Вводная картника

«Не все парни хотят быть парнями»

Мужчины в платьях, дьявол в лимузине и малолетние мафиози: главная музыка месяца

Культура

Фото: @jaydagmusic

Теплые вечеринки в клипе Jayda G, уроки плавания от СБПЧ, беззаботные прогулки по Марьино с Kedr Livanskiy и эротичные свидания с Arca — похоже, что в мае музыканты пытались изобразить бесшабашное лето, которого не будет, по привычке выпуская танцевальные хиты и жизнерадостные видео. О том, кто создал главные клипы и синглы ушедшего месяца, — в ежемесячной подборке «Ленты.ру».

Jayda G — Both Of Us

Если бы ближайшие три месяца сулили нам не масочный режим, бесконечное оформление пропусков и отсутствие поездок за границу, то композиция Both Of Us легко бы могла стать лучшим саундтреком к яркому и полному музыкальных фестивалей лету, для которого будто и создана вообще вся музыка Jayda G — за последние пару лет неоднократно демонстрировавшей умение разогревать толпу на фестивалях уровня Melt, Dekmantel и даже Glastonbury. Радостная хаус-мелодия, которая войдет в июльский EP артистки Both Of Us / Are U Down, моментально задает оптимистичный настрой за счет фортепианных нот и гладкого вокала, а сопровождающий ее клип напоминает о простых вещах, которых нам всем сейчас так не хватает: отдыха на природе, прогулок по городу, вечеринок, и, в конце концов, людей вокруг.

Kedr Livanskiy — Ivan Kupala (New Day)

Выступающая под псевдонимом Kedr Livanskiy российская электро-поп-звезда Яна Кедрина проводит карантин достаточно продуктивно: артистка, во-первых, запустила на своем YouTube-канале уютную передачу «Кедр у плиты», в которой делится любимой музыкой: от пацанского отечественного рэпа конца 1990-х до треков столичной панк-группы «Соломенные еноты». А во-вторых — опубликовала клип на песню из прошлогоднего альбома Your Need. На видео — вся энергия и красота юности без избитых штампов вроде шумных дискотек, неуклюжих поцелуев и рек алкоголя. Вместо них здесь запечатлены приключения другого рода: гонки на скейтборде по подземной парковке, драки на игрушечных деревянных мечах и посиделки у костра в темном лесу. Некоторые кадры, которые можно увидеть в Ivan Kupala (New Day), явно отсылают к клипу Граймс Genesis, что на самом деле не роднит эти видео ни в плане концепции, ни в плане атмосферы. За второе у Kedr Livanskiy во многом отвечает музыка, в которой тонкий голос Кедриной уравновешивает ломаные электронные ритмы, ставшие основой практически всего альбома Your Need.

Seth Bogart — Boys Who Don't Wanna Be Boys

Неисправимый американский бунтарь Сет Богарт, одновременно занимающийся музыкой, созданием одежды, видео-контентом, рисованием и даже керамикой, изо всех сил противопоставляет себя мейнстриму и защищает свое право называться панком, несмотря на полную включенность в модную жизнь Лос-Анджелеса и коллаборации с брендом Saint Laurent. Мультидисциплинарный артист продолжает производить нарочито небрежные, китчевые и озорные творения, к числу которых относится и Boys Who Don't Wanna Be Boys — чудовищного качества клип, в котором мужчины пританцовывают в платьях, обтягивающих кожаных жилетах, цветастых купальниках и прочих не слишком маскулинных предметах гардероба, в то время как Богарт произносит главную мысль этого квир-гимна: «Не все парни хотят быть парнями». Сама песня при этом по качеству записи адекватна клипу и звучит так, что понять, была ли она записана в 2020-м или лет 40 назад, представляется практически невозможным. Очевидно, что это вполне отвечает целям Богарта, который часто руководствуется принципом «так плохо, что даже хорошо».

Freddie Gibbs & The Alchemist — 1985

В конце мая Фредди Гиббс выдал вторую совместную работу с маститым американским продюсером The Alchemist (до этого музыканты вместе с Curren$y создали альбом Fetti, релиз которого состоялся в 2018 году), среди прочего, продемонстрировав талант объединять вокруг себя хип-хоп-артистов с самыми разными подходами — на его альбоме Alfredo удивительным образом соседствуют и смело экспериментирующий с жанром Tyler, the Creator, и вполне классический и звездный Рик Росс. В клипе к заглавной композиции 1985, вдохновленном то ли фильмом «Семь» Дэвида Финчера, то ли «Казино» Мартина Скорсезе, Гиббс артистично обсуждает лучшие способы избавления от трупов, пока его не перекрывает психоделический гитарный саунд и мягкая мелодичная читка. Все это производит впечатление тизера к гангстерской драме, эстетичной, но жутко кровавой и беспощадной.

Rival Consoles — Articulation

Лейбл Erased Tapes, где британец Rival Consoles уже 13 лет выпускает все свои работы, часто хочется упрекнуть в излишне минорных настроениях и сравнить с фильмом «Хатико»: то же старательное выдавливание слезы, те же горькие эмоции в качестве основного эффекта. На этом фоне новый релиз Rival Consoles неожиданно выглядит по-настоящему интересным и разносторонним, предоставляя слушателю множество неожиданных звуковых поворотов и будто бы сплетая в шести с половиной минутах сразу несколько электронных мелодий. По словам артиста, примерно такого эффекта многослойности он и пытался добиться: «Структура [трека] кажется очень механической, но мне было действительно интересно, как из этого может развиться мелодия и ощущение истории. В итоге песня стала изучением математических структур — моделей и форм, разговаривающих друг с другом».

СБПЧ — «Нежно»

СБПЧ можно отнести к тому редкому сорту групп, на которые не влияют ни течение времени, ни смена состава, — коллектив остается неизменно продуктивным и любимым российской аудиторией вне зависимости от любых внешних и внутренних факторов. В мае СБПЧ представили первый сингл с грядущего альбома, который был принят так, как и заявлено в названии — нежно. Хотя видеоряд не сопровождался никакими пояснениями, поклонники начали усердно препарировать выполненную в зефирных тонах работу и пытаться определить, за что же на уроках плавания досталось основателю проекта Кириллу Иванову. С одной стороны, он выглядит как слабый, неумелый и не похожий на остальных новичок, что, по всей видимости, становится достаточным основанием для его уничтожения, с другой — Иванов, с первого занятия решивший погрузиться в большой бассейн, миновав уроки в «лягушатнике», возможно, олицетворяет в клипе некую элиту, на которую простой народ в лице остальных пловцов затаил страшную обиду. Что касается музыкального фона, то, кажется, существующие не первый десяток лет СБПЧ держат марку, но уже не удивляют: единственной неожиданностью здесь становится припев, напоминающий фирменные повелительные сентенции из треков других русских хитмейкеров IC3PEAK.

Arca — Time

Трансгендерная венесуэльская певица Arca давно заняла почетное место в рядах эксцентричных артисток типа Бьорк, SOPHIE или Eartheater (первые две даже засветились на ее альбоме) и начала обгонять их по уровню безумия, происходящего в песнях и на экране. В феврале она представила безумный часовой сингл, на фоне которого майская видеоработа про роман с дьяволом, напоминающая один из последних клипов Yves Tumor, не выглядит такой уж эпатажной. В ней Arca вместе с рогатым возлюбленным эротично обнимается в лимузине и катается по ночному городу под вполне нежный и приятный электро-поп.

ROSALÍA & Travis Scott — TKN

Ушедший месяц принес коллаборацию двух по-настоящему больших имен: совместный трек вышел у Трэвиса Скотта, одного из самых высокооплачиваемых рэперов современности, и Роcалии, к которой за последние пару лет намертво прилип ярлык главной испаноязычной поп-звезды. В клипе TKN, над названием которого поклонникам остается только гадать, артистка дерзко зачитывает про разделение на чужих и своих, сравнивая ближний круг с мафией, — роль этих самых своих в видео играет безумная банда детей, стреляющая в камеру зловещими танцами и взглядами. Скотт тоже балуется читкой на испанском, занимая, впрочем, достаточно фоновую позицию и оставляя главное слово за своей коллегой, которая неплохо справляется не только с бархатным фламенко, но и с грубоватыми рэп-бэнгерами.

Jessie Ware — Save A Kiss

Еще один танцевальный гимн, по заряду оптимизма и мелодичности совершенно не уступающий релизу Jayda G, опубликовала Джесси Уэйр, обычно склонная к куда более размеренной и меланхоличной музыке. Диско-сингл Save A Kiss не метит в ряды больших хитов, но есть ощущение, что исполнительница к этому и не стремится: она называет свежую композицию «песней, под которую можно танцевать и веселиться» и отмечает, что в карантинные времена ее припев обретает дополнительный смысл. «Я знаю, что у меня набралось много поцелуев, которые я коплю для момента, когда все это закончится», — поясняет Уэйр. Клип оказывается под стать песне — легким, домашним и незамысловатым. В нем британская певица танцует с фанатами — вроде бы вместе, но каждый в своей квартире.

Standing on the Corner — Angel (Life and Death of the Earth in the Key of F)

От американских эксперименталистов Standing on the Corner, одинаково органично существующих и в рамках хип-хопа, и в рамках навороченного джаза в духе Sun Ra, не было никаких новостей в течение трех лет, из-за чего свежий клип на песню Angel (Life and Death of the Earth in the Key of F) стал долгожданным камбэком самобытного ансамбля. В этом релизе музыканты, раз за разом примеряющие на себя новые маски, отдали предпочтение элегантному и тягучему саунду, достигнутому за счет реверберирующих гитар, перкуссии и перетягивающих внимание слушателя духовых инструментов. Эффект «заторможенности» композиции усиливается и благодаря искаженному вокалу — он звучит так, будто песня проигрывается в кассетном плеере, у которого постепенно садится батарейка. В видеоряде приглашенной звездой оказывается актер Мелвин Ван Пиблз, облаченный в скафандр и неизбежно дрейфующий в сторону черной дыры. Кто-то видит здесь общую метафору апокалипсиса, кто-то — высказывание о жизни темнокожего в мире белых людей.

Марина Погосян

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности