Вводная картника

«На это потребовались годы»

За что российский интернет хвалят в ООН и как коронавирус помог ему стать лучше

Интернет и СМИ

Фото: Анатолий Жданов / «Коммерсантъ»

Развитие электронных госсервисов — важный тренд последних лет у многих государств по всему миру. Вопрос стал еще более актуальным после того, как мир столкнулся с эпидемией коронавируса. Людям приходилось решать многие проблемы из дома, и диджитализация сервисов оказалась как нельзя кстати. В России успели подготовиться к кризису заранее: многие государственные услуги уже функционировали, а некоторые запустились раньше срока из-за COVID-19. Успехи отечественного электронного правительства оценили в ООН — страну отметили в рейтингах успешности системы цифрового управления. «Лента.ру» разобралась, как России удалось занять лидирующие позиции и чего ждать от системы диджитал-услуг в будущем.

Позже многих

ООН занимается исследованиями в области электронного правительства с 2001 года. Исследования о диджитализации государственных услуг проводится в рамках реализации «Стратегии устойчивого развития 2030» (в 2015 году она заменила собой концепцию «Развития тысячелетия»). Новая стратегия включает в себя 17 глобальных целей, которые ООН планирует достичь в ближайшие 10 лет во всем мире. Сюда относятся ликвидация нищеты и голода, качественное образование, достойная работа и экономический рост и другие.

Для первых исследований специалисты анализировали правительственные сайты на содержание услуг, доступных для граждан. По результатам проверки все страны получали свой индекс развития электронного правительства EGDI (the United Nations E-Government Development Index). Он представляет собой среднее арифметическое трех индикаторов: широта и качество онлайн-услуг (Online Service Index, OSI), уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры (Telecommunication Infrastructure Index, TII) и объем человеческого капитала (Human Capital Index, HCI). В результате индекс показывает, насколько государство подготовлено к оказанию качественных услуг в электронном виде.

Любопытно, что Россия, добившаяся лидирующих позиций в рейтинге ООН, начала развивать диджитализацию госсервисов на порядок позже многих других стран. Чиновники утвердили концепцию электронного правительства лишь в мае 2008 года, а практическое внедрение началось годом позже — тогда же заработал Единый портал государственных и муниципальных услуг Gosuslugi.ru. Однако уже к 2011 году страна заняла 27 место в рейтинге электронного правительства ООН («E-Government Survey 2012: E-Government for the People»). Годом ранее Россия была лишь на 59 месте.

В исследовании ООН от 2018 года Россия поднялась в рейтинге стран по уровню развития в сфере цифровизации госуслуг на 25 место. Тогда страна впервые вошла в группу с «очень высоким» индексом EDGI.

По словам депутата Государственной думы, члена комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Антона Горелкина, быстро опередить остальные страны удалось благодаря тому, что Россия совместила сразу несколько факторов, часть из которых сами по себе были совсем не позитивные.

«В конце СССР и в 90-е наша страна сильно отставала от мировых лидеров по качеству государственных институтов, а о переводе в электронную форму тогда и речи не шло. Развитие госуслуг и цифровизация стартовали у нас практически с нуля, поэтому была возможность применить сразу самые передовые технологии или даже создавать их», — говорит Горелкин.

В качестве примера эксперт привел ситуацию с электронным банкингом. Во многих европейских странах до сих пор в ходу банковские инструменты, возникшие еще в XVIII веке — местные жители привыкли рассчитываться за покупки или получать зарплату выписанными от руки чеками. Перейти же к более эффективным цифровым решениям мешает «социальная инерция». В России же подобной инерции не было, уверен депутат. Зато было четко выраженное и последовательное стремление государства повышать качество и доступность государственных услуг.

Другой наглядный пример — качество оптоволоконных сетей в нашей стране и на Западе. «Интернет в России быстрее, качественнее и дешевле, чем в Западной Европе, потому что их сети основаны на решениях предыдущих технологических поколений. И пока они не выработали свой ресурс, их невыгодно менять. У нас же сеть в 2010-е почти везде прокладывалась впервые, и сразу современная», — считает депутат.

Впереди планеты

В свежем исследовании 2020 года Россия входит в группы стран с самым высоким уровнем развития электронных госуслуг по нескольким показателям, включая индекс развития электронного правительства — главный критерий оценки стран в исследовании ООН. В этом году отечественное электронное правительство получило самый высокий индекс EDGI за всю историю — более 0,82 при максимальном значении 1, а эксперты назвали уровень развития цифровизации госуслуг «очень высоким».

На EDGI также влияет качество работы системы электронного правительства на региональном уровне — речь идет о проникновении не только в мегаполисы, но и в сельскую местность. На оценку оказывает влияние и возможность предоставления электронных услуг пожилым людям, подросткам, инвалидам и мигрантам.

По словам президента АНО «Умные города» Артема Ермолаева, Россия получила высокую оценку EDGI во многом благодаря продвинутой инфраструктуре. Он говорит, что интернет в стране на сегодняшний день является крайне быстрым и дешевым.

«На уровне Европы и по скоростям он (российский интернет — прим. «Ленты.ру») точно и качественно не уступает Штатам, и по стоимости тоже», — отметил Ермолаев. Он также добавил, что в применении инфраструктуры страна тоже показывает высокий уровень. В частности, некоторые услуги в столице можно получить только в электронном виде — для консервативной Европы или США это на сегодняшний день «на грани фантастики».

Эксперты ООН также зафиксировали у России очень высокий показатель индекса OSI — это составная часть основного EDGI, которая определяет степень эффективности использования информационных технологий правительствами для предоставления государственных услуг на национальном уровне. Другими словами, аналитики оценивают технические возможности национальных сайтов, однако наибольшее внимание уделяется электронным сервисам в сферах здравоохранения, образования, соцзащиты, труда и занятости. Качество предоставления российских онлайн-услуг оценили в 0,82 балла при максимально возможном значении 1. Благодаря этому показателю страна заняла 39 место рейтинга из 193.

Первый зампред комиссии по СМИ общественной палаты России и президент фонда защиты национальной ценности Александр Малькевич отметил, что признание высокого уровня развития российского цифрового правительства не стало для него большим сюрпризом. Эксперт уверен, что страна получила такую оценку абсолютно заслуженно.

«Российские веб-инструменты по участию граждан в управлении государством — это то, с чего можно и нужно брать пример. Портал Госуслуг, в ряде регионов платформы для прямой коммуникации власти и общества — такого нет во многих странах мира», — пояснил свою точку зрения Малькевич.

Представители Минкомсвязи также отметили, что развитие цифровой экономики и глубокая цифровизация отечественного общества в первую очередь повлияли на позицию страны в рейтинге. Однако ситуация менялась не в один момент — на это потребовались годы.

«В течение последних 10 лет ключевые показатели ИКТ-отрасли в России поступательно росли. Удельный вес отрасли в ВВП страны вырос с 2,66 в 2010 году до 13,3 миллиарда долларов США в 2019 году. Не будет преувеличением заявить, что в настоящее время процессами цифровизации охвачена вся страна, включая самые удаленные и труднодоступные регионы», — заявили в Минкомсвязи.

Электронный голос

Аналитики из ООН особо отметили российские веб-инструменты по участию граждан в управлении государством и ведению коммуникаций с представителями органов власти — речь идет об индексе E-Participation Index (EPI). Здесь Россия снова вошла в группу стран с очень высоким уровнем развития, встав в один ряд с лидерами рейтинга Эстонией, Южной Кореей, США и Японией. Индекс EPI тоже подсчитывается на основе множества показателей: это и открытость информации, и доступность больших данных о государстве, и вовлечение жителей страны в обсуждение политических решений.

В качестве примера вовлечения граждан в процесс принятия государственных решений онлайн исследователи отметили сайт «Российской общественной инициативы» (РОИ) www.roi.ru. Этот ресурс предназначен для того, чтобы россияне могли размещать свои предложения по улучшению жизни в стране, а также голосовать за предложения других людей. Оператором РОИ является некоммерческая организация «Фонд информационной демократии».

Представители ООН написали, что в России работают как минимум шесть инструментов для коммуникации граждан с представителями власти и коллективного обсуждения стратегических идей и предложений. В целом же страна заняла 27 место, получив индекс 0,87 при максимальном значении 1.

Депутат Антон Горелкин отдельно отметил успехи России в реализации системы электронного голосования. Он даже назвал страну мировым лидером в этой сфере.

«В таком масштабе электронное голосование не применялось нигде в мире, а у нас с первого раза получилось без сбоев и накладок, с высочайшим уровнем защиты системы. Это мое глубокое убеждение», — похвалил систему Горелкин. С этим мнением солидарен и Александр Малькевич.

«Москва — Париж — Мадрид — Москва»

В документе ООН исследовались не только страны, но и некоторые отдельно взятые города. В основном, столицы государств, так как они наиболее развиты с точки зрения технологической инфраструктуры. Рейтинг Local Online Service Index (LOSI) измеряет 80 показателей, по которым можно определить степень развития локальных электронных госсервисов. Все они делятся на четыре основных критерия: технологии, предоставление контента, предоставление услуг, а также участие и вовлеченность. Если же говорить более конкретно, оценка города формируется на основе адаптивности городских порталов услуг под мобильные устройства и их совместимость с различными браузерами, качества контента, а также вовлеченности населения и доступность сервисов. Простота навигации и удобство интерфейса тоже учитываются при составлении индекса.

Москва в этом рейтинге 2020 года заняла шестое место среди крупных городов со всего мира. Индекс LOSI у столицы составляет 0,81. Выше оказались всего пять городов: лидером стал Мадрид, вторую строчку занял Нью-Йорк, третью — Таллин, а четвертое место разделили Стокгольм и Париж.

По мнению Александра Малькевича, Москва действительно является одним из мировых лидеров по вопросу цифровых госуслуг — во многом благодаря порталу Mos.ru и работе чиновников при эпидемии коронавируса.

Артем Ермолаев также отметил цифровую развитость Москвы по сравнению с иностранными столицами. В качестве примера он вспомнил ситуацию, когда Евросоюз обратился к стриминговому сервису Netflix с просьбой понизить качество видео из-за наплыва пользователей во время самоизоляции.

«У нас такого примера не было, у нас только сама по себе там какая-то “Амедиатека” не выдерживала, но это скорее были ее проблемы, нежели операторов связи», — отметил Ермолаев.

Нет худа без добра

Из-за пандемии, охватившей практически весь мир, правительствам многих стран пришлось в усиленном темпе решать вопросы цифровизации электронного правительства. Граждане несколько месяцев сидели по домам, поэтому бесперебойный доступ к государственным онлайн-сервисам оказался для них чрезвычайно важен. Возможность пользоваться госуслугами через интернет избавила людей от необходимости лично посещать государственные учреждения, тем самым подвергая опасности здоровье.

В этом случае Россия не стала исключением — на фоне распространения вируса многие государственные услуги были оперативно переведены в цифровой вид, а часть сервисов запустились раньше запланированного срока. Например, во время пандемии появилась возможность дистанционного оформления свидетельства о рождении и смерти. Жители страны также смогли вставать на биржу труда или оформить пособие по безработице. Людям с ограниченными возможностями облегчили жизнь тем, что статус об инвалидности стал продлеваться автоматически.

На сайте «Госуслуг» появилась отдельная страница, на которой указаны все новые виды господдержки — льготы и пособия для разных категорий граждан с возможностью сразу подать заявление.

Кроме того, «Госуслуги» стали налаживать партнерство с социальными сетями, благодаря чему в «Одноклассниках» появилось приложение национального сайта. Там можно оформить загранпаспорт и международное водительское удостоверение, подать документы на материнский капитал или зарегистрировать автомобиль. И перечень услуг планируют расширять.

Артем Ермолаев считает, что COVID-19 никак не мог повлиять на результаты исследования ООН, ведь его начали составлять задолго до пандемии. Тем не менее вирус действительно способствовал модернизации некоторых процессов в развитии цифровых государственных услуг. В частности, это касается бюрократических вопросов.

«Когда раньше было противостояние между различными ведомствами, которые говорили “нет, вот это мы не можем оцифровать, потому что нужен тот или иной регламент”. А тут аппаратчика просто поставили перед фактом: “либо мы даем услугу, либо нет”. Поэтому многие вещи были пересмотрены в сторону либерализации», — считает президент АНО «Умные города».

Ограничение перемещений и закрытие границ подстегнуло цифровизацию, считает Антон Горелкин. Он уверен, что COVID-19 позволил провести электронное голосование в Москве в полноценном формате — без пандемии эксперимент, скорее всего, пришлось бы ограничить.

Большие планы на будущее

Несмотря на то, что Россия уже входит в группу с высокой оценкой уровня развития госуслуг, стране еще есть, к чему стремиться. Опрошенные «Лентой.ру» эксперты выделили сразу несколько элементов, благодаря которым отечественное цифровое государство может подняться еще выше в мировом рейтинге.

Ермолаев называет основной задачей чиновников как можно больше и быстрее использовать все, что связано с биометрической идентификацией. Говоря простым языком, россиянам необходимо отказаться от излишних логинов, паролей, идентификаций человека.

«Если это его лицо и это его голос, то бессмысленно уточнять, какой у него номер паспорта, потому что система сама должна его найти», — отметил эксперт.

Также немаловажным шагом вперед должно стать автоматическое оказание услуг. По мнению президента АНО «Умный город», России необходимо отказаться от использования человека в системе принятия решений или как минимум уравнять машины в правах. Последние гораздо быстрее принимают решения, что позволяет предоставлять услуги 24/7.

«Ну и третье — надо переходить в систему прогнозирования. То есть когда та же самая машина помогает предугадывать желания или необходимости человека и предлагать ему соответствующие наборы услуг и сервисов, которые непосредственно ему будут необходимы», — подытожил Ермолаев.

По мнению Антона Горелкина, сегодня Россия даже близко не исчерпала возможности современных технологий по улучшению качества Госуслуг. Депутат считает, что цифровизация открыта еще множеству сфер общественной жизни. При этом важно, чтобы общество принимало изменения и успевало за ними.

«Надо просто двигаться в избранном направлении, развивать свою ИТ-сферу, ИТ-инфраструктуру и принимать ее наработку для общественного блага», — отметил депутат ГД.

Алексей Глинкин

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности