Вводная картника

«Аудитория и рынок созрели»

Россияне все чаще платят за сериалы. Почему это выгодно не только онлайн-кинотеатрам, но и зрителям?

Интернет и СМИ

Фото: Михаил Терещенко / ТАСС

Считается, что привычка к бесплатному контенту формировалась у россиян десятилетиями: та аудитория, которой неинтересно телевидение, увлеклась идеей свободного файлообмена еще на заре нулевых. На смену торрент-трекерам постепенно пришли пиратские кинотеатры с собственными плеерами, некоторое время их деятельность практически не регулировалась законом. Возможно, именно поэтому появился стереотип о том, что жителей России невозможно убедить платить за фильмы или музыку. Однако статистика говорит об обратном: в 2019 году выручка легальных видеосервисов, работающих в стране, выросла на 45 процентов по сравнению с предыдущим годом. «Лента.ру» изучила, почему представления о пиратской сущности россиян оказались мифом и как правообладатели смогли его опровергнуть.

Пиратское прошлое

Крупнейший российский BitTorrent-трекер RuTracker (в прошлом — torrents.ru) появился 15 лет назад. Некоторое время он сотрудничал с правообладателями и удалял раздачи по их просьбе. На трекере действовала и некоторая самоцензура: пользователям нельзя было раздавать порно и пропагандистский антисемитский фильм «Вечный жид», снятый по распоряжению Йозефа Геббельса.

Позже трекер заблокировали, но эта мера оказалась не очень эффективной: после вступления в силу решения суда его посещаемость упала всего на 13 процентов. Когда провайдеры начали ограничивать доступ к сайту, пользователи перешли к использованию зеркал, а сам RuTracker объявил, что больше не будет сотрудничать с правообладателями и удалять контент по их просьбе.

С 2016 года количество файлов, загруженных на RuTracker, продолжило расти, что следует из опубликованного на «Хабре» анализа. При этом само количество изменилось не так радикально: рост оказался обусловлен тем, что к раздачам прикрепляют много картинок — они и влияют на количество файлов.

Сериалы и кино — это два самых крупных раздела на RuTracker. В первый загружено чуть более 600 терабайт, во второй — на пару десятков терабайт меньше. При этом можно сказать, что кинопиратство на торрентах постепенно умирает, а вот количество сериалов продолжает расти.

С сериалами была связана и популярность пиратских кинотеатров, использовавших плеер Moonwalk. В его библиотеку было загружено 26 тысяч фильмов и 10 тысяч сериалов. Зрителям эти кинотеатры запомнились по навязчивой рекламе онлайн-казино и букмекерских контор — именно с ее помощью создатели нелегальных кинотеатров зарабатывали.

Внимание к проблеме привлекла компания Group-IB. Сервера Moonwalk находились в Нидерландах, поэтому в 2019 году их отключения добилась местная ассоциация по защите авторских прав в индустрии развлечений (BREIN).

Генеральный директор Ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин отметил, что закрытие плеера произвело взрывной эффект. «Это, конечно, может привести к появлению новых сервисов, которые займут опустевшую нишу, сделав выводы и устранив уязвимости, из-за которых пал Moonwalk. Если их монетизация так же, как и сегодня, будет завязана на рекламе букмекеров или казино, то у нас есть против них заготовка», — отметил Бырдин в разговоре с журналистами.

По его словам, сайты с рекламой букмекеров совершают административное правонарушение, потому что подобные объявления разрешены только на сайтах СМИ спортивной тематики. Если пиратские кинотеатры снова пойдут по такой модели монетизации, Федеральная антимонопольная служба сможет блокировать эти сайты без суда — такие поправки уже подготовлены. Бырдин добавил, что сегодня существуют «интересные идеи о том, как отвадить и других рекламодателей размещаться на пиратских сайтах».

Миф о России

Вместо нелегальных сайтов российские пользователи постепенно переходят на легальные. В 2019 году российский пиратский рынок сократился на 27 процентов, а выручка официальных видеосервисов выросла на 45 процентов.

За прошлый год онлайн-кинотеатры заработали 27 миллиардов рублей, причем 72 процента от этой суммы (почти 20 миллиардов) составили доходы от подписок, на рекламу пришлось 7,6 миллиарда рублей. По сравнению с 2016 годом заработок онлайн-кинотеатров от платной модели вырос в пять раз. С 2017 года доходы от подписки и продажи фильмов впервые превысили доходы от рекламы и с тех пор продолжают расти. «Платежный потенциал» на этом совершенно не исчерпан: в ассоциации «Интернет-видео» отмечают, что в 2007-2009 годы россияне тратили примерно по три миллиарда долларов в год только на CD и DVD-диски. Это значит, что мнение о том, что жители страны предпочитают воровать контент, а не платить за него — не более чем миф.

Больше всех на российском рынке в прошлом году заработали ivi, Okko и YouTube. При этом максимальный рост выручки зафиксирован у Start (242 процента), Okko (97,7 процента) и «Премьера» (86,7 процента).

За время самоизоляции российский рынок онлайн-кинотеатров также показал уверенный рост. Например, в мае 2020 года база платных подписчиков онлайн-кинотеатра Okko выросла на 270 процентов по сравнению с маем 2019-го.

Некоторые стриминговые сервисы предложили бесплатную или льготную подписку на время карантина. Даже если удержать эту аудиторию после отмены всех скидок не удастся, онлайн-кинотеатры смогли сделать себе хорошую рекламу и в перспективе увеличить и без того растущую прибыль.

Яна Бардинцева

Яна Бардинцева

«Аудитория созрела для потребления легального контента, созрел и рынок. Согласно данным отчета J’Son&Partners Consulting, в 2019 году темп роста индустрии легальных видео достиг 65,7 процента. Мы видим, что люди ценят пользовательский опыт, который им представляют легальные мультимедийные сервисы. Онлайн-кинотеатры и видеоагрегаторы растут, а пиратские сайты теряют аудиторию», — уверена Яна Бардинцева, генеральный директор Okko.

По ее мнению, российская аудитория сегодня готова готова к платным подпискам. Бардинцева обратила внимание на то, что стоимость доступа к онлайн-кинотеатрам в России не очень высока — ее может позволить себе среднестатистическая семья: «Стоимость подписки "Оптимум" в Okko составляет 399 рублей. Это цена за доступ почти к 30 тысячам фильмов, сериалов, мультфильмов и образовательных программ. Сумма сравнима с одним билетом в кино, только в этом случае у пользователей есть возможность смотреть контент в комфортной обстановке, в любое время и вместе с семьей или друзьями».

Конкуренты Netflix

Другое опасение скептиков было связано с тем, что на рынке онлайн-кинотеатров уже есть крупные игроки — Netflix, Amazon и HBO, соперничество с которыми якобы изначально лишено смысла. Однако действительность показала, что скептики ошибались: например, по итогам 2019 года прибыль Netflix составила всего четыре процента от всех доходов рынка в России

Российские онлайн-кинотеатры оказались действительно востребованы зрителями. Многие из них производят свой контент, интересный аудитории. Некоторые транслируют культовые американские сериалы — «Амедиатека» показывала «Игру престолов», а на «Кинопоиск HD», помимо российских сериалов, есть, например, «Клиника» и «Офис». Еще одно принципиальное отличие легальных кинотеатров — это то, что там зритель может выбрать оригинальную аудиодорожку и субтитры, пиратские сайты редко предоставляли такую возможность.

Точки зрения о том, что российский контент весьма востребован в стране, придерживается и Юлия Миндубаева, продюсер, генеральный директор видеосервиса Start. По ее мнению, локальные стриминговые сервисы в России популярнее, чем Netflix.

Эксперты считают, что Россия наряду со Скандинавией и странами Латинской Америки имеет сильных локальных игроков на рынке стриминговых сервисов. Онлайн-кинотеатры производят собственные сериалы, имеющие стабильный спрос у аудитории. При этом зрители все чаще приходят к мысли, что, выбирая пиратский контент, они лишают производителей доходов, то есть средств на съемки следующих сезонов, а потому в перспективе обкрадывают сами себя.

Но это закон

Антипиратское законодательство заработало в России семь лет назад. С 1 августа 2013 года правообладатели получили право обращаться в суд и требовать блокировки сайтов, которые незаконно размещали их контент. В 2015 году появилась вечная блокировка пиратских сайтов: суд может принять такое решение, если правообладатель докажет, что интернет-ресурс публиковал нелегальные контент два раза или более. Позже владельцы авторских прав смогли требовать того, чтобы блокировали не только сами сайты, но и их зеркала.

Однако с момента обнаружения нарушенных авторских прав до блокировки сайта проходило очень много времени. С ноября 2018 года в России начал действовать антипиратский меморандум, к нему присоединились крупнейшие интернет-компании (такие, как Mail.ru Group, «Яндекс» и Rambler Group) и правообладатели.

С его помощью ограничение доступа к пиратскому контенту стало быстрее: правообладатели начали вносить на рассмотрение ссылки с нелегальным контентом, а поисковики — удалять их из выдачи. С начала действия меморандума в реестр внесли более 4,2 миллиона ссылок на страницы с пиратским контентом, все они были удалены с видеохостингов или из поисковой выдачи.

Суть меморандума в том, чтобы пользователь не мог найти в поисковике пиратское видео и посмотреть его — тем самым распространение нелегального контента лишилось бы экономической целесообразности.

Несмотря на все эти меры, Россия все еще стабильно входит в лидеры по потреблению нелегального контента. Например, в исследовании компании Muso утверждается, что за время карантина она заняла второе место в мире по потреблению пиратских фильмов и музыки, уступив только США.

Представители индустрии считают, что помочь в этой борьбе может законодательное регулирование отрасли. Законопроект, закрепляющий положения меморандума, планируется внести в Госдуму в ближайшее время. Если он будет принят, требования по фильтрации контента распространятся на все интернет-компании, а не только на тех, кто подписал меморандум.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности