Вводная картника

«Детей нанимают из-за маленьких пальцев»

Бедняки, женщины и дети шьют одежду для модных брендов. Их работа похожа на концлагерь

Ценности

Несмотря на то что рабство в современном мире признано незаконным и активисты ведут с ним ожесточенную борьбу, в Китае до сих пор существуют так называемые «лагеря перевоспитания», которые в российской и западной прессе открыто сравнивают с концлагерями. В них принудительно, без суда и следствия, предъявления обвинений и ограничений срока пребывания содержат граждан Китая, исповедующих ислам. Проблема рабства существует не только в Китае, но и в других странах мира. На фабриках, которые поставляют товары многим всемирно известным брендам, незаконно трудятся женщины, дети и представители этнических меньшинств. «Лента.ру» разбиралась, что заставляет общественность и мировых лидеров молчать об ущемлении прав сотрудников крупнейших предприятий, снабжающих продукцией люксовые и масс-маркетовые бренды.

***

Согласно данным Комиссии ООН по правам человека, в местах заключения в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая находится по меньшей мере миллион представителей этнических меньшинств. В их число входит и тюркоязычный народ уйгуры. Помимо незаконного содержания в лагерях они подвергаются принудительным работам. По информации из отчета Австралийского института стратегической политики, заключенных отправляют на фабрики, которые являются поставщиками товаров более чем для 80 мировых брендов.

Коробка с сюрпризом

Житель Санкт-Петербурга Арслан Гибадуллин приобрел кроссовки известного бренда The North Face в интернет-магазине и при распаковке обнаружил в коробке клочок бумаги с просьбой о помощи, написанной от руки. «Помогите. Я в тюрьме в Китае. Пожалуйста, помогите. Уйгур», — гласила записка.

Неравнодушный покупатель попытался связаться с дистрибьюторами, чтобы найти автора послания и, возможно, помочь ему. Сначала он обратился напрямую к производителю кроссовок в социальных сетях, однако представители бренда не разделили волнения россиянина и написали в ответ, что записка — обычный спам.

Но петербуржец на этом не остановился. Он попытался получить информацию у работников интернет-магазина «Траектория», в котором купил кроссовки, и у сотрудников склада ЭМСК, где забирал заказ. Представители обеих фирм объяснили ему, что товары поступают к ним в коробках, а записка была прикреплена к обуви, поэтому они не располагают информацией о ее происхождении.

Покупателя не удовлетворили полученные ответы, и он решил привлечь к этой проблеме внимание общественности: опубликовал снимок записки в соцсетях и обратился к журналистам. Вскоре пост стал вирусным, и Гибадуллин получил официальное письмо от The North Face. В нем региональный менеджер марки Инна Рубанова заявила, что бренд не использует принудительный труд при производстве товаров.

По словам Рубановой, данная обувь изготавливалась не в Китае, а во Вьетнаме, откуда напрямую была отправлена в Россию. При этом на коробке производителем кроссовок значится компания VF International SAGL, зарегистрированная в Швейцарии. На данный момент личность человека, который изготавливал обувь, все еще не установлена.

Лагерь воспитания

Компания The North Face стала одной из участниц скандала, который разразился в феврале 2020 года. Тогда Австралийский институт стратегической политики опубликовал отчет, в котором содержится информация об использовании принудительного труда уйгуров. При составлении исследования специалисты анализировали документы на китайском языке, которые находятся в открытом доступе, спутниковые снимки и репортажи местных средств массовой информации.

В провинциях Китая насчитали 27 фабрик, где заключенные работают и проживают под постоянным надзором, не имея возможности свободно перемещаться. На заводах рабочих подвергают политической и идеологической обработке, заставляют их отказаться от религии и культуры, некоторых подвергают пыткам.

Согласно приведенным данным, упомянутые заводы поставляют товары по меньшей мере 82 мировым брендам в технологическом, швейном и автомобильном секторах. В их числе такие компании, как Gap, Victoria's Secret, Nike, Zara, Polo Ralph Lauren, The North Face, Adidas, Tommy Hilfiger, Boohoo, H&M, Puma, Uniqlo и другие.

В качестве примера в отчете приводится фабрика, которая, предположительно, производит обувь для корпорации Nike. Завод огорожен заборами с колючей проволокой, а на его территории находится большое количество охранных будок и сторожевых вышек. Уйгурские служащие этого предприятия не имеют права уезжать домой на отдых.

Составители отчета обратились к руководству упомянутых марок с целью подтверждения или опровержения их сотрудничества с фабриками, где принудительно трудятся уйгуры. Некоторые бренды пообещали, что прекратят сотрудничество с китайскими поставщиками, другие утверждали, что никогда не работали с заводами, где используется нелегальный труд.

Несмотря на то что представители марок отрицают свое сотрудничество с фабриками, в ноябре британский парламент призвал их предоставить доказательства непричастности. Власти хотят определить, используют ли крупные компании, работающие в стране, принудительный труд уйгурских мусульман в Синьцзяне. В рамках расследования они проверяют цепочки поставок брендов.

Производителя спортивной одежды The North Face, в товаре которого россиянин нашел записку с просьбой о помощи, еще летом убрали из отчета Австралийского института стратегической политики. Объяснялось это тем, что компания разорвала связь с китайской фабрикой еще до того, как туда направили уйгурских рабочих.

Правительство Китая утверждает, что труд в лагерях является частью процесса «перевоспитания» уйгуров. К концу 2018 года дешевая рабочая сила, появившаяся в таких учреждениях, стала важным фактором экономического развития Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая

Некоторых так называемых «выпускников» лагерей отправляют на работу в другие части Китая. Так, например, из учреждения Jiashi Vocational School на швейную фабрику корпорации Haoyuanpeng (HYP) перевели 63 рабочих, планируя в будущем увеличить их число до 500. Компания сотрудничает с такими мировыми брендами, как Fila, Adidas, Puma и Nike.

Детство на фабрике

Помимо этнических меньшинств, принудительному труду на производствах модных товаров по всему миру подвергаются женщины и дети. Согласно Отчету о торговле людьми за 2020 год, который был составлен Государственным департаментом США, в рабстве до сих пор находятся приблизительно 25 миллионов человек. В международном докладе о торговле людьми отмечается, что из общего числа жертв рабства 79 процентов приходится именно на женщин и детей.

В модной индустрии распространенным является использование детского труда, который законодательно запрещен в большинстве стран. В мире насчитывается более 170 миллионов несовершеннолетних, вовлеченных в работу на полях и фабриках. Эксплуатация детей для нужд текстильной индустрии приобрела наибольшие масштабы в семи странах — Египте, Узбекистане, Пакистане, Индии, Бангладеш, Таиланде и Китае.

Принудительный труд, в том числе детский, начинается с выращивания материала. Так, например, в Индии, являющейся крупнейшим мировым производителем хлопка, ежедневно на полях трудятся более 400 тысяч детей. Несовершеннолетние девочки и мальчики работают в экстремальной жаре по 12 часов, подвергаются вредному воздействию пестицидов и перетаскивают тяжелые мешки. При этом они получают зарплату ниже прожиточного минимума и практически не посещают школу.

Кроме того, детский труд широко распространен в Бангладеш, где насильно привлекают к работе около 4,7 миллиона детей в возрасте от 5 до 14 лет. Помимо несовершеннолетних в производстве тканей эксплуатируют и женщин: только в Индии на предприятиях принудительно трудятся около 200 тысяч девочек и женщин. Они проживают в хостелах неподалеку под охраной и не имеют права встречаться с семьей или выезжать за пределы места проживания.

Легкая мишень

Проблема принудительного труда не заканчивается на выращивании материалов и производстве тканей. В швейной промышленности большую часть операций выполняют дети, а не взрослые. Несовершеннолетние сотрудники чаще всего окрашивают фурнитуру на одежде, пришивают пуговицы, обрезают нитки, складывают и упаковывают готовый товар.

Кроме того, при сборе хлопка работодатели предпочитают нанимать детей — из-за маленьких пальцев, которые не разрушают коробочки хлопка и не повреждают волокно. К тому же стоит детский труд гораздо меньше, чем работа взрослого персонала, несовершеннолетние сотрудники меньше едят и более выносливы.

Эксперты знают множество причин использования принудительного детского труда в модной индустрии. Частое обновление ассортимента марки — несколько раз в сезон — заставляет производителей одежды и обуви искать более дешевую рабочую силу. Дети считаются надежными сотрудниками: в силу возраста они послушны и легко управляемы.

Дети — низкоквалифицированные сотрудники, не имеющие права голоса, поэтому они и становятся легкой мишенью для работодателей. К тому же над ними нет профсоюзов, которые могли бы им помочь или улучшить условия их труда

Софи Оваа (Sofie Ovaa)
представитель организации Stop Child Labour («Остановим детский труд»)

Исследователи также связывают проблему детского труда с бедностью страны, где распространено данное явление. Чаще всего несовершеннолетние из сельской местности попадают на фабрики по инициативе своих родителей. Работодатели обещают обеспечить их детям достойные условия труда: стабильную зарплату, комфортное проживание, трехразовое питание и возможность получить образование. Однако по факту дети перерабатывают и живут в ужасных условиях, равносильных рабским.

Порочный круг бедности

Росту принудительного и детского труда поспособствовала и пандемия коронавируса. Специалисты связывают это явление с тем, что из-за карантинных ограничений индийские мигранты были вынуждены вернуться на родину, где владельцы местных фабрик брали их на работу, давая ложные обещания. «Поскольку многим семьям трудно сводить концы с концами из-за потери работы, они становятся жертвами этих лживых предложений», — объяснил Клемент Дэвид (Clement David), работник некоммерческой организации IJM, ведущей борьбу с рабством.

Борьба с принудительным трудом остается одной из самых сложных мировых проблем. Большинство работодателей и владельцев фабрик не привлекают к ответственности, поскольку цепочки поставок брендов настолько сложные и длинные, что невозможно контролировать каждый этап производства. Представители модных марок порой даже не подозревают, откуда получают сырье для изготовления товара.

Детский труд, по мнению ученых, лишь верхушка проблем отстающих стран. В местах, где царит бедность, всегда есть дети, которые готовы добровольно работать за гроши, поскольку у них нет другого выбора. «Чтобы отказаться от детского труда, стране необходимо выйти из порочного круга бедности», — пояснила Лотте Шуурман (Lotte Schuurman), сотрудница компании Fair Wear, деятельность которой направлена на улучшение условий труда на швейных фабриках.

Однако из этого порочного круга власти Китая и шести других государств пытаются выйти, в частности, за счет предоставления дешевой рабочей силы более развитым странам. Они решают экономические проблемы ценой тысяч детских жизней, а заказчики — европейские и американские бренды модной одежды — закрывают глаза на происходящее и лицемерно наносят на ярлыки пометку «эко».

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности