Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Дорога чистого воздуха О строительстве Северо-Восточной хорды

В мировой практике урбанизма давно уже нет дилеммы — «дороги или чистый воздух». Опыт последних десятилетий показал, что развитая дорожная сеть — непременный атрибут чистого воздуха в городах, если дорожная сеть «умная»: автомобили едут, а не стоят в пробках, существует способ попасть из точки А в точку Б самым эффективным образом, а строительство дорог не уничтожает природную среду. Насколько этим параметрам соответствует столичная Северо-Восточная хорда, строительство которой вышло на финальный этап, — в материале «Ленты.ру».

«Баланс оправданный»

Строительство дорог во всем мире никогда не бывает беспроблемным. Особенно, когда речь идет о масштабном строительстве внутри сложившейся городской инфраструктуры.

Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики, член Общественной палаты города Москвы считает, что «еще одна мера по борьбе с пробками — строить шоссе не так, чтобы они сходились к центру, а были полноценными прямыми — пересекали город как хорды, а не как лучи». Но часто приходится делать нелегкий выбор между интересами одних групп населения и интересами всех горожан. По мнению Михаила Блинкина, «недовольство из-за изменившихся условий имеет место быть. Например, росло у меня под окном дерево, его спилили, посадили 5 деревьев, но за километр от моего дома». «Лично для меня это неравносильный баланс. Но в целом баланс оправданный», — признает Блинкин.

Сейчас вокруг финального участка Северо-Восточной хорды ведутся ожесточенные споры. Противники строительства утверждают, что участок, который пройдет вдоль «Лосиного Острова», нарушит экологию этой территории. Здесь уместно вспомнить, что часто путешественники по Европе с умилением пишут, как вдоль автомагистралей стоят нетронутые леса, и постят фотографии с подземными переходами для животных. При этом почему-то никому не приходит в голову возмущаться тем, что эти европейские дороги были построены через лесной массив. А возмущение Северо-Восточной хордой базируется на простом взгляде на карту Яндекса: дорога пересекает зеленую зону «Лосиного Острова».

Между тем, это не совсем так. Трасса Северо-восточной хорды проходит по территории, не входящей в границы особо охраняемой природной зоны Национального парка «Лосиный Остров». Эта территория, примыкающая к железнодорожным путям, всегда была участком, принадлежащим РЖД. Более того, — это полоса отвода железнодорожных путей Московского центрального кольца. Вряд ли она нуждается в сохранении в первоначальном виде, новой фрагментации на этом участке не образуется.

По словам Эльвиры Довлетяровой, директора департамента ландшафтного проектирования и устойчивых экосистем РУДН, «зеленые массивы очищают воздух, формируют комфортный микроклимат, поэтому Москва сохраняет ООПТ, несмотря на свой стремительный рост. Для решения этой проблемы город разрабатывает специальные программы, например, «Миллион деревьев». Проект предполагает прохождение трассы в основном на незаселенных территориях. Дополнительно, там, где это возможно, предусматривается высадка 1850 деревьев и 9980 кустарников вдоль трассы на участках, свободных от строительства. Обязательно будут создаваться коридоры для безопасной миграции животных, а вдоль трассы появятся экраны, которые компенсируют световое и шумовое воздействие.

«Сокращение выбросов на самых загруженных участках»

Сегодня в мировых мегаполисах основное загрязнение атмосферы происходит из-за большого количества автомобилей. Поэтому, по мнению Эльвиры Довлетяровой, помимо сокращения канцерогенов, основные усилия нужно направлять также на сокращение выбросов диоксида азота (NO2). Именно это соединение вызывает ишемическую болезнь сердца и бронхиальную астму. Для его нейтрализации необходимо расширять дорожную сеть, сокращая число мест, где образуются пробки. Ведь нагрузка на двигатель, когда водитель вынужден притормаживать или, наоборот, ускорять движение, приводит к повышенным выбросам как канцерогенных углеводородов, так и диоксида азота.

То, что усилия правительства Москвы, которые особенно активно в последние десять лет направляются на разгрузку основных городских магистралей, очень ценны для экологии города, подтверждается и исследованиями, и расчетными данными. Говоря о возможном влиянии Северо-Восточной хорды на воздух тех районов, по которым она проходит, заслуженный профессор МГУ, вице-президент Российской академии естественных наук, эксперт ООН по химической безопасности Валерий Петросян приводит такие цифры: сокращение выбросов на самых загруженных сегодня участках дорог на территории 22 районов, через которые пройдет магистраль, составит целых 70 процентов, а ПДК (предельно допустимая концентрация вредных веществ) на них станет стабильно ниже единицы. А это в настоящее время районы с самым загрязненным воздухом, и львиную долю этих загрязнений составляют автомобильные выбросы. По мнению Валерия Петросяна, «это уже существенный результат, который вполне способен принести за собой уменьшение заболеваний в столице».

Более того, по мнению экспертов, разгрузив самые напряженные участки на прилегающей территории, Северо-восточная хорда улучшит ситуацию и на магистралях соседних районов: сегодня многие из них страдают из-за перегруженности выездов на вылетные шоссе и кольцевые трассы. Кроме того, еще в 61-ом районе Северного, Северо-Восточного, Восточного, Юго-Восточного и Центрального административных округов автомобильные выбросы снизятся на 30 процентов. В целом, хорда уменьшит ПДК вредных веществ до коэффициента 0,7 в районах с сильно загруженными участками улично-дорожной сети, а это уже нормальный уровень чистой городской среды.

Масштабный эффект

О том, что Москве нужны не только кольцевые магистрали, но и хорды, задумались давно. По словам Михаила Блинкина, «хорды в генплане Москвы были обозначены еще в 1971 году. Уже 50 лет назад планировщики понимали, что исторически сложившаяся конфигурация московской сети с точки зрения трафика этого города станет непригодной для перемещения. А принципиальное отличие хорд в том, что они имеют два свободных выхода из города».

Для комфортного передвижения транспорта по мегаполису важно, сколько процентов застроенной городской территории приходится на улично-дорожную сеть: улицы, проспекты, шоссе и так далее. «В Москве такой показатель составляет примерно 9 процентов, а это катастрофически мало. В то время, как стандартным показателем является 20-25 процентов. Восполнить дефицит магистральной сети в Москве — первоочередная задача», — утверждает Блинкин.

Попробуем оценить, насколько Северо-Восточная хорда решает эти задачи. Начнем с того, что магистраль завершит связность дорог на две трети города за счет соединения с Юго-Восточной хордой, Дмитровским, Ярославским Щелковским шоссе, Южной рокадой и вылетными магистралями на юге Москвы. Это значит, что две трети города, включая центральные, северные, северо-восточные, южные, юго-восточные районы, получит значительную транспортную разгрузку. Проще говоря, на двух третях столицы снизятся пробки, а места хронического затора исчезнут. Общегородской пробег сократится на 40 тысяч машин в час за счет сокращения протяженности маршрута от Открытого до Ярославского шоссе на 17-25 километров. А меньше пробег автомобилей — меньше вредных выбросов. При этом перегруженных участков дорог в городе станет на 71 километр меньше, значит, сократится количество стоящих в пробках машин, что дает еще больший экологический эффект.

Полина Захарова, директор ГПБУ «Мосэкомониторинг» сообщила, что «в результате, как подсчитали специалисты, хорды снизят выбросы диоксида азота от автотранспорта на 17 процентов, оксида углерода на 21 процент, а суммарный экологический эффект для города составит сокращение выбросов вредных веществ от автотранспорта на 10 процентов». По ее словам, «порядка 35 тысяч тонн в целом по городу составит снижение выбросов. Концентрации диоксида азота на территориях вблизи автотрасс сократятся с 1 ПДК (предельно допустимая концентрация) до 0,9 ПДК, в среднем по территории города — с 0,8 ПДК до 0,7 ПДК». «Сейчас, между прочим, на самых загруженных участках концентрация вредных веществ в воздухе поднимается в часы пик до 1,1 ПДК», — отметила директор «Мосэкомониторинга».

Благодаря Северо-Восточной хорде существенно уменьшится перепробег автомобилей по городу, а позитивный эффект от снижения выбросов ощутят 6,5 миллиона человек.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше