Наука и техника
00:01, 27 декабря 2020

Борьба за выживание Насмешки над Apple, агония Huawei и рекордные цены: что происходило со смартфонами в 2020 году

Кадр: TechSmartt / Youtube

2020 год стал уникальным для рынка смартфонов. Чувствительная к глобальным экономическим и социальным проблемам индустрия чутко отреагировала на пандемию, пережила локдаун, адаптировалась и выжила. О главных релизах и трендах года, стагнации и росте рынка, агонии Huawei и насмешках над Apple — в итоговом материале «Ленты.ру».

Малышка на миллион

Появление компактного смартфона в начале года серьезно приободрило рынок и фанатов Apple. Выход iPhone в старом дизайне восприняли как сигнал. Во-первых, у Apple все в порядке, и компания может производить гаджеты несмотря на коронавирусный локдаун, во-вторых, корпорация не забыла про консервативных пользователей, которые не понимают, зачем нужно что-то менять (внедрять «челки», OLED-экраны и отказываться от кнопки Home со сканером отпечатков), если все и так хорошо работает. Весной мы еще не знали, что это будет не первая попытка американской корпорации сыграть на ностальгических чувствах в 2020 году.

С одной стороны, это провал. Обновленный SE оказался устройством с древним дизайном, посредственной камерой и слабым аккумулятором. В сегменте Android-смартфонов такое уже не выпускают, по крайней мере, не заряжают ценник в 400 долларов. В 2020 году девайс воспринимается как побочный продукт эксперимента, по другую сторону которого находятся «правильные» iPhone X, Xs и 11 с FaceID.

С другой стороны, очень средний смартфон получился таким, каким его и хотели видеть обыватели — компактный корпус, привычный дизайн, а, самое главное, кнопка Home с Touch ID. Неизвестно, закладывали ли инженеры Apple дополнительный смысл или просто повезло, но в этом году дактилоскопический сенсор оказался важнейшей деталью смартфона. Из-за того, что новые iPhone отказались воспринимать пользователей в защитных масках, Apple даже приходилось выпускать специальное обновление. Владельцы iPhone 6, 6s и, теперь уже, SE с наступлением пандемии не отказали старым привычкам.

В итоге телефон оказался востребован в своем сегменте, достойно заменив iPhone 8 — последний по состоянию на начало весны еще был в продаже. Спрос на преемника культового телефона 2016 года оказался стабильным и продержался до Нового года: в октябре SE удалось даже обогнать по продажам новейший iPhone 12 mini.

Это на Новый год

Если в первой половине года рынок активно сдувался, а продажи буксовали, то ближе к концу лета индустрия потихоньку начала выходить из анабиоза. Стало понятно, что с пандемией можно жить, главы стран задумались о постепенном выходе из карантина, а производители смартфонов разбудили азиатских подрядчиков и поставщиков — рынок гаджетов зашевелился.

Причем если без контекста посмотреть на модели и спецификации устройств, то может показаться, что мы находимся не на пике глобальной эпидемиологической катастрофы, парализующей промышленность и экономику, а в относительно сытых и комфортных условиях. В 2020 году крупнейшие производители смартфонов — Samsung, Apple, Huawei, Xiaomi — выпустили огромное количество гаджетов и несколько линеек премиальных устройств. Компании обновили рекорд по ценам: практически все — не считая Apple — увеличили стоимость топовых телефонов, которая в этом году уверенно вышла за 700 долларов и приблизилась к отметке в тысячу. OnePlus — 827 долларов, Xiaomi — 811 долларов, Huawei — 1378 долларов. Чего стоит одна Samsung, которая размазала по всему году серию гаджетов категории люкс, начиная от флагманских Galaxy S20 и заканчивая дорогими лопатами Galaxy Note20. Последний девайс оценили аж в 120 тысяч рублей.

На самом деле всему есть логичное объяснение, и 2020 год оказался чуть ли не лучшим для приобретения премиального устройства. Во-первых, потребители заметили, что последнее поколение телефонов A-брендов мало чем отличается от предыдущего, в связи с чем среднее время владения смартфоном увеличилось до двух-трех лет. Во-вторых, какой смысл менять дешевые устройства каждый год, если можно один раз купить флагманский девайс и пользоваться им без сильной потери в качестве несколько лет?

В-третьих, конкретно в России на руку производителям и магазинам электроники сыграли три фактора — коронавирусный локдаун и доступность онлайн-продаж, стремление вложить деньги в дорогую технику на фоне обесценивания национальной валюты и сэкономленные в этом сезоне средства, которые должны были быть потрачены на отпуска. Разумеется, не каждый россиянин мог позволить себе достать из заначки 70-100 тысяч и купить новый флагман, но те, кто планировал сделать это, совершили свои покупки. В итоге к концу года в стране наметился тренд на покупку телефонов дороже 50 тысяч рублей.

Органический рост

Уходящий год сложно назвать богатым на инновации, но один из трендов четко прослеживается — завершившийся переход от IPS-дисплеев к OLED. Среди всех главных смартфонов 2020 года нет ни одного премиального девайса, получившего жидкокристаллический экран. Ранее преимущества OLED — максимальную цветопередачу, высокую яркость и энергоэффективность — могли оценить только владельцы топовых устройств, теперь матрицы на основе органических светодиодов доступны владельцам миллионов смартфонов.

Несмотря на опасения, основные поставщики OLED-экранов (Samsung, LG, BOE и другие) справились с заказами. Также подобные дисплеи практически полностью вылечились от детских болезней — высокой степени мерцания при снижении яркости экрана (ШИМ) и выгорания. Новые экраны становятся обыденностью в смартфонах, как тройная камера или функция разблокировки по лицу. Еще одним признаком того, что органические светодиоды — это всерьез и надолго, является тот факт, что Apple наконец-то перевела свои флагманы на матрицы нового типа. Вспомним дактилоскопический сенсор, 4G, виджеты или Qi-зарядка — американская компания часто использует в своих смартфонах уже проверенные на других устройствах технологии, и часто затем нововведения становятся классикой на рынке.

Еще одно преимущество OLED-экранов заключается в их перспективности. Из матрицы на основе органических светодиодов получаются гибкие дисплеи, меняющие свою форму и состояние. Их можно использовать при создании складных смартфонов, аппаратов с «бесконечным» или обернутым вокруг корпуса экраном и других футуристических устройств.

Гармония от Huawei

Еще в конце 2019 года опальную китайскую компанию лихорадило — в середине года она попала в санкционный список США и ближайшие несколько месяцев решала навалившиеся проблемы. 2020-й начался для Huawei безрадостно, но проблемы корпорации нивелировались на фоне глобального кризиса — все-таки в непростой год лихорадило всю отрасль. Сперва мощнейший производитель гаджетов и телеком-гигант терял права на лицензии и технологии, предоставляемые партнерами, затем оказался без комплектующих и железа для производства смартфонов. Осенью компания кое-как выпустила новые флагманы (суперсовременный Mate 40), но без уверенности в завтрашнем дне, а потом открыто заявила о борьбе за выживание.

В 2020 году Huawei можно смело считать главной пострадавшей из всех крупнейших компаний. Оставшись без фирменных процессоров и Android, корпорация была вынуждена отказаться от дочерней Honor, продав бренд недорогих телефонов специально созданному под сделку альянсу из дилеров и инвестиционных фирм.

Если в конце 2019 года казалось, что Huawei может собрать всю свою мощь и составить конкуренцию Google Play и всему западному технологическому миру, то сейчас угрозы компании больше похожи на последнее китайское предупреждение. Попытки слезть с иглы Android и пересесть на собственное программное обеспечение и выпуск флагманов с громким анонсом «первый смартфон на HarmonyOS» напоминают агонию.

В свою очередь, поддерживая тренд на увеличение цикла обновления смартфонов, заметно усилилась Android. К концу года Google и производитель процессоров Qualcomm объявили, что новые устройства на базе самой популярной мобильной ОС на планете будут получать обновления сроком до четырех лет. Если говорить простым языком, в компаниях открыли возможность с помощью процессоров Snapdragon устанавливать текущие версии операционных систем на весь срок жизни телефона — до существенного износа памяти, аккумулятора и прочих компонентов.

