Вводная картника

Онлайн и без кафе

Как менялось платежное поведение россиян во время пандемии

Экономика

Сложившаяся в мире ситуация с коронавирусом не могла не отразиться, в том числе и на платежном поведении россиян. Как оно менялось в период пандемии на примере данных о межбанковских операциях по картам «Мир» — читайте в материале «Ленте.ру».

Тенденции года

Во время пандемии россияне стали все чаще платить бесконтактным способом. Так, из более 2,3 миллиарда межбанковских операций в POS-терминалах, совершенных по картам «Мир» с января по конец ноября 2020 года, только 677,6 миллиона совершено контактным способом, остальные — с помощью бесконтактной технологии. Это можно назвать трендом уходящего года — рост числа бесконтактных операций продолжается. Это следует из данных Центра транзакционной аналитики Мир Plat.form — команды, которая занимается всеми технологическими проектами Национальной системы платежных карт (НСПК), в том числе обеспечивает бесперебойность и доступность операций по картам платежной системы «Мир».

«До конца марта 2020 года, когда стало понятно, что связанные с коронавирусом ограничения неизбежны, в России наблюдалась стандартная для любого года картина — небольшое снижение числа операций в январе по сравнению с декабрем прошлого года. Затем последовал рост числа операций к марту. В апреле 2020 года виден резкий спад, причем не только по картам "Мир", но и по другим — многие люди перешли на удаленную работу, перестали посещать кафе, стали реже пользоваться общественным транспортом и совершать траты в других привычных категориях. С мая, когда стали постепенно снимать ограничения, начинается рост бесконтактных операций по картам в POS-терминалах в самых разных сегментах, и это общая тенденция не только для "Мира", а для всех платежных карт», — рассказал «Ленте.ру» заместитель генерального директора Национальной системы платежных карт (Мир Plat.form) Сергей Бочкарев.

Неудивительно, что в этот период люди стали больше прибегать к бесконтактному методу оплаты — они стараются меньше выходить из дома даже в магазины и предпочитают все больше заказов делать таким способом. Однако Бочкарев подчеркивает, что на рост доли безналичных операций влияет не только пандемия.

«Доля бесконтактных операций увеличивается ежегодно, ведь инфраструктура приема бесконтактных карт расширяется и проникает даже в те сферы, где раньше платили в основном наличными. Например, таким способом россияне все чаще платят за проезд. Растет популярность различных мобильных приложений, оплата внутри которых проходит бесконтактно. Постепенно меняется и платежное поведение россиян — им удобнее платить таким образом», — объясняет он.

Также эксперты отметили закономерный рост онлайн-операций по картам «Мир», что вписывается в рамки общей тенденции. Количество таких транзакций достаточно плавно растет начиная с апреля. За время весеннего «карантина» доставки и онлайн-оплата вошли у россиян в привычку. В августе наблюдалось небольшое снижение, но на этот месяц традиционно приходится сезон отпусков, и число транзакций, как правило, снижается. 2020 год в этом плане также не стал исключением. Однако осенью россияне вновь стали активнее делать покупки онлайн. В ноябре число онлайн-покупок достигло максимального ежемесячного значения в этом году — 32 миллиона операций.

Безусловно, ноябрьский рост связан в том числе со всемирным днем шопинга — уже полюбившейся россиянам традиционной крупнейшей распродажей года 11 ноября, а также с «черной пятницей», второй популярной грандиозной распродажей, которая в этом году пришлась на 27 ноября и продолжалась несколько дней. Кроме того, 30 ноября, в так называемый киберпонедельник, прошла традиционная масштабная онлайн-распродажа различной техники и гаджетов.

Незначительное сокращение

Эксперты Мир Plat.form проанализировали все межбанковские операции по картам «Мир» с января по ноябрь 2020 года и пришли к выводу, что менее всего апрельское падение заметно, что вполне ожидаемо, в продуктовом ретейле — здесь число операций снизилось с 101 миллиона в марте до 99,8 миллиона в апреле. При этом средний чек в апреле вырос до 521 рубля по сравнению с 487 рублями в марте. Это говорит нам о том, что люди стали реже ходить в магазин, но покупать больше продуктов за один раз, соответственно, и число товаров в одном чеке увеличилось.

Также небольшое падение в период действия весенних ограничений мы видим в таких категориях, как АЗС и аптеки.

На АЗС число межбанковских транзакций снизилось с 11,4 миллиона в марте до 9,5 миллиона в апреле, средний чек также уменьшился с 929 до 885 рублей, что логично в связи с ограничениями на передвижение, которые действовали в большинстве регионов. Уже в июле-октябре число операций и средний чек увеличились.

В июле-октябре число операций в этом сегменте у держателей карт «Мир» оставалось на уровне 16-17 миллионов, средний чек — около 950 рублей. В ноябре в связи с тем, что с наступлением холодов многие автолюбители традиционно перестают пользоваться личным транспортом, число операций снизилось до 14 миллионов, а средний чек составил 935 рублей.

Что касается аптек, здесь эксперты Мир Plat.form отметили рост количества межбанковских операций в марте. Это может быть связано с тем, что в указанный период информация о пандемии очень активно транслировалась из разных источников и люди стали закупаться масками, антисептиками, противовирусными и другими медикаментами. Так, с 8,5 миллиона межбанковских транзакций в феврале этот показатель вырос до 10,1 миллиона в марте. Средний чек увеличился с 571 до 608 рублей. С апреля по июль число оплат в этой категории снизилось. В октябре-ноябре в связи со второй волной пандемии и сезонными заболеваниями число операций в этом сегменте выросло до рекордных за время пандемии 11,1-11,8 миллиона, а средний чек — до 615-626 рублей.

За время пандемии серьезно увеличились продажи образовательных услуг. В эту категорию входят не только оплата услуг учебных заведений, но и различные образовательные курсы, например, по изучению иностранного языка. Держатели национальных карт «Мир» совершали в этой категории в феврале-апреле по 300-400 тысяч межбанковских транзакций ежемесячно. С мая по август из-за праздников, школьных каникул, сезона отпусков число таких операций начало снижаться, однако в сентябре этот показатель вновь начал расти.

«В ноябре случился всплеск — россияне осуществили больше всего межбанковских операций по оплате в категории образовательных услуг с начала пандемии — 607 тысяч. Таким образом к концу года этот ежемесячный показатель вырос более чем в два раза по сравнению с началом года», — подчеркнул Сергей Бочкарев.

Психолог, доктор медицинских наук, профессор Михаил Барышев объясняет увеличение продаж образовательного контента в пандемию тем, что «у многих на самоизоляции высвободилось время, и люди хотят сделать активный рывок в другой сфере. По сути, это категория людей, которые ищут принципиально новое». По его словам, «именно эта категория не желает оставаться в кризисе, не желает оставаться в тех условиях, в которых они оказались. Они ищут новые рамки, новые формы реализации себя, своих способностей, своих знаний и умений».

Заметное снижение

За время весенних ограничений, когда границы между большинством стран были закрыты, наиболее заметное падение числа транзакций ожидаемо наблюдалось и в категории «авиабилеты». В феврале держатели карт «Мир» совершили 206 тысяч операций по покупке авиабилетов, а уже в апреле этот показатель снизился почти в пять раз — до 44 тысяч. Однако летом и в сентябре он начал расти, поскольку традиционно в этот период россияне предпочитают отправляться в отпуск. В этом году пик транзакций в категории «авиабилеты» также пришелся на август — тогда было проведено 252,5 тысячи операций по покупке авиабилетов. Это можно объяснить тем, что россияне переориентировались на внутренний туризм и отправились в путешествия по стране.

Популярные у российских туристов внутристрановые маршруты, которые были закрыты из-за пандемии коронавируса, к началу июля открылись для гостей из других регионов. Кроме того, в это время стартовал проект Ростуризма, направленный на поддержку российской туриндустрии, в рамках которого при оплате картой «Мир» готового тура или размещения в отеле россияне могли получить кешбэк. Самыми популярными туристическими маршрутами лета 2020-го года, по данным Ассоциации туроператоров России, стали Кавказские Минеральные Воды, Калининградская область, Байкал, Алтай и Хакасия.
Осенью число межбанковских операций по картам «Мир» в этой категории немного снизилось — до 216 тысяч в сентябре и 189 тысяч в октябре-ноябре. Это можно связать с началом делового сезона и распространением информации о второй волне коронавируса. Но в целом число транзакций по «Миру» в этой сфере вернулось на уровень допандемийного января-февраля.

Наиболее серьезно в период пандемии снизилось число операций, совершаемых в таких традиционно популярных категориях, как рестораны и кафе, городской транспорт, где держатели карт «Мир» привыкли расплачиваться ежедневно.

Массовый общепит в этот период работал в основном за счет доставки, но в режиме удаленной работы у многих появилось больше свободного времени на приготовление пищи, поэтому количество оплат по картам заказов готовых блюд из кафе и ресторанов также сократилось. Так что резкое снижение в апреле и мае количества платежных операций в этой сфере вполне объяснимо. Но после того как кафе и рестораны открылись, соскучившиеся по походам в кафе и рестораны россияне начали активно их посещать. Об этом говорят и данные Мир Plat.form — с июля число транзакций с этой категории начинает расти.

Что касается транспорта, то число межбанковских транзакций по оплате проезда на разных видах транспорта сократилось в апреле-мае более чем в два раза, ведь в этот период в стране действовал режим самоизоляции, и большинство россиян работало на удаленке. Но летом, после отмены режима самоизоляции, все вернулось на мартовский уровень.

В сентябре с началом учебы и окончанием сезона отпусков число операций начало еще больше расти, увеличившись в октябре-ноябре до наибольших значений в этом году.

Падение платежей в туристической сфере, общепите и на транспорте связано с режимом самоизоляции, действовавшим на всей территории России. Мы видим, что в самый пик пандемии с апреля по май россияне резко стали меньше летать, путешествовать, закрылись для посещения кафе. Однако сегодня очевидно, что эти сферы начинают восстанавливаться — число купленных авиабилетов осенью стало постепенно приближаться к доковидным показателям, кафе и рестораны вновь открыты при условии соблюдения мер индивидуальной защиты, россияне опять начали активно пользоваться общественным транспортом и путешествовать.

Стоит отметить, что пандемия серьезно повлияла и на увеличение числа онлайн-операций. В этот период россияне стали чаще делать покупки через интернет, а сейчас, выходя за покупками, стараются оплачивать их безналичным и бесконтактным способом. Из нового отчета Capgemini World Payments Report 2020 следует, что это общемировая тенденция, а COVID-19 ускорил развитие глобального рынка платежей. Причем, по данным Boston Consulting Group, наша страна вошла в топ-5 мировых лидеров по темпам отказа населения от наличных в пользу безналичных платежей в период пандемии.