Интернет и СМИ
00:06, 11 октября 2020

«Наша задача — создать помощника» Решение проблем россиян переведут в онлайн. Как это изменит жизнь людей?

Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

В России тратят миллиарды рублей на развитие цифровых сервисов. К 2030 году в электронный вид переведут 95 процентов госуслуг, а в ближайшие несколько лет по всей стране запустят так называемые суперсервисы — пакеты услуг, избавляющие от необходимости ходить по инстанциям. Зачем это нужно и как это повлияет на жизнь простых россиян — в материале «Ленты.ру».

Фантазии стали явью

Фантастика прошлого сегодня во многом выглядит наивно: граждане третьего тысячелетия в таких произведениях часто одеваются так же, как и те, кто их придумал, и сохраняют отжившие уже к 2020 году привычки: например, продолжают читать бумажные газеты. В мире будущего, придуманном сто лет назад, есть летающие машины, телепортация и города, похожие на колонии микроорганизмов, однако нет того, что уже сегодня стало неотъемлемой частью быта каждого жителя цивилизованной страны — смартфона с интернетом.

Какие-то из фантазий давно умерших футурологов-любителей действительно сбылись. К примеру, сегодня каждый с легкостью может воспользоваться видеосвязью, которая когда-то будоражила воображение людей. Реальностью стали и электромобили, и беспилотники. Современные города внешне мало похожи на смелые урбанистические идеи людей из прошлого, однако жизнь в них отличается от быта XIX и XX столетия намного сильнее, чем тогда можно было представить. Отличия эти в первую очередь связаны с цифровой трансформацией и появлением различных электронных сервисов.

В 2020 году Москва стала одним из лидеров рейтинга цифровой трансформации городов Services Globalization Index международного консалтингового агентства Tholons. Столица заняла 18 место, опередив Дубай, Токио и Сеул. При расчете рейтинга учитывались несколько показателей, однако наибольший вес имела «Цифровизация и инновации»: это часть обеспечивала 40 процентов от итогового результата.

Эти показатели касаются не только бизнеса: технологии все глубже проникают в повседневную жизнь. Сегодня с помощью смартфона можно не только посмотреть фильм или вызвать доставку, но и заказать справку о несудимости или оплатить штрафы. Несмотря на то что высокое место в рейтинге Tholons из российских городов получила только Москва, нельзя сказать, что цифровизация не коснулась других регионов страны.

Для развития электронных услуг была создана инфраструктура электронного правительства, в состав которой входит ряд государственных информационных систем, в том числе Единый портал государственных и муниципальных услуг, Единая система идентификации и аутентификации и Единая система межведомственного электронного взаимодействия, рассказали «Ленте.ру» в Минцифры.

В министерстве подчеркнули, что порталом Госуслуг сегодня регулярно пользуются 70 миллионов россиян. При этом самая популярная услуга 2020 года — запись на прием к врачу, которой воспользовались 64,8 миллиона раз. На втором месте оказалось предоставление сведений о состоянии пенсионного счета, на третьем — единовременная выплата на детей от 3 до 16 лет. Лидерами по количеству пользователей госуслуг стали Москва и Московская область, Тюменская и Свердловская области, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Челябинская и Новосибирская области, Республика Башкортостан и Самарская область.

«Народный контроль»

Свои электронные сервисы активно развивает Татарстан. В республике занимаются так называемыми суперсервисами — так называют новый вид предоставления электронных госуслуг, сгруппированных в тематические комплексы. Проект пока работает в пилотном режиме в нескольких регионах, но в скором времени его запустят по всей стране. Ожидается, что полностью и везде они заработают в 2023-2024 годах.

Каждый из суперсервисов будет связан с жизненной ситуацией, которая требует от россиянина хлопот, перемещения в пространстве, сбора различных справок и не всегда простого поиска информации о том, какие именно документы нужно получить. Суперсервис будет включать в себя уже существующие госуслуги, сгруппированные таким образом, чтобы облегчить получение нужных бумаг. Ожидается, что это поможет преодолеть бумажную волокиту и сведет к минимуму необходимость ходить по инстанциям. «Это комплексные сервисы, соответствующие наиболее распространенным жизненным ситуациям и охватывающие до 85 процентов случаев взаимодействия граждан, государства и бизнеса», — объяснили в Минцифры.

Всего в России планируется запустить 25 суперсервисов. Каждый комплекс госуслуг будет привязан к той или иной жизненной ситуации, например, «Пенсия онлайн», «Поступление в вуз онлайн» или «Рождение ребенка». Первым таким сервисом, запущенным пока в пилотном режиме, стало «Цифровое исполнительное производство»: с его помощью можно следить за ходом дела в приложении, а также подавать жалобы и ходатайства онлайн. В Минцифры добавили, что сегодня уже доступны «Поступление в вуз онлайн» и «Европротокол онлайн».

Татарстан стал одним из немногих регионов, который самостоятельно взялся за разработку суперсервисов. Сейчас в республике создают проект «Я гражданин». Этот сервис будет состоять из нескольких блоков: «Локальные сообщества», «Инициативы», «Голосование и опросы», «Интеграция с бизнесом» и «Управляющие компании». Этот сервис должен помочь улучшить городскую среду: с его помощью жители смогут общаться друг с другом, проводить опросы и голосования, взаимодействовать и строить диалог с властями и бизнесом. Разработчики отмечают, что замысел, возможно, будет отличаться от того, каким «Я гражданин» получится в итоге, поскольку работа ведется в постоянном диалоге с будущими пользователями.

Как объяснили «Ленте.ру» в Министерстве цифрового развития Татарстана, главной особенностью проекта станет гиперлокальность. «Я гражданин» станет своеобразной социальной сетью для жителей одного двора, с помощью которой они смогут узнавать о новых бизнесах рядом с ними. Например, с помощью приложения жители получат информацию о кафе или магазинах, открывшихся неподалеку. При этом организации будут иметь верифицированный рейтинг, при формировании которого полностью исключат возможность накруток. Приложением смогут пользоваться только реальные жители, зарегистрированные с помощью данных ЕСИА.

Еще один суперсервис в Татарстане уже запустили в пилотном режиме. Проект называется «Я школьник», он предназначен для учителей, учеников и их родителей. «Я школьник» — это приложение, с помощью которого дети могут узнать свои оценки и домашние задания. «Главное отличие этого суперсервиса в том, что мы проектируем новый пользовательский опыт для школьников, приучаем их к таск-менеджменту, а не просто автоматизируем какой-то готовый процесс или государственную услугу. Наша задача — создать помощника, который позволит школьникам учиться с интересом и даже, пожалуй, подарит чувство заботы», — отметили в Министерстве цифрового развития Татарстана.

Кроме того, в нем есть специальные ачивки — их предложили добавить сами дети, которые помогали разработчикам сделать приложение удобным. В министерстве цифрового развития республики уточнили, что это не искусственные поводы для соревнования, которые привлекают внимание, но не приносят реальной пользы. В суперсервисе используются механики, которые помогают детям ощущать свой прогресс, осознавать свои сильные и слабые стороны, а также развивать реальные навыки — логическое мышление и креативность.

Эта работа стала логичным продолжением цифровизации, которой в республике занимаются последние несколько лет. В 2010 году в Татарстане запустили собственный портал государственных и муниципальных услуг — он появился раньше федерального. Сегодня им пользуются более 2,5 миллиона человек, с начала 2020 года через портал было оказало почти 300 миллионов услуг. Кроме того, с 2012 года в республике действует система обратной связи «Народный контроль». С ее помощью жители могут жаловаться и оставлять предложения.

До конца года в Татарстане планируют запустить еще пять суперсервисов: «Я строю», «Мое здоровье», «Мы — родители», «Мой дозор» и «Мои субсидии». «Цифровизация не должна быть ради цифровизации. Все сервисы призваны помочь жителям, сделать их взаимоотношения с государством понятнее и прозрачнее», — подчеркнули в министерстве.

К примеру, суперсервис «Я строю», который находится в активной разработке, поможет сэкономить до 279 часов личного времени: сегодня, чтобы построить дом, нужно посетить различные инстанции примерно 93 раза. Сервис объединит более 100 организаций, что позволит получить все необходимые услуги на всех этапах строительства без очного посещения органов государственной власти, очередей и сбора бумаг.

Еще одним пилотным регионом, в котором протестируют новые сервисы, стала Московская область. Подмосковные специалисты разработали суперсервис «Переезд в другой регион». С его помощью человек сможет быстро и онлайн оформить все документы, необходимые при переезде: получить регистрацию по месту жительства, заказать полис ОМС, поставить автомобиль на учет, записать детей в школу и детский сад, оформить соцкарты. При этом для удобства пользователей суперсервис предусматривает межведомственное взаимодействие и интеграции различных баз данных.

К 2023 году «Переезд в другой регион» заработает по всей России. Пока же суперсервис запустят в Московской, Ленинградской и Ростовской областях, а также в Санкт-Петербурге. Всего в Подмосковье действует 179 электронных услуг. Местные власти уверены, что с помощью постепенной цифровизации госуслуг можно как устранять проблемы, вызываемые человеческим фактором, так и вести работу без лишнего бюрократизма и волокиты.

Пять лет назад в Подмосковье запустили свой портал для диалога жителей с органами власти — «Добродел». Приложение сравнивают с книгой жалоб и предложений. На решение проблемы, как правило, уходит несколько дней.

Мониторинг соцсетей

В 2020 году темпы цифровизации ускорились. К примеру, в Татарстане в этом году решили радикально побороть цифровое неравенство и провели оптоволоконный интернет во все школы региона, в том числе в малонаселенные села и деревни. Сегодня к сети по оптике подключены все 1680 образовательных учреждений Татарстана.

2
миллиона человек
обратились за услугой по оформлению выплаты на детей в возрасте от 3 до 16 лет за первые сутки ее работы

В условиях пандемии спрос на онлайн-услуги резко вырос. Например, за услугой по оформлению выплаты на детей в возрасте от 3 до 16 лет за первые сутки ее работы обратились два миллиона человек — это в десять раз больше среднесуточной нормы.

Минцифры России создало целый комплекс электронных сервисов, обеспечивающих гражданам новые меры государственной поддержки, а пользователи портала Госуслуг получили необходимые выплаты онлайн. Кроме того, Минцифры запустило сервис по выдаче цифровых пропусков, первой его внедрила Московская область. В первые месяцы пандемии количество обращений на портал Госуслуг выросло в три раза по сравнению со среднесуточной нормой: ежедневно им пользовались девять миллионов человек.

«Все это показывает высокую востребованность государственных сервисов. Важно развивать этот опыт и делать так, чтобы любые выплаты и пособия можно было оформить в несколько кликов. Минцифры России проводит всю необходимую работу по модернизации инфраструктуры портала Госуслуг для того, чтобы справляться с постоянно растущей нагрузкой», — подчеркнули в ведомстве.

В правительстве России считают, что этот темп необходимо сохранить. Комплексная цифровизация по примеру Татарстана и Подмосковья неминуемо ждет все регионы страны. В каждом из них появится специальное лицо, ответственное за цифровую трансформацию, аналогичные должности появятся в федеральных ведомствах. Ожидается, что к 2030 году это позволит перевести в электронный вид 95 процентов социально значимых услуг. При этом инвестиции в сферу IT вырастут в четыре раза.

95
процентов социально значимых услуг
переведут в электронный вид к 2030 году

До 1 декабря 2020 года в каждом регионе появятся так называемые Центры управления регионом (ЦУР) — цифровые платформы, которые будут собирать в соцсетях и на сайтах ведомств жалобы граждан.

ЦУР станет своеобразным агрегатором жалоб. Идея заключается в том, чтобы собрать все сообщения о нарушениях в одном месте — неважно, написал ли человек пост в соцсети или оставил жалобу в «Доброделе» или «Народном контроле». Отличие будет заключаться в широте охвата: если для жалобы на «Доброделе» нужно скачать приложение, авторизоваться и написать заявление, то ЦУР сможет обрабатывать все открытые посты недовольных граждан. Благодаря этой площадке мониторингом проблем можно будет заниматься на всех уровнях: от муниципального до федерального.

ЦУР фактически копирует опыт корпораций в части работы с обращениями клиентов. Если человек пожалуется в соцсетях на свой опыт взаимодействия с компанией, жалоба получит свой номер и обязательно будет рассмотрена. Ожидается, что с помощью этой системы, автоматизирующей работу с жалобами граждан, решение проблемных вопросов будет существенно ускорено.

Кроме того, начаты работы по созданию цифрового профиля (ЦП). В Минцифры утверждают, что ЦП облегчит управление данными и расширит возможности использования электронной подписи, что в перспективе поможет экономить время — например, при обращении в банки и страховые службы.

< Назад в рубрику