Ранее подобная поддержка существовала только на недоступных в России смартфонах Google Pixel. Очевидно, подобное решение добавит очков Android, позволив приблизиться к золотому стандарту обновлений от Apple — 4-5 лет. Что предложат разработчики HarmonyOS, неизвестно.

Купи меня, если осмелишься

От нового поколения смартфонов Apple опытные фанаты не ждали ничего выдающегося и, как показала практика, правильно делали. Во-первых, презентация iPhone задержалась на месяц (обычно она проходит в сентябре), во-вторых, по сравнению с гаджетами 2019 года, устройства новой генерации получили совсем небольшие изменения. Стандартный чек-лист, загибайте пальцы: монобровь осталась нетронутой, увеличилась производительность, камера стала снимать чуть-чуть лучше (и то лишь в случае с iPhone 12 Pro Max), появились пара софтверных фишек, добавили новые цвета.

С другой стороны, американский гигант все равно удивил. Начнем с того, что Apple еще никогда не анонсировала в один заход сразу четыре смартфона, включая сверхкомпактный iPhone 12 mini. Также компания порадовала тем, что окончательно убила накопитель на 64 гигабайта в топовых устройствах, вывела из канона IPS-матрицы и добавила в смартфоны 5G. Кого-то привел в восторг дизайн в стиле легендарного iPhone 5.

Если классическая линейка почти не будоражит сознание, то крохотный 12 mini с самого начала привлек внимание. Apple удалось собрать новый смартфон из, казалось бы, несочетаемых компонентов и смыслов. Топовое железо, хорошая камера, новейший дизайн, сочетаемые со стремлением к минимализму и флагманской ценой. Раздираемый противоречиями смартфон оказался очень привлекателен на пресс-рендерах и первых слитых обзорах устройства, но на рынке не выстрелил. По статистике за первый месяц продаж, iPhone 12 mini стал самым невостребованным смартфоном Apple нового поколения. Оказалось, что iPhone 12 более интересен потребителю — ведь всего за дополнительные 100 долларов можно получить более крупный экран и живучую батарею.

Природа настолько очистилась...

В год, когда коронавирусный кризис шатает общество, горят леса и тают ледники, базовые продукты дорожают, а планета катится в никуда, Apple заявила, что отказывается комплектовать смартфоны зарядкой и наушниками в рамках борьбы за экологию. Во-первых, это красиво. На презентации топ-менеджеры компании рассказали, что чем компактнее будут коробки с iPhone, тем меньше они оставят углеродный след при перевозке, следовательно, тем лучше нам и нашим потомкам. Во-вторых, это выгодно. Оказалось, что отказ от копеечного адаптера и проводной гарнитуры не только частично компенсирует затраты на внедрение 5G, но и сподвигнет пользователей на покупку беспроводных AirPods. Другой несомненный плюс для Apple — уменьшение размеров коробки позволит сократить расходы на логистику, за раз доставляя ретейлерам гораздо больше трубок.

Конкуренты в лице Xiaomi, Samsung и других компаний тут же устремились шутить над корпорацией Тима Кука, намекнув, что они-то никогда не уберут бесплатный зарядник. Музыка в изъятых из коробки проводных наушниках играла совсем недолго. Сперва Huawei провела опрос потребителей на тему, действительно ли им нужен зарядный адаптер в коробке с гаджетами, а затем в комплекте будущих флагманов Samsung не нашли ничего, кроме самих смартфонов. А компания внезапно стерла все шутки из соцсетей.

Кажется, облегченный комплект телефонов если не станет нормой, то точно останется одним из трендов в 2021 году. С одной стороны, изъятые аксессуары действительно стоят недорого, да и пара лишних адаптеров и зарядных кабелей встречается почти в каждом доме. С другой, заход про экологию и пустые коробки расчетлив, как старания ушлого продавца в магазине чуть-чуть обсчитать каждого клиента. То есть если Apple или любого другого производителя сильно попросить и, желательно, ткнуть пальцем в закон — как это было во Франции, то компания закроет глаза на проблемы экологии.

Андрей Ставицкий

< Назад в рубрику