Вводная картника

«Ворлдскиллс» дает ориентир российскому профобразованию

Какое место занимает движение «Ворлдскиллс Россия» в системе среднего профессионального образования

Экономика

Фото: Worldskills Russia

Некоммерческая организация «Союз "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)"» (далее — Союз) появилась восемь лет назад, когда наша страна официально вступила в международное движение WorldSkills. Ее деятельность направлена на развитие профессионального образования и подготовку кадров на базе лучших мировых и отечественных практик. Важнейшим направлением работы Союза является реализация государственных задач, определенных в национальных проектах «Образование» и «Демография» в части опережающей подготовки кадров для трансформирующейся экономики, развития профессиональных и экспертных сообществ. О том, как движение «Ворлдскиллс Россия» помогает в реформировании системы среднего профессионального образования, «Ленте.ру» рассказали заместитель генерального директора по внедрению регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста Союза Олег Базер и заместитель генерального директора — технический директор Союза Алексей Тымчиков.

«Ворлдскиллс Россия» разрабатывает стандарты профессионального мастерства. Расскажите об этом процессе подробнее.

Алексей Тымчиков: Новые технологии предъявляют дополнительные требования к кадрам. Соответственно, постоянно происходит обновление квалификаций в той или иной профессии. Например, тот же повсеместно внедряемый стандарт связи 5G требует большого количества специалистов. Вместе с тем необходимо выявлять и описывать навыки, актуальность которых появится на рынке труда в 10-15-летней перспективе.

И высшее, и профессиональное образование, как правило, достаточно инертно и находится в «реагирующей» позиции: разработка новых обучающих программ начинается, как правило, уже после того, как появилась какая-либо новая технология и возникла потребность в кадрах. Мы же говорим об опережающих программах, разрабатываемых под еще не актуальные, но в ближайшем будущем востребованные компетенции. «Ворлдскиллс» дает ориентир, к чему стоит готовиться российскому профобразованию в будущем.

Алексей Тымчиков

Алексей Тымчиков

Адаптируете ли вы стандарты и компетенции «Ворлдскиллс» под современные условия и новую реальность? Каким образом?

Алексей Тымчиков: Самое главное, что сами наши эксперты, профессиональные сообщества проводят актуализацию требований к квалификации на национальном уровне. На международном уровне стандарты актуализируются каждые два года в рамках чемпионатов мира WorldSkills Competition, в этой работе заняты международные эксперты, которые общаются со своими коллегами именно по сбору требований квалификации на мировом уровне. Мы заимствуем лучшие практики, переносим к нам, а они, в свою очередь, оказывают влияние на состав международных стандартов. То есть актуализация требований квалификации идет через профессиональные сообщества. И основное преимущество «Ворлдскиллс» заключается в возможности на профильных мероприятиях, через организацию соревновательной процедуру проверить качество требований квалификации.

Мы говорим о профессиях будущего?

Алексей Тымчиков: В том числе и об этом. Так, в ближайшее время будут востребованы компетенции, связанные с организацией городской среды, цифровым следом или, например, с социализацией человека в быстро изменяющемся мире.

Что дают молодым ребятам разработанные вами профессиональные практики? Как они организованы?

Алексей Тымчиков: Недавно у нас появилась программа по переподготовке и повышению квалификации лиц, пострадавших от последствий распространения коронавирусной инфекции. Еще одна программа переподготовки по стандартам «Ворлдскиллс» — для лиц предпенсионного возраста, 50 лет и старше. Они обучаются практическим навыкам, позволяющим чувствовать себя на рынке труда увереннее.

Если говорить о подростках, то ребятам даются актуальные и реально востребованные сегодня рынком навыки. Это также повышает их социальную стабильность и придает им дополнительную устойчивость на рынке труда. Более того, они теперь знают, каким образом держать навыки в актуальном состоянии, как их быстро наращивать и актуализировать. Если сварщику потребуется работа с ИТ-сетями, машинным зрением или роботизированными системами сварки (а это уже сегодняшняя реальность), то подобный модуль он может освоить за небольшой промежуток времени и быть более востребованным работодателем или пойти на повышение.

Юниорское движение «Ворлдскиллс» зародилось в России в 2017 году. Сколько подростков вы уже привлекли в ваш проект?

Олег Базер: В 2017 году мы приняли решение отойти от игровых практик, ориентированных в большей степени на знакомство с профессиями и перейти к предметному погружению в специальность. Чтобы дети не просто пробовали что-то новое, а получали возможность приобретения базовых навыков, которые они бы в дальнейшем использовали, если бы выбрали ту или иную профессию. Подобная трансформация одного из наших направлений и вылилась в движение «Юниоры Ворлдскиллс Россия».

В том же 2017 году впервые по инициативе России в Абу-Даби состоялись первые юниорские соревнования, в которых приняли участие команды из четырех стран, и наши ребята взяли практически все золото. Тот год показал возможности юниорского движения, заинтересованность детей, но это была еще не массовая история. В 2018 году уже больше ребят стало участвовать и в региональных соревнованиях, и в чемпионатах национального уровня, а сегодня у нас уже около 100 юниорских компетенций, по которым проводятся соревнования различного уровня. Это не только соревнования и чемпионаты, но и профессиональные пробы, профильные смены в оздоровительных лагерях, демонстрационные экзамены, в том числе и юниорские.

Если с 2017 года у нас уже более 30 тысяч детей приняли участие в различных мероприятиях, то полагаю, что в 2021 году мы перешагнем порог в 100 тысяч юниоров. Это те дети, которые не просто пришли посмотреть и что-то попробовать, а осознанно и целенаправленно занимаются выбранной профессией.

Расскажите подробнее о проекте ранней профориентации школьников «Билет в будущее».

Олег Базер: Когда перед школьником встает вопрос выбора профессии, он ориентируется на несколько факторов. Во-первых, на родителей, которые могут направить ребенка в ту или иную сферу деятельности; во-вторых, на друзей, которые уже сделали выбор; в-третьих, на старших товарищей, братьев или сестер, которые также могут что-то посоветовать. На самом деле важно, чтобы школьник принял решение не на основе чьего-то мнения, а сделал заключение сам, опираясь на свою предрасположенность, желание и личный опыт. «Билет в будущее» позволяет ответить на стоящие перед школьником вопросы и помочь ему осознанно сделать выбор.

Проект состоит из нескольких частей. Это тестирование, которое дает возможность выявить предрасположенность к тому или иному направлению будущей деятельности. Затем можно принять участие в профессиональных пробах. Например, подросток может поштукатурить стены или сделать 3D-модель на компьютере в зависимости от того, что, как он считает, ему нравится, и понять, его это или нет. На основе проб и тестирования он получает наши рекомендации. Вся эта история фиксируется на цифровой платформе, что позволяет нам отслеживать траекторию движения ребенка. Мы видим, с какими запросами он пришел и спустя два-три года какой в результате он сделал выбор. На этой платформе сейчас зарегистрировано 1 миллион 300 тысяч человек, и из них более 300 тысяч ребят уже получили рекомендации по выбору профессии.

Какой интерес у учебных заведений принимать участие в ваших соревнованиях?

Алексей Тымчиков: Участие в соревнованиях позволяет работать на качество образовательного процесса. Участник соревнования – это эталонный образец образовательной деятельности. В его подготовке воплощается все, на что способно образовательное учреждение. И в ходе состязаний можно сравнить его образовательную программу с другими из иных регионов и сделать ее впоследствии более эффективной. Наше движение — это кадровое обеспечение экономики региона. Тот самый инструмент, который использует система профессионального образования для ориентации на рынке труда.

Что такое система наставничества в вашем движении?

Алексей Тымчиков: Система наставничества лежит в основе подготовки к соревнованиям разного уровня. Любой наставник должен понимать как жизненную историю своих подопечных, так и профессиональную. Он постоянно находится в конструировании их профессионального трека, его пересборки в зависимости от ситуации. Наставник должен хорошо разбираться в текущей профессиональной ситуации молодого человека или девушки, он должен понимать актуальные для рынка труда изменения и перспективы, должен на высокопрофессиональном уровне обладать теми самыми технологиями либо иметь доступ к необходимым носителям, которые могли бы обучить его подопечного. Через подготовку к тем или иным видам соревнований у нас и выражается наставничество. Это можно использовать и в учебном процессе, но пока мы на пути к этому.

Кем являются эксперты «Ворлдскиллс»?

Алексей Тымчиков: У нас есть представители из системы образования, из бизнеса, из корпоративного сегмента, общественных организаций, преподаватели и учителя, кто ведет различные технические кружки, занимается профессиональным образованием. Чтобы стать экспертом, нужно пройти специальное обучение, которое занимает в среднем 24-40 академических часов, и итоговое тестирование, а также, конечно, наращивать практический опыт.

Насколько важна для вас работа с регионами в рамках движения «Ворлдскиллс Россия»?

Олег Базер: Все, что делается нашим движением, происходит в регионах. И взаимодействие с регионами – это одна из основополагающих задач движения «Ворлдскиллс Россия». Каждый регион определят стратегию своего экономического развития соответственно и кадровую стратегию. У Союза совместно с Агентством стратегических инициатив и регионами есть проект по внедрению кадрового стандарта промышленного роста под задачи конкретного субъекта Российской Федерации. И в наших региональных координационных центрах, расположенных в каждом субъекте, выстраиваются модели трансфера знаний, опыта и технологий из одного региона в другой.

РКЦ — это сеть центров, которая координирует всю организационную деятельность в регионах и осуществляет межрегиональное взаимодействие. Для более эффективной работы с регионами и имплементации региональной повестки в деятельности Союза у нас создан региональный совет «Ворлдскиллс Россия». Наиболее активные регионы входят в президиум этого совета, где также участвуют наши партнеры, эксперты и Министерство просвещения Российской Федерации.

Олег Базер

Олег Базер

Чем отличается демонстрационный экзамен по стандартам «Ворлдскиллс» от выпускного экзамена или дипломной работы вуза?

Олег Базер: Демонстрационный экзамен по стандартам «Ворлдскиллс» заменяет собой практический модуль обычного экзамена. На нем не проверяются никакие теоретические знания. И отличие его в том, что задание максимально приближено к рабочему месту на производстве или в организации. Выполняя задания демонстрационного экзамена, студенты показывают, насколько они овладели практическими навыками за время прохождения образовательной программы в колледже или вузе.

Подтверждая свои навыки, они показывают будущему работодателю, насколько они соответствуют требованиям его вакансии. Здесь мы выстраиваем четкую связку между системой образования и системой трудоустройства, в том числе подписываем соглашения о признании результатов демонстрационного экзамена с различными компаниями, начиная с очень крупных типа «Росатома» и «Ростеха» до средних и даже малых предприятий — тех, кто заинтересован в квалифицированных рабочих кадрах. При наличии такого соглашения, сдав экзамен, ребята автоматически попадают зону внимания заинтересованных предприятий, у которых есть рабочие места.

В скором времени его будут сдавать абсолютно все выпускники колледжей и техникумов. Премьер-министр России Михаил Мишустин поддержал идею сделать выпускной демонстрационный экзамен обязательным для среднего профессионального образования.

Скиллс-паспорт не является дипломом государственного образца, многие работодатели о нем и не слышали. Так в чем его преимущество и обращают ли на него внимание при найме сотрудников?

Олег Базер: Уже более 600 предприятий подписали с нами соглашения и более 3 тысяч компаний в разной форме участвуют в демонстрационном экзамене. Кто-то входит в экзаменационную комиссию, кто-то поддерживает экзамен и отсматривает студентов, а какие-то предприятия своих сотрудников пропускают через этот инструмент, чтобы убедиться в их мастерстве.

Да, скиллс-паспорт пока не является дипломом государственного образца. Но, в отличие от него, где просто стоят оценки по тем или иным предметам, скиллс-паспорт детально показывает уровень владения тем или иным навыком, из которых состоит специальность. И каждый из навыков студента в ходе экзамена получает оценку от независимого экспертного сообщества. Причем вся система выстраивалась в тесном взаимодействии с работодателями, чтобы это был не просто набор каких-то данных, а та информация, которую могли бы считывать HR-службы этих компаний и четко понимать, какой перед ними кандидат при трудоустройстве.

В большинстве случаев запросы работодателей не соответствуют уровню подготовки выпускников. Реально ли изменить подобную ситуацию?

Олег Базер: Для этого должно быть обоюдное желание двух сторон: организации, которая эти кадры ищет, и руководства образовательной организации, которая эти кадры готовит. Именно в связке условных колледжа и завода выстраивается та самая модель подготовки, которая, с одной стороны, востребована предприятием, а с другой — соответствует тем образовательным стандартам, которым обязано следовать учебное заведение. И сейчас множество примеров, когда выстраивается взаимодействие между образовательными организациями и предприятиями, которые объясняют, рабочие каких специальностей им требуются.

Алексей Тымчиков: Иногда работодатели сами не понимают, что им нужно, какого уровня специалист им требуется. Бывает и наоборот, что выпускники, прошедшие подготовку по программам «Ворлдскиллс», оказываются слишком квалифицированными для тех или иных производств. Однажды мы отправили нашего участника сборной в бригаду строительной компании пройти практику на реальном объекте. Так рабочие попросили его возводить стену не слишком красиво, потому что он сбивал им в этом плане среднее понятие внутреннего качества. Или на наших соревнованиях требования к квалификации многократно превосходят токарное производство, где вытачиваются определенной сложности детали.

Чтобы нивелировать разницу в подходах, мы проводим исследование потребности в рабочих кадрах, а также активно вовлекаем предприятия в наши соревнования, где закладываем требования к качеству и квалификации работника, чтобы можно было их тиражировать на уровне завода, повышая производительность труда.

Мы работаем и с юниорами в специальных технологических отрядах в рамках всероссийских детских центров. Там проходит знакомство детей с реальными работодателями, с «Вертолетами России», с «Росатомом», «Ростехом», где они могут узнать, что их ждет в той или иной компании, какие там перспективы. Когда дети видят реальный профессиональный горизонт, у них начинается совсем другое отношение к качеству своего труда.

В последнее время много говорят о необходимости повышения конкурентоспособности профессионального образования. Способно ли ваше движение ускорить это процесс?

Олег Базер: За последние годы система профессионального образования сделала очень большой рывок, в том числе с непосредственным участием в этом движения «Ворлдскиллс Россия». Этот рывок связан и с подготовкой преподавательского состава и мастеров производственного обучения с учетом международных стандартов и с изменениями преподавательских программ, произошедшими под влиянием быстроменяющихся технологий, материалов и оборудования.

Если раньше образовательный стандарт мог не меняться десятилетиями, то сейчас обновление по крайней мере в «Ворлдскиллс» происходит ежегодно. Плюс к этому в последние годы произошло сильное обновление материально-технической базы среднего профессионального образования. Все это привело к тому, что из стен образовательных учреждений выходят высокопрофессиональные кадры. Стоит заметить, что в последние два года наблюдается значительный рост притока абитуриентов в колледжи и техникумы.

С чем это связано?

Олег Базер: И дети, и родители поняли, что среднее профессиональное образование сегодня — это уже не те пэтэушки, которые были, а настоящие образовательные центры с хорошей материально-технической базой, которые выпускают настоящих специалистов.

Способно ли ваше движение изменить рынок труда в России? И если да, то в какую сторону?

Алексей Тымчиков: Не только способно — мы это и делаем. «Ворлдскиллс» — это один из немногих инструментов, который и производит эти изменения, своего рода машина по восстановлению кадровой ситуации в стране. На сегодня ряд российских регионов выстраивает стратегию кадрового обеспечения экономики через инструменты движения «Ворлдскиллс».

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности