Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка
Реклама

«Мне страшно от моих фильмов» Чем пугал зрителей мастер ужасов Хичкок

Кадр: фильм «Птицы»

Альфред Хичкок, кинорежиссер, снявший психологические триллеры «Психо», «Головокружение», «Птицы» и другие культовые картины, изрядно повлиял на то, какие фильмы смотрят зрители в 2020 году. Он признавался, что его пугают его же картины. В одном из интервью он сказал: «Мне страшно от моих фильмов, я никогда не хожу их смотреть. Я сам не знаю, как другие люди их смотрят». «Лента.ру» рассказывает, чем пугал зрителей Хичкок и почему фильм «Побочный эффект», который вышел эксклюзивно в Okko, — один из самых ярких российских триллеров последнего времени.

Кто есть Хичкок

Лидия хочет поговорить с кем-то о странном поведении птиц, которые нападают на людей. Она знакома с фермером, который разводит птиц, — поэтому отправляется к нему. Уж он-то наверняка сможет разложить по полочкам причины, по которым птицы так себя ведут. В его доме тихо. Лидия громко зовет фермера, но никто не отзывается. Девушка видит в конце коридора приоткрытую дверь и медленным шагом, будто ожидая чего-то плохого, приближается к ней.

Заглянув в комнату Лидия видит разбитое окно, в котором что-то застряло. Она приглядывается и видит, что это окровавленный черный ворон застрял в осколках стекла. В комнате полный беспорядок, все перевернуто вверх дном. Но где же фермер? Лидия заходит в комнату и видит в углу окровавленное тело хозяина дома. Из его пустых глазниц сочится кровь.

Это одна из самых пугающих сцен легендарного фильма Хичкока «Птицы». Наверняка даже поверхностно знакомый с фильмографией режиссера зритель знает и другие культовые сцены — например, убийство девушки в душе.

Хичкок неоднократно говорил в интервью, что панически боится полицейских — якобы из-за этого он даже не получил права на вождение автомобиля, чтобы не сталкиваться со стражами порядка. Виной этому страху послужил случай, когда отец отправил маленького Альфреда, еще не умевшего читать, в участок и поручил передать записку полицейскому. После того как это было сделано, будущего кинорежиссера заперли в тюремной камере на некоторое время — в воспитательных целях.

Еще Хичкок боялся яиц. «Даже хуже — они мне просто отвратительны, — говорил режиссер. — Эта белая круглая штука без каких-либо отверстий, внутри — нечто желтое и круглое, и тоже без отверстий. Вы когда-нибудь видели что-то более отвратительное, чем лопнувший желток яйца и желтая жидкость, вытекающая из него?»

Невозможно проверить достоверность сказанного Хичкоком. Режиссер вообще неохотно рассказывал о себе, а уж тем более какие-то серьезные вещи. Зачастую в интервью он ограничивался историями полуанекдотического характера. Всерьез же мог поговорить о технической части своих фильмов — как, например, в серии бесед с классиком французского кино Франсуа Трюффо, которая вылилась в книгу «Хичкок/Трюффо». По части мистификаций вокруг своей персоны Хичкок явно вдохновлялся Сальвадором Дали, который, кстати, принял участие в создании хичкоковского фильма «Завороженный» в качестве художника-постановщика.

Саспенс — просто бомба

Но неопределенные формулировки о личной жизни были бы бессмысленны для создания особого образа (или как сказали бы сейчас — личного бренда), если бы Хичкок не был мастером триллера и саспенса.

Саспенс — атмосфера тревожной неопределенности и напряженного ожидания. Франсуа Трюффо после бесед с Хичкоком дал саспенсу более емкое определение — «нарастание тревожного ожидания»

Классический пример саспенса — бомба из фильма «Саботаж». Как вызвать тревогу у зрителей, если в твоем фильме идет речь про опасную бомбу? Если показать людей за столом, который внезапно взрывается, то зрители могут быть шокированы, однако это кратковременный эффект. Но если рассказать о бомбе зрителю до того, как герои фильма узнают о ней, то возникнет эффект напряженного ожидания: что же будет? Хичкок чередует кадры, показывая сидящих за столом людей, не подозревающих об угрожающей им опасности; бомбу под столом; циферблат, по которому с адской скоростью бегут стрелки. Таким образом, режиссер заставляет зрителя переживать за судьбу героев — это и есть саспенс, главный прием любого психологического триллера.

Хичкок утверждал, что в рецепт создания великих картин входят три ингредиента: «Сценарий, сценарий и еще раз сценарий». Авторы российского триллера «Побочный эффект», который эксклюзивно вышел 17 декабря в стриминговом сервисе Okko, вооружились хорошим сценарием, в котором не приходится сомневаться. Его написал режиссер фильма Алексей Казаков, до этого успевший поработать сценаристом таких успешных российских картин, как «Горько!», «Елки 1914», «Самый лучший день» и «СуперБобровы». Исследуя жанры, помимо комедии и семейного кино, Казаков использовал главные принципы работы Хичкока с триллером для создания «Побочного эффекта».

Фильм Казакова расскажет историю архитектора, который пытается найти способ избавить свою жену от кошмарных воспоминаний. Поиски приводят его в жутковатую квартиру в Доме на набережной к таинственной Маре, обещающей «особое» лекарство.

Смотрите «Побочный эффект» эксклюзивно в стриминговом сервисе Okko.

Далее вы перейдете на сайт Okko
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше