Ценности
00:03, 6 января 2021

Химическая красота Чулки в волосах и вшивый домик: как выглядели женщины в СССР и почему их прически вернулись в моду

Певица Катя Суржикова, 1988 год
Фото: Р. Юнисов / РИА Новости

Стремление женщин выглядеть привлекательно не меняется испокон веков, зато мода никогда не стоит на месте, а вместе с ней и разнообразные тенденции на прически. В послевоенный период все культурные сферы постепенно возвращались к жизни, поэтому у дам появились новые кумиры и законодательницы стиля. На что были готовы советские женщины ради модных причесок и почему эти стрижки стали трендом в 2021 году — разбиралась «Лента.ру».

Период волнений

В военные годы по понятным причинам закрылись многие парикмахерские, и это способствовало тому, что короткие, уложенные волнами волосы, популярные в довоенный период, постепенно вышли из моды: делать их самостоятельно было сложно. Женщинам было недосуг подолгу укладывать волосы, и они принялись их отращивать. Параллельно в мировую моду вернулись завивки из длинных волос и всевозможные укладки с косами.

Самыми распространенными прическами военных лет были валик надо лбом и пучок сзади, покрытый сеткой, а также валик и подкрученные марсельскими щипцами или подколотые сзади волосы. Популярны были «бараночки» и «корзиночка» из кос — две косички, у которых конец одной закреплен за основание другой. 

Иконой периода 40-х годов была актриса театра и кино, символ советского кинематографа Любовь Орлова. У модниц тех времен даже появилась форма помешательства, которое называли «синдромом Орловой». Всем хотелось быть похожей на нее: женщины осветляли волосы, завивали кудри и одевались как она.

Благодаря этой артистке в стране на долгие годы прижилась химическая завивка, которая сильно портила волосы. Из-за несовершенных технологий иногда целые пряди прожигались и покидали головы клиенток вместе с деревянными палочками, на которые накручивались волосы

В 50-е годы популярными стали укладки на всевозможные бигуди. Одной из самых модных женских причесок были волнистые волосы средней длины. Чтобы превратить прямые волосы в кудрявые, многие делали так называемую шестимесячную завивку. Молодые девушки и женщины, как и в предыдущие годы, продолжали увлекаться прическами на основе разнообразных косичек.

Короткие стрижки с завивкой на манер Элизабет Тейлор, вошедшие в мировую моду, только начали проникать в советский обиход. Образы актрис из малочисленных иностранных кинолент и, конечно же, героинь советских фильмов служили образцами для подражания.

Начесались

1960-е годы — один из самых ярких периодов в мировой моде ХХ века. Общественные преобразования, начавшиеся после Второй мировой войны, экономическое возрождение 50-х годов и беби-бум привели к тому, что в начале 1960-х молодежь стала доминировать по отношению к остальным возрастным группам западного общества. Новое поколение влияло на моральные устои общества и диктовало свои правила, в том числе — правила стиля.

Прической этого десятилетия в мировой моде можно назвать начес. Женщины взбивали волосы в пышные высокие укладки, на фотографиях в популярных журналах появлялись комсомолки, начальницы фабрик, ученые — и все с модными начесами

Названий, принятых в мировой моде, в СССР не знали, поэтому прически именовали на свой лад. Когда в мире популярность завоевала прическа «улей» (beehive hairstyle), для создания которой длинные начесанные волосы укладывались в коническую форму на макушке, в СССР появилось название «вшивый домик». Чтобы сделать прическу повыше и пообъемнее, дамы подкладывали в волосы капроновые чулки, куски ткани и мочалки.

Неизгладимое впечатление на советских женщин произвела Брижит Бардо и ее взлохмаченные волосы в фильме 1959 года «Бабетта идет на войну». Кинокартина попала в советский прокат в 1960 году, после чего пышную высокую прическу из длинных волос тут же окрестили «бабеттой».

Позже до СССР дошел стиль другой звезды — Одри Хепберн. Ее прическа из культового фильма «Завтрак у Тиффани» стала образцом для подражания во всем мире. На тех, кто не вошел в сообщество поклонниц начеса, влияние оказала героиня актрисы Марины Влади из шведско-французского фильма «Колдунья». В советском прокате кинокартина появилась в 1959 году.

Героиня по имени Инга носила длинные прямые распущенные волосы с челкой. Вдохновившись ее образом, модницы Франции и России перекрашивались в блондинок и отрезали челки, а Марина Влади стала эталоном красоты 1950-х годов. Прическу так и называли — «колдунья»

Еще одним хитом десятилетия стала укладка «тюльпан» — высокий цилиндрический пучок. С середины 1960-х, благодаря британскому модельеру Видалу Сассуну в мировую моду вошли геометричные стрижки. В 1967 году в составе французского мюзик-холла Москву посетила Мирей Матье, фотографии певицы появились во многих советских журналах, а ее стрижка надолго поразила советских женщин. Она представляла собой идеальный овал на затылке вдоль шеи, с длиной волос от мочки уха до основания шеи и называлась по имени своего создателя — «сассун» или «сэссон».

В том же году распространилась мода на «конский хвост», который популяризировала все та же Брижит Бардо. Популярностью также пользовались декоративные шляпные булавки, брошки, банты, шляпки с вуалью и шиньоны.

Стригите под «зимнюю вишню»

1970-е годы — время поклонения всему западному. Глобальным трендом этого десятилетия была субкультура хиппи. В основном приверженность этому стилю выражалась в длинных, по советским меркам, волосах. Причем такая прическа была распространена не только среди девушек, но и среди юношей.

После выхода фильма «Зимняя вишня» в стране начался бум коротких стрижек — женщины стремились повторить образ главной героини Ольги. Мастеров так и просили: подстричь под «зимнюю вишню»

Десятилетие спустя на пике моды вновь были «каре», «гаврош» и «пикси». Начиная с середины 80-х одной из самых модных стрижек времени стал «каскад». Многие предварительно делали химическую завивку, чтобы прическа была пышнее и объемнее. Эта тенденция отчасти сохранилась и в 90-е годы, когда девушки поголовно ходили с пышными кудрями.

90-е и нулевые стали десятилетиями ветрозащитных челок, гофре, разноцветных прядей, множества косичек и мелких хвостиков по всей голове. Мода на яркие и экстраординарные прически развивалась на фоне эры телевизионных программ и процветания шоу-бизнеса. Законодательницами моды стали певицы Кристина Агилера, Бритни Спирс, Рианна, а также актрисы Кэтрин Зета-Джонс и Дженнифер Энистон в роли Рэйчел из культового сериала «Друзья».

«Очередь была необыкновенная — люди ждали по пять часов»

Парикмахер с 50-летним стажем, 66-летняя Галина Рудакова из Тамбова рассказала «Ленте.ру» о своей работе и о том, как советские женщины выстаивали многочасовые очереди ради новой прически

С юности у меня была мечта, в осуществлении которой мне посодействовала мама. В 1971 году я закончила школу в Тамбове, затем полгода училась на парикмахера. Получив все необходимые навыки, я начала работать по специальности — был уже 1972 год.

Во время моего обучения к нам из Москвы приезжали два модельера — Александр и Галина. Сейчас я точно не помню, но, может быть, это была Галина Юдашкина. Они преподавали нам стрижку. Как сейчас помню: тогда был очень моден «гаврош», удлиненный на шейке. Мы стригли его филировочными бритовками — сейчас о них мало кто знает (есть ножницы филировочные, а это была такая бритва).

Один из модельеров спросил, кто сможет повторить эту стрижку. Я вызвалась, попробовала, поскольку у меня хорошая зрительная память, все меня похвалили. У меня вообще хорошо пошли дела со стрижками — мне начали доверять.

Потом меня прикрепили к очень хорошему мастеру. Тогда не было специализированных учебных заведений, поэтому в парикмахерских существовали кураторы. Я научилась делать красивые прически.

Парикмахерских по Тамбову в то время было мало. Я работала в центре, и к нам приезжали со всех окраин. Тогда там было четыре парикмахерских, а сейчас — 34. Рабочий день начинался с семи утра, салон располагался на втором этаже девятиэтажного здания. Утром каждая ступенька лестницы была занята клиентками — очередь была необыкновенная, люди ждали по пять часов!

«Химию» надо было накрутить тоненькими прядочками, каждая занимала порядка 20 минут. Следом вторая «химия», потом третья и так далее. Занимаешься этим три-четыре часа, а следующий клиент сидит и ждет. Сейчас, если в салоне запись полная, клиент развернется и пойдет в другой. Тогда приходилось терпеливо ждать своей очереди

Профессия была прибыльной. Мы были молодыми, уставали, конечно, но заработки были хорошими. Даже иногда не было времени перекусить: мы покупали бутылку молока, ставили ее, делали пару глотков и без устали работали. Но клиент этого не понимает: ему нужно быстрее обслужиться.

«Фен пришел к нам где-то в 1992 году»

В то время во всех прическах были локоны: делались крупные волны с использованием бигуди. Последние были 27-сантиметрового диаметра и меньше. Многие накручивались на мелкие бигуди, потому что в то время была очень популярна «химия»: чем мельче кудри, тем моднее. Лишь бы только от корня поднять! У нас даже были тонкие деревянные палочки для более мелких кудрей. В 80-е очень модно было накручивать волосы на бигуди.

Фен пришел к нам в Тамбов где-то в 1992 году — тогда клиенты начали просить делать укладки с его помощью. На выпускные вечера, различные корпоративы мы делали столько причесок! Это сейчас голову помыли, феном просушили и пошли.

Прически были сложными. Каждую прядь нужно было сперва начесать, затем гладко причесать, полить лаком, скрутить в локон, заколоть двумя шпильками — и это все надо было уложить потом в прическу, чтобы была симметрия. Некоторые просили асимметрию — такой вариант я делала одной невесте. У нее было мелирование, и когда я сделала прическу на одну сторону, получилось очень красиво. Вообще, любые прически на светлых волосах смотрятся изумительно. В темных волосах сложная прическа может потеряться.

Ближе к 90-м у нас появилась краска малинового цвета. Клиентки делали крупные яркие пряди с разводами. В основном девушки предпочитали натуральные оттенки — русые, каштановые. Многим полюбился пепельный оттенок, для которого долго приходилось обесцвечивать волосы. Достаточно модным был оттенок красного дерева — рубиновый. По-моему, привозили его из Германии. Популярными были и оттеночные шампуни.

«Химия» тогда стоила 5 рублей 70 копеек, стрижка — 2 рубля 40 копеек, а феном можно было уложиться за 2 рубля 15 копеек. В Москве, конечно, цены были на несколько рублей выше

В нашем цехе прически делали четыре мастера, хотя всего нас было двенадцать. В период выпускных вечеров к нам приходили девушки с толстыми длинными косами. В 1998-1999 годах спросом пользовались высокие прически с локонами, и клиентки с тяжелыми волосами просили создать для них такой же образ. Представляете, какая это сложность — начесать длинные волосы, уложить, «залачить», чтобы они продержались весь вечер? В этом деле главное — фантазия и умение мастера.

«Каждая девушка хочет выглядеть как ее кумир»

Безусловно, каждая девушка хочет выглядеть так, как ее кумир. Поэтому к нам приходили с определенными запросами. В 1979-1980 годах мы переняли у запада «каре», потом «сэссон» как у Мирей Матье, затем английскую стрижку и «каскад». Но именно «сэссон» очень долго держался в числе фаворитов советских женщин. Прически как у Любови Орловой тоже делали.

Сейчас мода возвращается, и упомянутые стрижки вновь пользуются популярностью, просто они стали комбинированными. Например, окантовку делают «сэссон», а длину снимают техникой «каскад». Сегодня, правда, все филируется, а мы делали по классике — ровно. Ближе к 90-м пришла мода на асимметрию. В те времена это явление было очень необычным: с одной стороны волосы снимались чуть ли не машинкой, а с другой оставались длинными.

Я работаю вот уже 50 лет и не представляю себя в другой деятельности. Я человек постоянный. Вот раньше были случаи, когда меня будили в два часа ночи словами: «Сделаешь мне прическу?». И я отвечала: «Конечно, сделаю!». Я очень люблю свою работу и продолжаю любить.

В 1979 году был период, когда я работала не в центре, а на севере города, ближе к окраине. Пришла ко мне, значит, девочка. Я ее подстригла, все нормально, ушла. Позже она приходит уже с мамой, которая с возмущением произносит: «Вы посмотрите, какая у нее стрижка». Я говорю, мол, да, но это не моя стрижка — были неровности. Видимо, девочка самостоятельно подровняла волосы и не призналась маме. Все мастера за меня заступились. Во избежание скандалов я предложила ее перестричь — так я поступаю в любой подобной ситуации. Девочке я сказала, что это будет на ее совести.

Я не конфликтую с клиентами. Очень люблю свою профессию, и хоть сейчас уже на пенсии, все равно работаю. Не представляю себя без этой деятельности!

Из нулевых в 21-й

Неудивительно, что тренды прошлых десятилетий вновь возвращаются и распространяются среди молодых людей. Например, в 2020 году вновь стала популярной (преимущественно у западных звезд) знаменитая в 70-х бунтарская стрижка «маллет» (mullet), форме которой характерны короткие на макушке и удлиненные сзади волосы. Эту прическу носили рокеры, она символизировала свободу, вызов и бунтарство. Ее успели полюбить такие современные певицы, как Рианна, Майли Сайрус и Билли Айлиш.

Вернулось и окрашивание волос, модное в 90-х годах прошлого века. Звезды и блогеры массово публикуют в соцсетях снимки с обесцвеченными прядями волос, чаще всего — на челке и у лица. Такой вид окрашивания ввела в моду актриса Дрю Бэрримор и участницы группы Spice Girls в 1990-х годах. Например, минувшей осенью локоны покрасили в светлый цвет предпринимательница Кайли Дженнер, певица Бейонсе и поп-исполнительница Дуа Липа.

Еще одним сегодняшним трендом стали образы Рейчел Грин (Rachel Green) из всеми любимого сериала «Друзья», который был особенно популярен в 90-х и нулевых годах. Речь идет, в частности, о стрижке «боб» с прямыми удлиненными прядями у лица. В конечном счете, мода хороша тем, что она не диктует правила, а дает простор для экспериментов. Современные девушки вольны выбирать прически по разным параметрам: одни могут опираться на практичность, другие — на культурные ценности, а третьи просто приносят в пример мастерам фотографии своих бабушек.

Подготовила Айсель Эюбова

< Назад в рубрику