Вводная картинка

«Наша Жанна д’Арк» О новом фильме о подвиге Зои Космодемьянской

Россия

В настоящее время в России 247 улиц в городах и населенных пунктах носят имя Зои Космодемьянской, есть улицы с таким названием и в Белоруссии, Казахстане, Молдавии, на Украине. Так же названы астероид, пик в Заилийском Алатау и еще тысячи самых разных объектов по всему бывшему СССР. В этом году подвигу первой женщины, удостоенной в годы Великой Отечественной войны звания Героя Советского Союза, исполнится 80 лет. И если в советскую послевоенную эпоху ею восхищались, то в 90-е годы прошлого века после развала СССР на волне дегероизации прошлого стали возникать ничем не подкрепленные мифы о Зое Космодемьянской и появились скептики, сомневающиеся в ее героизме. Но благодаря кропотливым усилиям российских историков правда о подвиге героини восторжествовала. 28 января 2021 года в российский прокат выходит фильм «Зоя», совместный проект Российского военно-исторического общества и киностудии имени Максима Горького, первая с 1944 года игровая кинокартина о Зое Космодемьянской. О реальной истории подвига и важности исторической памяти, — в материале «Ленты.ру».

История подвига

Зоя Космодемьянская родилась 13 сентября 1923 года. Ее послереволюционное поколение, принявшее на свои юношеские плечи тяжкое бремя Великой Отечественной, было воспитано в духе пассионарной романтики и беззаветного служения Родине. Поэтому не удивительно, что вчерашняя московская школьница, мечтавшая поступить в Литературный институт, в тяжелейший для страны период — битвы за Москву — добровольно, как и многие ее сверстники, стала разведчицей-диверсантом части особого назначения разведотдела штаба Западного фронта.

Причем зачислили ее в диверсионную школу прежде всего за настойчивость, поскольку были сомнения и в идеологической зрелости внучки священника, и в физических данных чересчур хрупкой девушки. И хотя всех новобранцев предупредили, что 95 процентов из них будут убиты, а те, кто попадет в плен, погибнут от пыток, 1 октября 1941 года Зоя вместе с другими добровольцами начала подготовку к диверсионной работе в тылу врага в войсковой части № 9903. Это было одно из самых секретных подразделений Красной армии, которым командовал легендарный разведчик-диверсант Артур Спрогис. Здесь за очень короткий срок ее обучили ориентироваться на местности, минировать дороги, стрелять и спать на снегу.

17 ноября 1941 года Верховным главнокомандующим Сталиным был подписан приказ — «разрушать и сжигать дотла все населенные пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40-60 километров в глубину от переднего края и на 20-30 километров вправо и влево от дорог». В деревне Петрищево, куда в составе разведгруппы была направлена Зоя, располагалась часть вражеской армейской радиоразведки. Перед мощным контрнаступлением советское командование поставило перед диверсантами задачу вывести из строя радиостанцию, которая перехватывала переговоры и создавала эфирные помехи.

Ночью 28 ноября разведгруппа в составе Крайнова, Клубкова и Космодемьянской добралась до Петрищево и подожгла три населенных немцами дома. Командиру группы Борису Крайнову удалось скрыться, а Клубков и Космодемьянская были схвачены. Василий Клубков оказался предателем и выдал Космодемьянскую, а Зоя, представившись Таней, на вопросы фашистов отвечать отказалась. О роли Клубкова в этих событиях советские историки предпочитали умалчивать — боялись дискредитировать комсомол, ведь он был комсоргом диверсионного отряда, до войны руководил комсомольской организацией большого московского завода. А вот советская историография подвига Зои полностью соответствует историческим фактам — при поддержке местных жителей фашисты схватили Зою, жестоко пытали, ничего не добились, а потом казнили, причем тело героини провисело в петле больше месяца.

«Таня»

В конце января 1942 года, после освобождения Петрищево советскими войсками, военный корреспондент Петр Лидов провел журналистское расследование подвига девушки и опубликовал в газете «Правда» первый очерк о ней — «Таня», тогда он еще не знал ее настоящего имени. Причем статья была написана не по заданию редакции, а после того, как журналист случайно в избе под Можайском, где остановился на ночлег, услышал историю об убитой фашистами в селе Петрищево девушке, произнесшей перед повешением: «Вы меня сейчас повесите, но я не одна. Нас двести миллионов, всех не перевешаете. Вам отомстят за меня. Солдаты! Пока не поздно, сдавайтесь в плен, все равно победа будет за нами! Вам отомстят за меня». После «Тани» в «Правде» вышло еще два очерка Петра Лидова о Зое, в которых открывалось ее настоящее имя и были опубликованы пять снимков ее казни, найденных у убитого немецкого фотографа.

Кроме Лидова, к расследованию подключились фотокор «Правды» Сергей Струнников и военкор «Комсомольской правды» Сергей Любимов. Все публикации на эту тему вызывали тогда, в военные годы, очень живой отклик читателей. Сам Петр Лидов объяснял это так: «Успех очерков о Тане в том, что они от начала до конца документальны, протокольны и в них нет ни вымысла, ни пустой и звонкой фразы, так часто спасающей очеркиста, не запасшегося достаточным количеством добротных фактов». Военкор, открывший нам историю подвига Зои Космодемьянской, погиб в 1944 году под Полтавой.

В то тяжелейшее для страны время подвиг Зои как первый яркий живой пример героизма и мужества вдохновил на борьбу с оккупантами сотни тысяч красноармейцев, которые сражались как настоящие герои, не щадя своих жизней. А позднее случилось то, что предсказывал Лидов в своем первом очерке: «Немеркнущая слава разнесется о ней по всей советской земле, и миллионы людей будут с любовью думать о далекой заснеженной могилке».

О подвиге достоверно

Несколько лет назад в деревне Петрищево Рузского района Московской области в доме, где Зоя Космодемьянская провела ночь перед казнью, был открыт музейный комплекс «Зоя». Именно здесь во время реставрации у сотрудников Российского военно-исторического общества родилась идея художественного фильма о подвиге национальной героини, здесь же состоялся специальный предпремьерный показ кинокартины для журналистов. По мнению сценариста фильма «Зоя» Андрея Назарова, советника председателя Военно-исторического общества, выступившего перед просмотром и вручившего в подарок музею коробки с фильмом «Зоя» 1944 года, «если мы не будем знать о Зое, мы утратим самих себя. Потому что такие понятия, как национальные герои, особенно национальные героини, лежат в самой основе национального сознания».

Изначально создатели фильма стремились рассказать о подвиге Космодемьянской максимально достоверно. По словам режиссера Максима Бриуса, «при создании фильма мы основывались на воспоминаниях очевидцев, на книге матери Космодемьянских, на архивных документах. Но самое главное было однозначно понятно, что Зоя действительно совершила подвиг и она образец мужества и стойкости. В каком-то роде ее можно назвать святой, ведь она погибла за веру, за идеалы».

Для актрисы Театра имени Маяковского Анастасии Мишиной роль Зои стала серьезным психологическим испытанием. До начала съемок она серьезно настраивалась, просматривая по совету режиссера «Иди и смотри» Элема Климова, «Восхождение» Ларисы Шепитько, перечитывая «Сотникова» Василя Быкова. По словам актрисы, «Зоя — это история восемнадцатилетней девочки, у которой в жизни еще почти ничего не было. Она была на пороге входа в эту большую жизнь, но тут началась война и совсем другая жизнь». По мнению Анастасии Мишиной, «эта девочка сделала такой выбор. Выбор молчать до конца и не предавать никого. И этот выбор стоил ей жизни».

Фильм снимался несколько лет. По словам генерального директора Киностудии имени Горького Юлианы Слащевой, «мы рады, что к 80-летию подвига Зои выходит в свет первый с 1944 года игровой фильм о ее судьбе. История замученной, показательно казненной оккупантами, но не сломленной девушки значила невероятно много для людей во время войны. Зоя была и остается одним из главных символов смелости и стойкости — нашей народной Жанной Д’Арк». По мнению Слащевой, «картина обязательно найдет своего благодарного зрителя, причем не только среди поклонников отечественного военно-патриотического кино. Школьникам, студентам и молодежи будет интересно увидеть знаменитую историю Зои на экране, ведь визуально и по фактам фильм максимально приближен к историческим документам и свидетельствам очевидцев».