Мир
00:01, 17 февраля 2021

«Мы не будем в безопасности» Помогут ли вакцины победить коронавирус и почему пока рано снимать маски? Отвечает эксперт ВОЗ

Фото: Antonio Calanni / AP

На днях Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) одобрила очередную, уже вторую вакцину против коронавируса шведско-британской компании AstraZeneca. И все бы хорошо, но власти ЮАР заявили о неэффективности этой вакцины против местного более заразного штамма вируса. Тем не менее во всем мире продолжается самая масштабная в истории кампания по вакцинации: ежедневно прививку от COVID-19 получают около шести миллионов человек. Но достаточно ли этого, чтобы остановить вирус? В эксклюзивном интервью «Ленте.ру» руководитель департамента иммунизации ВОЗ Кейт О'Брайен рассказала о том, насколько опасны новые штаммы коронавируса, дает ли вакцина полную защиту и закончится ли пандемия, когда большая часть населения планеты будет привита.

«Лента.ру»: ВОЗ ранее заявляла, что надо вакцинировать порядка 70 процентов населения планеты, чтобы остановить распространение коронавируса. Сколько времени на это понадобится?

Кейт О'Брайен

Кейт О'Брайен: В настоящий момент разрабатывается множество вакцин против COVID-19, и некоторые из них уже продемонстрировали безопасность и эффективность в борьбе с болезнью. Эти вакцины радикально изменят ситуацию.

Но пока у нас нет достоверной информации о том, что все вакцины эффективно защищают от заражения вирусом и предотвращают его передачу. Поэтому пока неизвестно наверняка, какая доля населения должна быть вакцинирована, чтобы начал формироваться коллективный иммунитет. И пока вакцинация не достигнет необходимых для этого масштабов, необходимо придерживаться противовирусных мер: мыть руки и носить маски.

Что такое «коллективный иммунитет»?

«Коллективный иммунитет», известный также как «популяционный иммунитет», является косвенной защитой от инфекционного заболевания, которая возникает благодаря развитию иммунитета у населения либо в результате вакцинации, либо в результате перенесенной ранее инфекции. ВОЗ выступает за достижение коллективного иммунитета посредством вакцинации вместо того, чтобы допускать распространение вируса среди населения, поскольку это приводит к случаям заболевания и смерти, которых можно было бы избежать.

Но каковы перспективы на 2021 год? Сколько людей получится привить к концу года?

Мы очень рады, что разрабатывается так много вакцин. Ученые со всего мира работают так быстро, как только могут, сотрудничают друг с другом и проявляют новаторский подход, чтобы обеспечить нас всем необходимым для борьбы с пандемией. Основания для оптимизма есть: в разработке находится 250 вакцин, из которых 69 — в стадии клинических испытаний.

Массовая вакцинация началась в некоторых странах в начале декабря 2020 года. Генеральный директор ВОЗ призвал к глобальной солидарности и решительным действиям, подчеркнув необходимость старта вакцинации в каждой стране к Всемирному дню здоровья 7 апреля.

176
миллионов доз вакцины
введено в 78 странах (по состоянию на 16 февраля)

Если мы вакцинируем большую часть населения, то распространение вируса остановится?

Увы, высокая доля вакцинированного населения не будет означать, что все мы в безопасности. Например, в случае с корью мы сталкивались со вспышками заболевания в определенных подгруппах населения даже при высоком общем уровне вакцинации населения.

Вместо того чтобы фокусироваться на статистике, мы должны использовать имеющиеся у нас знания о передаче COVID-19, чтобы выработать разумный подход и к профилактике, и к вакцинированию

Но пока из разных стран приходит тревожная информация о появлении новых, более заразных штаммов коронавируса. И как в случае с ЮАР, например, против них не работают вакцины. Насколько серьезна эта проблема?

Передача вируса определяется множеством факторов и зависит не только от характеристик самого вируса, но и от образа жизни населения и принимаемых эпидемиологических мер. Важно то, что, хотя мы до сих пор не знаем, почему в тех или иных странах возникли более заразные разновидности вируса, мы не обнаружили изменений в том, как он передается. Это означает, что рекомендованные методы профилактики остаются теми же.

Насколько серьезна эта проблема — пока сказать сложно. Чтобы определить, могут ли мутации вируса повлиять на эффективность вакцин, нужно изучить новые разновидности коронавируса, провести серологические тесты и клинические испытания. Эти исследования уже ведутся, и по некоторым мутациям вируса и некоторым вакцинам уже есть первые результаты. Они обнадеживают, но дополнительные исследования еще не закончены.

Мы можем быть спокойны за успех вакцинации в развитых странах. Но что делать с менее благополучными? Ведь если вирус продолжит там распространяться или даже мутировать, то мы так и не сможем полноценно вернуться к норме — границы останутся закрытыми.

Для закупки вакцин против COVID-19 в объемах, достаточных для вакцинации по крайней мере 20 процентов населения всех стран с низким уровнем дохода, потребуется 4,6 миллиарда долларов. Эта сумма позволит привить медицинских работников и лиц из групп риска, что даст возможность максимально быстро стабилизировать ситуацию в сфере здравоохранения и экономике, а также запустить процесс действительно глобального восстановления от пандемии.

ВОЗ запустила механизм по обеспечению доступности вакцин (COVAX), цель которого собрать достаточно вакцин, чтобы обеспечить доступ к препаратам для всех групп населения, независимо от условий их проживания. COVAX уже заключил сделки с компаниями AstraZeneca, Serum Institute of India, Johnson & Johnson и Sanofi-GSK. Ведутся переговоры и с другими производителями. Мы объявим о новых сделках и их объемах позднее.

И когда уже этот механизм заработает?

Мы рассчитываем начать поставки препаратов в развивающиеся страны уже в феврале. COVAX заключила соглашения на поставку более чем двух миллиардов доз нескольких перспективных вакцин. А 30 января мы разослали письма во все страны-участницы COVAX с первоначальными планами поставок вакцин.

Все 190 стран-участниц получат препараты для вакцинации уязвимых групп населения в первой половине 2021 года. И мы надеемся, что при надлежащем финансировании COVAX сможет обеспечить поставку 2,27 миллиарда доз вакцин к концу этого года. Большая часть из них — 1,8 миллиарда доз — будет безвозмездно предоставлена странам с низким уровнем доходов, включая 700 миллионов доз для африканских стран.

Некоторые страны уже заключили контракты на поставку такого количества доз, которое превышает их население в несколько раз. Не получится так, что «золотой миллиард» скупит все вакцины?

Перспектива равного доступа к вакцинам действительно оказалась под угрозой. И эта тенденция, как отмечал генеральный директор ВОЗ, уже привела к «концентрации запасов вакцин в нескольких странах, хаосу на рынке, рассогласованности мер реагирования и продолжению социально-экономических потрясений». То есть именно к той ситуации, которой мы хотели избежать, создавая COVAX.

Директор предупредил, что мир оказался на грани катастрофического морального падения, и цена этого падения будет измеряться жизнями жителей беднейших стран мира

И какие у вас мысли в связи с этим?

Надо делиться. Мы понимаем, что богатые страны несут ответственность перед собственными гражданами и действуют в их интересах. Однако в условиях ограниченной доступности вакцин, которая сохранится на протяжении всего 2021 года, необходимо думать о честном и равноправном распределении. ВОЗ ведет переговоры с этими странами, мы пытаемся убедить их правительства, чтобы COVAX получил дозы, которыми те готовы поделиться.

Эти излишки будут перепроданы участникам COVAX при поддержке специального механизма предварительных обязательств по закупкам (с помощью этого механизма большинство расходов на закупку вакцин для стран с низким и средним уровнем дохода оплачивается из пожертвований доноров — прим. «Ленты.ру»).

Все чаще приходится слышать о повторном заражении переболевших коронавирусом. Возможно ли, что иммунитет от вакцин будет сохраняться значительно меньше, чем заявляют производители?

Во всем мире были случаи повторного заражения. И, судя по опубликованным данным, оно, по-видимому, сопровождается тем же набором симптомов, что и первичное заражение.

К настоящему моменту не удалось установить, как долго сохраняется эффект от вакцины. Предварительные результаты исследований показывают, что иммунитет сохраняется в течение нескольких месяцев, но полная его продолжительность еще неизвестна. Пока преждевременно делать вывод о том, что вакцинация приводит к долгосрочной защите от вируса

ВОЗ продолжит анализировать поступающие данные в сотрудничестве с производителями вакцин, органами здравоохранения в каждой стране и другими партнерами.

Во всем мире растет недоверие к вакцинам против коронавируса на фоне сообщений о побочных эффектах и аллергических реакциях. Какие у вас аргументы в борьбе с «антипрививочниками»?

Мы опираемся на самые последние фактические данные и поддерживаем программы, нацеленные на выявление и устранение причин, лежащих в основе антипрививочного движения. Причины полного или частичного отказа от вакцин зачастую очень специфичны. Поэтому мы работаем со странами-участницами и нашими партнерами над тем, чтобы тщательно разобраться в том, почему люди не заинтересованы в вакцинации или вовсе от нее отказываются.

Самым важным аргументом является то, что применяемые вакцины отвечают самым высоким стандартам безопасности, эффективности и качества. Это главное, что необходимо для доверия к вакцинам и программам иммунизации. Поэтому мы призываем всех производителей и страны применять стандарты, разработанные ВОЗ для оценки вакцин.

Всемирная организация здравоохранения поддерживает инвестиции в качественные системы вакцинации и первичную медицинскую помощь. Поощряет распространение достоверной информации о безопасности и пользе вакцин, а также о тяжести заболеваний, которые они предотвращают. Мы оказываем поддержку странам в подготовке медперсонала: готовность и способность рекомендовать вакцинацию и отвечать на любые вопросы и озабоченности населения. А также работаем с местными лидерами мнений для укрепления доверия к вакцинам.

Как организация борется с дезинформацией и теориями заговора?

ВОЗ напрямую взаимодействует с социальными сетями в случаях возможной дезинформации. Когда ВОЗ хочет оспорить ложную информацию в интернете, мы делимся с соцсетями соответствующими рекомендациями и сведениями. Тем самым мы помогаем этим платформам авторитетно и эффективно фильтровать контент.

Сведения, которые мы получаем, сотрудничая с YouTube, Google, Facebook и некоторыми другими IT-партнерами, также позволяют выявлять дезинформацию. Это помогает нам максимально эффективно подавать научно-обоснованную информацию.

Благодаря взаимодействию с поисковой системой Google, ВОЗ может гарантировать, что люди, которые ищут контент о COVID-19, будут видеть точную и проверенную информацию от ВОЗ и достоверные новости от проверенных СМИ, а не распространяемые в этот день мифы о заболевании.

Валентина Шварцман

< Назад в рубрику