовала никаких дополнительных штрихов. Настоящим украшением Man In Me стали сырое исполнение артистки, будто бы оторванное от звуковой дорожки (складывается ощущение, что пианино и гитара звучат из соседней комнаты, в то время как вокал артистки слышен ясно и отчетливо), и отсутствие какой-либо мишуры в вопросах продакшена. Кажется, Диаз просто хотела сделать прямолинейную и душевную песню о расставании со всеми вытекающими — и у нее получилось отлично.

«Касание» — «Мне нужно время»

Российская группа «Касание» представила симпатичный дебютный клип «Мне нужно время», последовавший за осенним альбомом «Дни напролет», выпущенным на лейбле «Зло». Сейчас эта небольшая формация объединяет всего пять коллективов, включая группу «Влажность», которая звучит как старший и более бунтарский брат «Касания». Вторые, несмотря на свое участие в работе панк-лейбла, определенно тяготеют к более меланхоличной и романтичной музыке, а вместе с тем и к такой же визуальной составляющей: в кадре пара суетливо носится от одной локации к другой, а на фоне то и дело мелькают знакомые московские улицы. Во всей этой картинке, явно снятой на не самую дорогую камеру, чувствуется легкая неряшливость и неопытность, но когда такие качества играли не на руку молодым представителям пост-панка?

Chloe x Halle — Ungodly Hour

Любимицы Бейонсе, трехкратные номинантки на грядущую премию «Грэмми» и создательницы одного из самых успешных релизов прошлого года, сестры Chloe x Halle в последнее время собирают запредельное количество восторженных отзывов, которые, впрочем, часто кажутся раздутыми. Дуэт называют революцией в мире R&B-музыки, хвалят за поддержку феминизма и относят к числу главных образцов для подражания среди чернокожих женщин. Нельзя сказать, что какое-то из этих утверждений является в корне неверным, но все же Хлоя и Хэлли Бейли — по всем вопросам не первооткрывательницы, а ученицы тех, чья музыка их сформировала, — а это и упомянутая Бейонсе, и ее сестра Соланж и даже Уитни Хьюстон. Их раскрепощенный трек на заглавную песню со второго альбома Ungodly Hour, записанный при участии дуэта Disclosure, также не получается записать в число великих, что, правда, не отменяет того, что слушается он легко и приятно, не в последнюю очередь благодаря тому, что сестры Бейли обладают по-настоящему обволакивающими голосами. Что касается футуристичного видео, которое издание The FADER назвало «аква-триллером», то на него хочется наложить чуть более многослойную музыку — остается надеяться, что скоро в репертуаре Chloe x Halle появится и такая.

Elkka — I. Miss. Raving.

Очередная зарисовка на тему карантинных танцев и тоски по рейвам — на этот раз от британской продюсерки Elkka, традиционно связывающей свое творчество с клубной культурой. В 2020-м у артистки вышел альбом Every Body Is Welcome, посвященный бурной ночной жизни Лондона, а совсем скоро основательнице лейбла femme culture пришлось перейти от осмысления вечеринок как безопасного убежища к ностальгии по временам, когда эти «убежища» были доступны. Поскучать и потанцевать в кадре под в меру монотонную электронику она пригласила зимбабвийского актера и модель Дака, который, как и сама Elkka, рассматривает ночную жизнь не как способ убить время, а как возможность стать частью комьюнити. «Я встретил разных людей с разными жизнями, и в этом заключается красота, которую я вижу в рейвах и вечеринках. Я нахожу свою собственную квир-семью, в которой я способен самовыражаться в рамках безопасного, открытого мышления и доброжелательной обстановки», — рассказывает танцор. В конце концов, добавляет он, ночная жизнь помогает удовлетворить одну из фундаментальных потребностей человека — потребность в связях.

Марина Погосян

< Назад в рубрику