Вводная картника
Промо

Быть как дома

Почему работа в офисе лучше удаленки

Фото: Depositphotos

Коронавирусный кризис позволил аналитикам говорить о постепенном переходе российских компаний на удаленную работу и отказе от традиционных офисов. Отчасти этот тезис подтверждало снижение темпов роста рынка в период самоизоляции, когда большая часть сотрудников перешла в онлайн. Вместе с тем в это же время на рынке были заключены крупнейшие и даже одна рекордная сделки по аренде офисов под штаб-квартиры. Означает ли это, что крупные бренды все же не готовы отпускать сотрудников на удаленку? «Лента.ру» рассказывает о том, каким должен быть современный офис, чтобы сотрудники предпочитали его домашним рабочим местам.

Офис против вируса

До начала коронавирусного кризиса офисный рынок столицы на протяжении почти двух лет показывал пиковые значения. По подсчетам портала ЦИАН, этот сектор был вторым по популярности для инвесторов после торговой недвижимости, а в марте 2020 года вышел на первое место, завоевав 33 процента от общего объема привлеченных инвестиций. Эксперты ожидали органические рост рынка и увеличение общего объема инвестиций на 5-7 процентов на фоне крупных сделок в сегментах офисной, торговой и складской недвижимости.

С закрытием всех общественных пространств на карантин тональность прогнозов изменилась: послышались голоса о смене парадигмы как в модели торговли, так и в организации рабочих пространств. Главным тезисом аналитиков был переход сотрудников на удаленную работу с потенциальной выгодой от этого для работодателей. Организация рабочих мест и содержание офиса связаны с определенными затратами, которых можно избежать, если сотрудники будут работать дистанционно.

Но в разгар карантина с этими тезисами поспорили сами работодатели: крупнейшие компании совершили рекордные сделки по аренде офисных площадей в Москве, подтвердив высокий спрос на качественные и современные рабочие пространства для своих сотрудников.

Время для рекордов

В начале мая совет директоров «Почты России» одобрил сделку по аренде офисных площадей в бизнес-центре «ВЭБ-арена» под свою новую штаб-квартиру. Акционерное общество арендовало более 37 000 квадратных метров для того, чтобы объединить сотрудников разных подразделений в одном месте. На тот момент «Ведомости» назвали это крупнейшей сделкой аренды офисов в этом году.

Чуть позже место для своей новой штаб-квартиры выбрала крупная страховая компания, которая арендовала у компании AFI Development бизнес-центр «AFI на Павелецкой» площадью более 15 тысяч квадратных метров. Компания планирует отказаться от некоторых офисов и объединить несколько подразделений на Павелецкой.

А в начале июня AFI Development выступила участником еще одной сделки, которая стала по-настоящему рекордной на рынке коммерческой недвижимости столицы. Группа «Тинькофф» арендовала строящийся бизнес-центр А-класса AFI Square возле Белорусского вокзала. Это стало крупнейшей сделкой по аренде офисной недвижимости в Москве за всю его историю — площадь здания составляет более 90 тысяч «квадратов».

«Наша новая штаб-квартира расположится в удобном месте в центре Москвы. Но это не будет офис в привычном смысле этого слова. Мы технологическая компания, привыкшая к гибкой удаленной работе. Поэтому мы будем делать для себя не просто место для работы, а "место силы" — пространство для творчества, встреч команд, рабочего и личного общения, обмена опытом и идеями, обучения и развития, занятий спортом и отдыха. Это будет отличное место для молодых талантов, аналитиков, разработчиков, data scientists, дизайнеров и других специалистов, в котором будут рождаться новые революционные финтех-идеи», — говорит Оливер Хьюз, председатель правления «Тинькофф».

Такое количество рекордов за период карантина аналитики связывают с дефицитом больших офисных пространств высокого качества. При этом они указывают, что наибольшая нехватка крупных офисных блоков наблюдается в центре Москвы. Так, внутри Третьего транспортного кольца предложения площадью более 10 тысяч квадратных метров встречаются не более чем в десяти бизнес-центрах, а арендовать «под себя» целое офисное здание в центре фактически невозможно. Поэтому новые лоты, появляющиеся на рынке, пользуются повышенным спросом.

«Зеленый» офис или удаленка?

Интерес к современным и дорогим бизнес-площадкам в Москве может стать триггером развития всего офисного рынка, считают эксперты. Уже сейчас справедливо говорить о том, что рынок офисных центров постепенно восстанавливается и становится вновь привлекательным для инвесторов. Это подтверждает и рейтинг международной аудиторско-консалтинговой компании EY. Согласно последним данным, Россия занимает девятое место среди наиболее привлекательных для иностранных инвесторов стран Европы.

Хорошие перспективы для сегмента бизнес-центров премиум-класса объясняются и тем, что крупные работодатели все больше вкладываются в оснащение рабочих мест, предпочитая удобные и безопасные офисные комплексы, ориентированные на здоровье и комфорт сотрудников. Офисы в этом сегменте являются и дополнительным конкурентным преимуществом в привлечении и удержании талантливых специалистов. По данным исследования консалтинговой компании JLL, этот фактор входит в топ-3 ожиданий компаний от рабочих помещений, уступая лишь таким возможностям офиса, как коллаборация сотрудников и гибкий подход в организации творческих пространств.

«Таким образом, рабочее место стало частью ценного предложения для сотрудников, так как компании начали соревноваться за привлечение лучших кадров. Более того, роль офиса, когда дело доходит до наставничества, командного духа и сильной корпоративной культуры, оказалась критически важной для лояльности, приверженности сотрудников и, в конечном счете, для удержания талантов», — говорится в исследовании JLL.

Еще одна тенденция развития офисов — следование «зеленым» стандартам, что положительно влияет на трудоспособность людей и общую эффективность работы предприятий по сравнению с традиционными офисами и тем более удаленной работой. Запрос на «зеленый» офис идет и снизу — от самих сотрудников, многие из которых придерживаются общего тренда на бережное отношение к природе и городской среде вокруг себя.

Поэтому у офисных зданий, соответствующих таким критериям, есть все шансы на успех. Этому будет способствовать и их уникальность — в Москве пока крайне мало предложений такого уровня, и в основном они сосредоточены в локации Москва-Сити. В Центральном округе же сегодня строятся всего два офисных проекта премиум-класса, отвечающих «зеленым» стандартам, и оба — компанией AFI Development. Это бизнес-центры AFI2B на 2-й Брестской улице и проект AFI Square , аренда которого группой «Тинькофф» стала рекордной сделкой на рынке недвижимости за все время.

Выше верхнего

Бизнес-центр AFI2B похож на AFI Square с точки зрения качества и будущих перспектив, но превосходящий его как в концепции, так и в технологическом оснащении. Инженерные коммуникации проекта, строительные материалы, архитектура — все здесь уже сегодня, по оценкам профессиональных консультантов рынка, соответствует самым высоким требованиям бизнес-проектов класса А+. Офисы такого уровня в Москве можно пересчитать на пальцах одной руки. А в границах ЦАО этот бизнес-центр станет единственным «А с плюсом».

Проект соответствует принципам «зеленого» строительства и будет сертифицирован в международных системах BREEAM и WELL. По системе оценки BREEAM бизнес-центр претендует на рейтинг Excellent (более 70 процентов соответствия) и полностью удовлетворяет требованиям стандарта WELL, который включает в себя 10 категорий, фиксирующих качество воздуха, воды и питания сотрудников, эргономику передвижения, освещения и температурного режима, акустики внутри офиса, используемых материалов и внедряемых инноваций при строительстве. Еще два критерия — «ментальное здоровье» и «общество» — относятся к формированию благоприятной атмосферы в коллективе. Они оценивают приспособленность здания для повышения уровня образования сотрудников, поддержания их психического и физиологического здоровья, возможности восстановления и отдыха. В России пока крайне мало объектов, соответствующих принципам WELL.

Помимо офисной части, проект AFI2B включает трехуровневую подземную парковку, а центральным общественным элементом здания станет атриум, расположенный со стороны главного входа. Многофункциональный комплекс на 2-й Брестской улице будет рассчитан на 3300 сотрудников, его общая площадь составит около 50 тысяч квадратных метров. Площадь каждого этажа — от 1 600 «квадратов». На первых этажах также запланирован небольшой пул объектов торговой инфраструктуры: кафе, рестораны и магазины первой необходимости. Все это создаст камерную обстановку и сделает пребывание гостей и работников в центре комфортным и уютным. Особый шарм зданию также придаст панорамное остекление и шикарные виды из окон на центр столицы и площадь Белорусского вокзала.

Несмотря на то что бизнес-центр будет достроен только во втором квартале 2021 года, потенциальные арендаторы уже сегодня проявляют повышенный интерес к этой «жемчужине» офисного рынка столицы.

Вирусный кризис, самоизоляция, перевод сотрудников на дистанционную работу — все это не смогло серьезно пошатнуть офисные устои. Два месяца самоизоляции показали работодателям, что дистанционная коммуникация пока еще существенно уступает офисной. Это касается и взаимодействия между сотрудниками, оперативного контакта с руководством и эффективности творческих групп в формате brain storm. Даже идеально выстроенная система удаленного рабочего стола не восполняет синергетический эффект от рабочего настроя офиса. Особенно если офис располагается в инновационном здании, ориентированном на сотрудников.

Так что посткарантинное будущее, определенно, за офисами. Современными, комфортабельными, безопасными, экологичными. Такими, как AFI2B и AFI Square.

Дальше вы перейдёте на сайт нашего партнераAFI Development
Комметарии к этой новости отключены