Вводная картника

«Они верят, что пьяному легче найти общий язык с Богом»

Коммунизм, алкоголь и разгильдяйство. Чем запомнилась Латинская Америка российскому путешественнику

Путешествия

Латинская Америка всегда манила путешественников необыкновенной природой и колоритной культурой. Рельефные горные пейзажи, живописное карибское побережье, опасные тернистые джунгли, красочные фестивали, города древнейших цивилизаций и протянувшиеся через многовековую историю традиции — все это уместилось на одном континенте. Журналист и писатель Игорь Ротарь решил изучить все особенности Латинской Америки и отправился туда в многомесячное путешествие. Рассказ о его впечатлениях — в репортаже «Ленты.ру».

Латиноамериканский характер

В целом латиноамериканцы очень жизнерадостны и доброжелательны. И это не формальная вежливость, как у американцев, — тебе здесь действительно искренне рады. Расстояние между людьми (не только в переносном, но и прямом смысле) в Латинской Америке гораздо меньше, чем в Европе или США. Познакомиться с туристом и чем-то ему помочь здесь хотят очень многие посторонние люди.

Приведу примеры из своего опыта. Как-то я жил в отеле, состоящем из коттеджей с кухней. Регулярно совершенно незнакомые люди приносили мне какую-нибудь вкусную еду или приглашали к себе в гости. A как-то в небольшой колумбийской деревеньке я упал с мотоцикла и сильно ушиб бок. Решил пойти в местный медпункт. Девушка осмотрела меня и сказала:

— Ничего страшного. Просто сильный ушиб. Я вам выпишу рецепт, купите в аптеке ампулу с антивоспалительным лекарством, ну, и таблетки недельку попьете.

Пошeл расплачиваться. Медсестра посмотрела тарифы.

— Ой, 80 тысяч песо (приблизительно 30 долларов)! Нет, мне стыдно с вас не за что такие огромные деньги брать. Я не буду регистрировать ваш прием.

Я купил девочкам из медпункта кока-колу, мороженое и печенье. Медсестры были в полном восторге. Сделали мне укол из собственной ампулы, да еще и таблетки бесплатно дали.

Если в жизни американца главное — это работа, то для латиноамериканца в системе ценностей на первом месте стоит семья. На одиноких людей здесь смотрят с откровенным непониманием и даже подозрением.

Во многом стиль жизни напоминает среднеазиатский или кавказский. Здесь очень любят пышные семейные застолья, пикники. Если жители Узбекистана и Таджикистана готовы влезть на долгие годы в долги ради пышной свадьбы, то латиноамериканцы это делают на кинсинеро — пятнадцатилетие дочки. Нужно снять огромный ресторан, пригласить сотни гостей.

Однако все же не все в латиноамериканском характере так прекрасно. Например, для местных характерны крайнее разгильдяйство и склонность к опозданиям

Так, я очень скоро убедился, что приходить впритык к отправлению автобуса чревато неприятными последствиями, поскольку он вполне может уйти минут на десять раньше, чем заявлено в расписании. В то же время отправление может задержаться и по прихоти пассажира.

Как-то наблюдал такую сценку: когда автобус тронулся, из кафе выбежала женщина и стала махать рукой, мол, подожди! Водитель беспрекословно повиновался. Пассажирка спокойно допила кофе, доела пирожное и, не торопясь, отправилась в салон.

Другая особенность латиноамериканцев — это любовь к громкой музыке, которая может играть всю ночь. Местные считают это нормальным, качать права в такой ситуации считается бестактным (нельзя мешать людям веселиться!) — нужно просто заткнуть уши берушами.

Ладинос и индейцы

Описанные выше свойства характера верны не для всех латиноамериканцев, а лишь для ладинос — смеси белых и индейцев. Они доминируют во всех государствах континента, за исключением Аргентины. Эта страна — кусочек Европы (правда, довольно бедный), перенесенной в Латинскую Америку. Подавляющая часть населения Аргентины — переселенцы из Испании и Италии.

В одних странах примесь индейской крови у метисов больше, а в других меньше, наконец, достаточно сильно отличаются друг от друга и различные племена аборигенов. В результате получилось так, что единого типажа у ладинос просто нет. Например, среди колумбиек и венесуэлок очень много настоящих красавиц, а мексиканки, напротив, ширококостны, коротконоги и толстозады.
Что касается самих индейцев, то они не вписались в современную латиноамериканскую цивилизацию. Во всех странах региона их проблемы схожи друг с другом: алкоголизм, низкое образование и, как следствие, высокая преступность.

В районе проживания индейцев майя в Гватемале и Мексике туристов грабят с завидной регулярностью. В Андах, где живут индейцы кечуа, нападений вроде бы нет, но и здесь можно столкнуться с неприятностями.

Так, например, когда я сфотографировал ламу, индейцы стали клянчить у меня деньги, поскольку я якобы забрал у животного душу, и теперь оно умрет. Да, раньше, как выяснилось, среди индейцев действительно существовало такое поверье, но, как мне кажется, в моем случае это был чистый шантаж. Денег я не дал, но осадок остался.

Серьезнейшей проблемой для аборигенов является и вырубка джунглей, приводящая к уходу животных из лесов и гибели многих фруктов. В результате индейцы лишаются своих традиционных занятий: охоты и собирательства. Освоить же современные профессии они часто не в состоянии. Поэтому лишившиеся средств к существованию индейцы становятся криминальными маргиналами.

Здесь хочется также отметить, что в Латинской Америке наблюдается четкая закономерность — чем выше доля в стране индейцев, тем ниже уровень ее экономического развития и выше преступность

Среди латиноамериканцев сильны расистские настроения. Очень многие считают, что чем больше у тебя белой крови, тем ты лучше. Вот, например, рассказ моей знакомой швейцарки, которая замужем за эквадорцем: «Отец мужа очень гордится, что его предки из Испании и у него нет ни капли индейской крови. Первый сын пары родился в Швейцарии, и когда дедушка впервые увидел внука, то был просто в восторге: "Настоящий белый!" Но потом во внуке стали проявляться индейские черты, и дедушка сразу потерял к нему интерес. Вообще я заметила, что чем шире у человека разрез глаз, тем легче ему сделать карьеру».

«Иисус Христос — сын Луны и Солнца»

Испанцы обращали индейцев в христианство насильно и подошли к проблеме кардинально: разрушали капища аборигенов и на их месте строили католические храмы. Увы, это решение имело эффект бумеранга. Да, индейцы стали ходить в церковь, но в реальности они молились в ней своим прежним идолам.

Нередко рядом с церквями ставились замаскированные идолы. Да и сам Иисус Христос стал у индейцев майя сыном Луны и Солнца. Крест тоже приобрел совсем другую функцию — они поверили в то, что он может говорить и давать разные советы: например, воевать против испанцев.

Сегодня многие храмы в индейских деревнях становятся местом шаманских ритуалов. Я лично посетил одну из таких церквей в майской деревушке. Пол в церкви был устлан травой, на которой и сидят, попивая текилу из бутылочки, прихожане. Майя считают, что пьяному легче найти общий язык с Богом.

С погодой здесь тоже все не слава богу. Вопреки распространенному в России мнению, климат в Латинской Америке во многих регионах просто ужасен. На побережье и в джунглях круглый год плюс сорок и высокая влажность, а в экваториальных высокогорных Андах все время около 10 градусов, и льет дождь.

Стиль жизни обитателей гор и побережья также отличается кардинально. Когда попадаешь на побережье, то первым делом удивляешься обилию гамаков, в которых, лениво покачиваясь, возлежат местные жители. С полудня до трех дня время сиесты — из-за жары жизнь вымирает, закрыты почти все магазины и кафе.

Зато с наступлением темноты люди выходят на улицу, пьют вино и пиво, играют в домино, нередко танцуют

Отдельно нужно выделить карибское побережье, где достаточно много чернокожих и метисов. Здесь сложился особый латиноамериканско-aфриканский стиль с зажигательными танцами, непрерывными карнавалами и необычной кухней. Девиз местной жизни: cекс, танцы и вино! И, возможно, неслучайно, что самый знаменитый писатель Латинской Америки Габриэль Маркес вырос именно в карибском регионе.

В горах же все по-другому. Здесь явно не до танцев — люди ведут ежедневную борьбу за существование. Для того чтобы выпасти скот, набрать дров, приходится проделывать небезопасный путь по скользким горным тропам. Дождь и туман также являются неизменными реалиями местной жизни. Машины здесь могут проехать далеко не всюду, и наиболее распространенный транспорт — мотоцикл.

Люди в горах более суровы и основательны, чем жители побережья. К незнакомцу тут принято обращаться «синьор», и даже приятели обращаются друг к другу на вы. Стоит ли говорить, что горцы недолюбливают этих прибрежных грубиянов и лентяев, а те отвечают тем же «нелюдимым дикарям».

Неидеальная Испания

Есть мнение, что по Латинской Америке нельзя изучить испанскую культуру (главным образом, архитектуру): мол, она слишком провинциальна. На самом деле, это не совсем так.

Почти во всех крупных латиноамериканских городах есть своя неповторимая изюминка. Так, Мехико-сити претендует на столицу всего континента. Здесь множество величественных дворцов, и в этом городе жили и работали мировые знаменитости — вышеупомянутый Габриэль Гарсиа Маркес, классик испанского кино Бунюэль, революционеры Фидель Кастро и Че Гевара.

Другая забавная особенность города состоит в том, что он целиком расписан огромными полотнами-фресками, или муралами, художников-коммунистов; в основном Диего Риверо и Хосе Давидом Сикейросом. В глазах просто рябит от пятиконечных звезд и красных знамен. Темы также найдут отклик в сердцах многих россиян моего поколения: возмездие капиталисту, раздача земли помещика крестьянину, ликвидация неграмотности.

«В Мексике, никогда не упразднявшей свободное предпринимательство и частную собственность, до сих пор лучшая похвала политическому деятелю — "революционер", только, разумеется, "подлинный". Термин "революционный" выскакивает как бы сам собой, вроде постоянного эпитета с общепозитивной окраской», — иронизирует в книге «Гений места» журналист и писатель Петр Вайль.

Другой интересной столицей Латинской Америки является колумбийская Богота, главной достопримечательностью которой считается музей Фернандо Ботеро — самого знаменитого и раскрученного из современных латиноамериканских художников и скульпторов. Скульптуры Ботеро можно увидеть почти во всех известных городах мира, его произведения стоят миллионы долларов.

Картины Фернандо Ботеро мне понравились, хотя люди у него почему-то напоминают гротескных мексиканцев (толстые и коренастые) — среди колумбийцев таких гораздо меньше. А за красоток колумбиек, которых он изобразил совсем не подлинно, я даже обиделся: где он здесь нашел таких уродливых, толстых теток?! Наверное, все же с Мексикой перепутал.
По картинам этого колумбийца можно изучать актуальные проблемы его родины: он изображает и нападения мафии, и солдат, ищущих коммунистических повстанцев, и даже революционера с серпом и молотом на голой попе.

Кстати, Ботеро не только замечательный художник, но и смелый человек. Так, знаменитый наркобарон Пабло Эскобар попросил, чтобы мастер нарисовал его портрет. Но тот отказался, заявив, что «не рисует бандитов». После этого Фернандо пришлось уехать из страны

Продолжая тему интересных крупных городов континента, хочется отметить и эквадорский Кито, центр которого включен ЮНЕСКО во всемирное культурное наследие.

Населенный пункт расположен на высоте трех тысяч метров, поэтому для неподготовленного россиянина даже обычная прогулка может превратиться в серьезное испытание. Лично у меня здесь началась горная болезнь, которую безошибочно определила девушка на ресепшене в отеле, выписав рецепт: «Не волнуйтесь, почти все туристы вначале страдают от этого. Пойдите в наш ресторан и закажите чай из коки».

Я подумал, что ослышался: разве можно употреблять такой «чай»?! Оказалось, что вполне. В латиноамериканских странах листья кокаинового куста (в отличие от производимого из них кокаина) совершенно легальны. По мнению местных врачей, их употребление безвредно и не вызывает наркотической зависимости. Они широко используются индейцами как в медицинских, так и в ритуальных целях. Из них делают не только чай, но даже пирожные.

Кстати, высота предопределяет и очень необычный климат эквадорской столицы. Как шутят местные: «У нас четыре времени года… ежедневно».

Это лишь малая часть интересных латиноамериканских городов. В реальности примеры можно приводить почти до бесконечности

Горы, джунгли и трудности

Нельзя обойти стороной и природу Латинской Америки. Так, если вы собираетесь в Анды, то будьте готовы к тому, что вам придется часами идти по грязи под проливным дождем, а вечером спасаться от холода у печки-буржуйки. Впрочем, если вас не смущают эти мелкие неудобства, то игра стоит свеч — виды здесь действительно просто фантастические. Кстати, еще один плюс путешествий по Aндам — это то, что здесь можно передвигаться самостоятельно, особой необходимости в гиде нет.

A вот в джунглях Aмазонии путешествовать без проводника практически нереально. Будьте также готовы к удушливой влажной жаре (представьте, что вы оказались в парнике) и постоянным укусам москитов. Но и с этими трудностями можно смириться ради ощущения, что ты оказался в самых первозданных дебрях планеты.

Встречи с крокодилами, обезьянами и амазонскими дельфинами практически гарантированы. Между прочим, индейцы считают, что дельфины — это умершие люди, и мне даже приходилось видеть скульптуры, где аборигенки занимаются любовью с ними, — не берусь судить, насколько реалистичными были эти изваяния.

Однако очень многих туристов Амазонка привлекает не первозданной природой, а возможностью увидеть настоящих дикарей в набедренных повязках. Увы, таких путешественников ждет сильное разочарование. Да, в джунглях остались еще «неконтактные» племена, но встречи с ними категорически запрещены, так как у них нет иммунитета от болезней цивилизованного современного мира.

Правда, я слышал историю про некого российского бизнесмена, который за 10 тысяч долларов возил нелегально богатеев в неконтактные племена. Возил, конечно, не для праздного любопытства: для занятия сексом с индейскими женщинами. Тем не менее никаких достоверных доказательств этой информации нет.

«Хуже, но богаче»

«Здесь никто не назовет жителей Соединенных Штатов американцами. Они — Americanos del norte, с уточняющим и умаляющим дополнением: северные американцы. Они хуже, но богаче и сильнее. Они опасны для американцев настоящих, латинских», — пишет все тот же журналист Петр Вайль. Он считает, что у латиноамериканцев тяжелый комплекс перед северным соседом, но мне кажется, что дело все-таки не только в этом.

Опасаясь прихода к власти коммунистов, а нередко и просто чтобы обеспечить надежную прибыль американским компаниям, Вашингтон часто поддерживал откровенно одиозных латиноамериканских диктаторов.

К слову сказать, поддерживать своих «негодяев» свойственно всем империям — в том числе и канувшему в Лету СССР, — но для латиноамериканцев это вряд ли было утешением. Поэтому неудивительно, что среди жителей континента закрепились антиамериканские сантименты.

Как мне кажется, именно нелюбовью к США отчасти объясняется тот факт, что в Латинской Aмерике почти никто не говорит по-английски. Например, даже в четырехзвездочном отеле далеко не всегда можно найти человека, говорящего на языке Шекспира. Забавно, но обнаружить людей, понимающих английский, очень сложно даже в Мексике, где едва ли не каждый четвертый житель работал в США!

Причем достаточно часто латиноамериканцы откровенно объясняют, почему они не хотят учить этот иностранный язык: «На испанском языке говорят больше людей, чем на английском, поэтому лучше вы учите наш язык — так справедливей!»

Иисус Христос, Троцкий и другие латиноамериканские коммунисты

В кабинете хозяина одной из сельских гостиниц Эквадора я обнаружил на стене три портрета: Ленина, Маркса и… Иисуса Христа. «Этих троих очень уважаю!» — заявил мне владелец кабинета Виктор, очень добрый 50-летний мужчина в неизменной ковбойской шляпе.

На столе у него стоит и бюст Элоя Aльфаро — либерального эквадорского политика, боровшегося за права крестьян и женщин и отменившего смертную казнь. То есть взгляды хозяина отеля понятны — он выступает за социальную справедливость как таковую и не вдается в тонкости марксизма

Такие люди как Виктор очень типичны для латиноамериканских левых. В этом я убедился, посетив музей Троцкого в Мехико-сити. Сегодня это очень бойкое место. Здесь можно встретить туристов из всех стран мира, но преобладают все же местные жители, причем не только из Мексики.

В музее можно посмотреть кабинет, спальню, кухню, библиотеку и даже туалет опального коммуниста. На одной из стен сохранились следы пуль от неудавшегося покушения на Льва Давидовича Сикейросом. Меркадер был удачливей, о чем и свидетельствует могила с серпом и молотом во дворе дома.

Но вернусь к латиноамериканским посетителям музея. Вот мой типичный диалог с ними:

— Вам нравится Троцкий?
— Конечно, очень!
— А Ленин?
— Еще бы!
— А Сталин?
— Само собой!

Похоже, что в головах этих людей большая путаница. Что, впрочем, неудивительно, если учесть, что даже любовница Троцкого, знаменитая мексиканская художница-коммунистка Фрида Кало, рисовала портрет Сталина, а над ее кроватью висели портреты Маркса, Ленина, Сталина и Мао Цзэдуна.

Маркс, Ленин и Мао, по крайней мере, объяснимы. А вот портрет Сталина в спальне Фриды выглядит так же дико, как если бы булгаковская Маргарита держала бы над своей кроватью фото критика Латунского.

Но даже и с такими своеобразными марксистами во времена СССР коммунистические идеи распространялись по континенту со скоростью вируса. Появление просоветских социалистических государств в большинстве стран Латинской Aмерики было вполне реально. И по сей день здесь популярны имена Ленин (так, кстати, зовут эквадорского президента) и Ильич.

Возможно, я показал Латинскую Америку не в слишком радужных красках. Но что поделать, здесь действительно не все хорошо, в том числе и для туриста. И все-таки посетить этот континент стоит. Это совершенно особенный, не похожий ни на какой другой регион мир! Выражаясь терминологией старика Сэмюэла Хантингтона — своя особая цивилизация.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности