Наука и техника
00:03, 27 сентября 2020

Привет из прошлого Гангстеры, погони и перестрелки: легендарная Mafia 20 лет восхищала игроков. Теперь она возвращается

Скриншот: игра Mafia: Definitive Edition

Игра Mafia, выпущенная в 2002 году, была не просто хитом — в ней в одной из первых экшен в открытом мире сочетался с драматическим сюжетом, достойным голливудского блокбастера. Спустя почти 20 лет студия Hangar 13 сделала полный ремейк знаменитой игры. «Лента.ру» рассказывает, можно ли войти в одну и ту же воду дважды.

Это было действительно круто и захватывающе: сесть за руль неповоротливого старого автомобиля и ехать по улицам большого американского города, живущего своей жизнью. Вдвойне круто было, что ты сидел в такси и пытался выжать из своей колымаги максимум, а в это время два незнакомых тебе гангстера отстреливались от погони.

Сейчас первая игра серии Mafia, созданная в 2002 году чешской студией Illusion Softworks и знаменитым геймдизайнером Даниэлем Ваврой, выглядит как настоящее ископаемое. Но нужно понимать, что та же GTA 3 появилась на свет всего за год до того, как вышла Mafia, и последняя смотрелась просто шикарно по сравнению с первой.

Помимо с любовью отрисованного вымышленного американского города Lost Heaven, игра могла похвастаться непередаваемым духом 30-х годов, времени мирового кризиса и сухого закона. И, конечно же, пусть и построенная по всем канонам и стереотипам, гангстерская сага была похожа скорее не на видеоигру, а на полноценный остросюжетный фильм — что 18 лет назад было редкостью.

Первую игру серии Mafia принято вспоминать с ностальгией и комментариями вроде «могут, когда захотят!». А вот с сиквелами как-то не задалось.

Вторую игру чехи, уже под крылом издателя 2К, делали восемь лет. Хотя она была определенно лучше проработана, чем ее предшественница в плане графики, сюжета и геймплея в целом, ничего нового она не принесла и никого не удивила. Mafia III, созданная уже студией Hangar 13 и вышедшая в 2016 году, вообще мало чем выделяется на фоне других сюжетных игр в открытом мире и, хотя неплохо продавалась, звезд с неба не хватала.

Строили, строили и наконец построили

Вместо того чтобы быстренько склепать еще один сиквел, в 2K решили, что к концу нынешнего поколения приставок самое время заняться чем-нибудь менее амбициозным — например, выпустить ремастер трилогии Mafia. Но если последние две игры надо было подлатать, снабдить текстурами получше и поработать с освещением, то в Mafia образца 2002 года такой трюк не пройдет. И поэтому Hanagar 13 занималась все эти годы тем, что методично воссоздавала Lost Heaven и приключения в нем таксиста Томми Анджело, ставшего гангстером. Вот и результат — Mafia: Definitive Edition.

И первое, о чем хочется сказать, — так это то, что концепция игры и ее геймплея, практически ничем не поменявшаяся в Mafia образца 2020 года, безнадежно устарела. Дело в том, что, хотя события игры и разворачиваются в городе, по которому ходят пешеходы и двигаются автомобили, по большей части в этой «песочнице» для игрока нет места. Он постоянно едет по улицам Lost Heaven по какому-то неотложному делу, проходя очередную сюжетную миссию.

Если в 2002 году на это было, в принципе, наплевать, то в 2020-м выглядит просто странно — вот, есть целый живой город, но в нем ничего не происходит, и он служит лишь декорацией для поездок главного героя на задания. Хотя, конечно, напихай Hangar 13 везде скучных сайдквестов, как в Mafia 3, возможно, было бы только хуже. Так что, наверное, стоит поблагодарить их за то, что они «сняли» оригинальную Mafia, так сказать, «близко к тексту».

А вот если воспринимать игру образца 2020 года не как, что называется, «игру-игру», а хороший фильм, в событиях которого еще можно и принять непосредственное участие, — тот это уже совсем другое дело. Тут нельзя не отметить, что 18 лет назад у разработчиков просто не было возможности сделать все так, чтобы это выглядело как настоящая качественная кинокартина, — и теперь у Hangar 13 это получилось в лучшем виде.

Сюжет изменений практически не претерпел, все старые миссии на месте. А вот диалоги были переписаны полностью. И когда смотришь кат-сцены с motion capture и современной графикой, кажется, что и в 2002-м все было точно так же. Но достаточно просто посмотреть те же сцены, какими они были тогда, на YouTube, и вспоминаешь, насколько сухими были диалоги и насколько в них не хватало экспрессии.

Это о том, что действительно радует. Проблема в том, что это, пожалуй, единственная действительно однозначно положительная сторона игры.

Бег по трубе

Ну а что касается города — да, это действительно красиво, и да, это атмосферно. В Hangar 13 постарались на славу и сделали американский город 1930-х годов, который должен очень напоминать Чикаго. Взяв в руки геймпад или мышку, ощущаешь себя в машине времени. Хочется исследовать его, находить какие-то закоулки, интересные места, персонажей… Но нет. Город — это всего лишь декорация, по которой Томми колесит от одной заданной точки к другой.

Где-то половину игрового времени придется, как и в оригинале, провести за рулем. Важно отметить, что старинные автомобили водить все так же тяжело и неудобно, что фанаты серии обычно воспринимают как преимущество. Впрочем, в настройках можно выключить реалистичную модель вождения, да и передачи переключать вручную необязательно, так что и новичкам, которым неохота заморачиваться со всем этим, место в ремейке Mafia есть.

Что касается стрельбы, то здесь она определенно подкачала. Хотя, как и в игре 2002 года, у главного героя есть полоска жизни, и убить его могут запросто даже на самом легком уровне сложности, механика стрельбы из укрытия превращает игру в скучноватый тир. К этому еще стоит добавить то, что практически у любого противника — даже у федеральных агентов — в любой ситуации под рукой оказывается коктейль Молотова, и под конец это начинает несколько раздражать.

Бегать по городу практически не придется — только когда это вписано в очередную миссию. Да и взламывать тачки — зачем, ведь одна уже есть, и постоянно необходимо куда-то ехать, чтобы попасть в очередную сюжетную трубу, на выходе из которой попадешь в следующую.

По этой же причине достаточно быстро отключаешь реалистичный режим взаимодействия с полицией, которая начинает гоняться за игроком, стоит ему превысить скоростной режим или устроить небольшое ДТП. Это просто мешает играть и не вносит никакой реалистичности в процесс — ведь максимум Томми догонят и выпишут штраф. Но поскольку в игровой механике не предусмотрено зарабатывание денег и покупка-продажа чего-либо, на его жизни это никак не отражается.

Кому это надо

При всем при том, что и в целом, и по отдельным элементам Mafia образца 2020 года кажется достаточно неплохой игрой и уж точно отличным ремейком, от нее быстро устаешь. Она неспособна действительно захватить и вернуть те же ощущения, что и в 2002-м.

Очень сомнительно, что она придется по вкусу и тем, кто никогда не видел родоначальника серии в его изначальном виде. Им-то ностальгировать не по чему, и если расценивать Mafia: Definitive Edition как просто современную игру, то с удивлением понимаешь, что сейчас она выглядит, даже в своей новой одежке, достаточно посредственно.

Да и сюжет, который казался эпичным 18 лет назад, сейчас уже не вызывает такого трепета. Все эти стереотипные гангстерские персонажи и истории — расстрел ресторана из томми-ганов, тощий бухгалтер мафии в очках, красивая итальянка-жена и ребенок, желание соскочить, предательство и жадность — сейчас выглядят как винегрет, который пытаются запихнуть внутрь, причем по одному ингредиенту за раз.

***

В этом, определенно, нет никакой вины Hangar 13 — они старались как могли и делали новую «Мафию» с большой любовью к оригиналу (которая не особенно, кстати, заметна в третьей части, они тоже к ней приложили руку). Будет ли Mafia: Definitive Edition продаваться хорошо? Практически точно. Стоит ли ее покупать? Может быть, на распродаже.

Не очень понятно только, на кого была сделана ставка — на ностальгирующих фанатов первой части или на новых игроков, никогда не проходивших «Мафию». Если на первых, то уже на половине прохождения им станет скучно. Если на вторых, то вряд ли они оценят этого, пусть и сверкающего современным лоском, но все же в большинстве аспектов динозавра игровой индустрии.

Михаил Карпов

< Назад в рубрику