Теплоход «Армения»

«Все смешалось в неописуемом кошмаре»

В Черном море нашли потопленный фашистами теплоход «Армения». Тайна его гибели открылась через 80 лет

Теплоход «Армения»

Фото: shipsnostalgia.com

На дне Черного моря обнаружен теплоход «Армения», потопленный немецкой авиацией 79 лет назад — 7 ноября 1941 года. На борту судна находились раненые бойцы и эвакуированные гражданские — по разным данным, от пяти до семи тысяч человек, из которых выжили единицы. Гибель «Армении» считается одной из крупнейших морских катастроф в истории человечества: на «Титанике», к примеру, погибло втрое меньше людей. Потопленный теплоход безуспешно искали несколько десятилетий, и только теперь ученые смогли раскрыть некоторые тайны гибели «Армении». «Лента.ру» вспомнила трагическую историю теплохода и его пассажиров.

Морской рысак

В середине 20-х годов прошлого столетия в Советском Союзе началось активное развитие судостроительной отрасли. Первый теплоход гражданского назначения, который создали на Балтийском заводе Ленинграда в 1927 году, получил название «Аджария». Немногим позже появилось пять его аналогов, прозванных среди моряков за быстроходность «рысаками».

Среди них был двухтрубный теплоход «Армения» — судно длиной 107,7 метра, шириной в 15,5 метров, способный развивать скорость в 14,5 узла, на борту которого могли разместиться 950 пассажиров и 96 членов экипажа. Кроме этого, на теплоходе можно было перевозить дополнительно около тысячи тонн груза, так что судно, согласно запросам времени было универсальным грузопассажирским. Спущенная на воду в 1928 году, «Армения» выполняла преимущественно пассажирские перевозки по маршруту Одесса — Батуми.

С началом Великой Отечественной войны правительство СССР приняло решение переоборудовать судно в плавучий госпиталь, что вскоре и сделали специалисты Одесского судоремонтного завода. На «Армении», оказавшейся в итоге самым крупным из переоборудованных теплоходов, убрали перегородки, ресторан переделали под операционную и перевязочные на 11 столов.

С учетом того, что, пренебрегая Женевской конвенцией, в июле 1941 года фашисты разбомбили несколько советских санитарных судов, на «Армении» разместили зенитки 21-К и четыре пулемета. В архивных документах сохранились упоминания об установке пушек на борту теплохода.

Из дела №1431 Российского государственного архива военно-морского флота (РГАВМФ):

На шлюпочной палубе в районе 156-157 шпангоута устанавливаются два орудия типа 21-К, побортно на расстоянии 1150 мм от борта. Одно орудие устанавливается на барабане на палубе нижнего мостика в районе 124-125 шпангоута в диаметральной плоскости.

Подкрепления для «Армении» выполняются по чертежу № 3. Артпогреба запроектированы на 1420 снарядов (плюс три кранца первых выстрелов на 180 снарядов, 60 снарядов для каждого орудия) в помещении офицерской ванны и канцелярии, расположенных на шлюпочной палубе. Загрузка артпогребов и подача снарядов предусмотрена вручную.

На борта и верхнюю палубу теплохода были нанесены красные кресты, на судне был поднят флаг Международного Красного Креста, но само судно перекрасить в отличительный для санитарного транспорта белый цвет в спешке не успели. Медперсонал судна состоял из 113 человек — девяти врачей, 29 медсестер и 75 санитаров.

Из-за такого переоснащения вместимость «Армении» упала вдвое — теперь теплоход был рассчитан лишь на 400 человек

Впрочем, эти нормы соблюдались не всегда: в первые дни «Армении» пришлось в авральном режиме перевозить не только раненых бойцов, но и гражданских, эвакуируемых из осажденной Одессы. За 15 рейсов удалось вывезти больше 15 тысяч человек.

Остановка по требованию

После Одессы в плане эвакуации раненых и беженцев стоял Севастополь, к которому упорно продвигалась 11-я армия вермахта под командованием генерала Эриха фон Манштейна. В конце сентября немцы захватили Перекопский перешеек, и вероятность того, что главная черноморская база советского флота сдержит натиск, была невелика. В середине осени «Армения» начала курсировать между Севастополем и Туапсе.

4 ноября 1941 года, когда Севастополь оказался в осаде, теплоход вышел из порта Туапсе и вскоре прибыл в пункт назначения.

На этот раз вместе с ранеными лайнер принял на борт около трехсот человек из числа медперсонала городских госпиталей, санатория — такую директиву получил капитан «Армении» Владимир Плаушевский. Помимо них было решено вывезти из Севастополя сотрудников театра имени Луначарского, часть партийного руководства, а также персонал лагеря «Артек».

Вечером 6 ноября «Армения» была готова к отбытию. Из порта лайнер вышел, как и требовали правила, в ночь — такое перемещение было наиболее безопасным, так как немецкие самолеты не были оснащены прицелами для бомбометания в темное время суток.

Однако по пути в Туапсе у «Армении» были запланированы и другие остановки: по некоторым данным, теплоход на какое-то время встал на рейде порта Балаклава.

Там с подошедших к судну катеров НКВД на борт подняли несколько ящиков с неизвестным содержимым, которые впоследствии сопровождали чекисты

По одной из версий, тайным грузом были ценности из крымских музеев и архивные документы, по другой — экспонаты передвижной выставки в Алупке: картины кисти Карла Брюллова, Ильи Репина, Исаака Левитана и Ивана Крамского из коллекции Государственного Русского музея.

Все же факт остановки «Армении» около Балаклавы у многих исследователей вызывает сомнения. Как считает ялтинский историк Алексей Спасенков, долгие годы собиравший материалы о гибели теплохода, его гипотетическая встреча с катерами состоялась бы в открытом море — при сильном ветре, волнах и в абсолютной темноте.

При этом катера, на которых якобы передвигались сотрудники НКВД, скорее всего, были «морскими охотниками»: Балаклава в то время была одним из мест их базирования. Это были деревянные суда длиной до 26 метров, узкие и очень валкие на волне. Как отмечает Спасенков, попытка «морских охотников» подойти к громадной «Армении» была бы настоящим безрассудством и преступной безответственностью, учитывая «особо ценный груз».

Они [чекисты] не могли не только передать груз, но и просто подойти к теплоходу. Кто имеет опыт бункеровки в открытом море, тот поймет, о чем идет речь. Лодки сотрудников НКВД разнесло бы в щепки раньше, чем они успели бы сказать «мяу». Ни в одном из изученных мною архивных дел, а их около 280, Балаклава не упоминается как перевалочное место [«Армении»].

Алексей Спасенков
Ялтинский историк, долгие годы собиравший материалы о гибели теплохода «Армения»

А вот то, что «Армения» останавливалась еще и в Ялте, где ожидали эвакуации тысячи беженцев, является неопровержимым фактом. Позже решение отправить ценный теплоход в Ялту подвергалось критике — в районе Севастополя базировались вспомогательные суда, которые вполне могли вывезти жителей.

Но выбор пал почему-то на и без того перегруженную «Армению». Капитану также было приказано вывезти из города раненых, сотрудников НКВД и партактив.

«Бойцы НКВД пропускали только женщин и детей»

После того как всех пассажиров из особого списка доставили на теплоход в Ялте началась паника. Стремясь попасть на «Армению», люди буквально штурмовали ее, а некоторые даже рискнули взобраться на палубу по швартовым концам. Чтобы освободить больше места, пассажиры бросали в море сумки, чемоданы и вставали вплотную друг к другу.

Несмотря на то что некоторые ялтинцы заранее получили эвакуационные предписания, пробраться на теплоход многим из них так и не удалось: опасаясь, что в давке могут погибнуть люди, экипаж «Армении» не стал проверять документы.

Давка неимоверная! Погрузка шла примерно с двух часов и до семи утра. Поперек мола стояли бойцы НКВД с винтовками и пропускали только женщин с детьми. Иногда прорывались через оцепление мужчины.

Е.С. Никулин
Житель Ялты и очевидец посадки пассажиров на «Армению»

Посадка пассажиров продолжалась до утра, и, когда лайнер был готов к отбытию, на борту, по разным данным, насчитывалось от пяти до семи тысяч человек. Встал вопрос, что делать дальше: по одной из версий, адмирал Филипп Октябрьский отдал приказ — дождаться семи вечера. На деле же никакого приказа не существовало, а судно было вынуждено отчалить из-за обстрела, который начали подошедшие к порту немецкие части.

Наши части в это время отходили, а противник обстреливал Ялту с гор из пулеметов. Шофера, которые подвозили раненых на машинах, разбежались. Одну машину с ранеными не погрузили и приказали ей идти в Севастополь. В это время [«Арменией»] получено было приказание оперативного дежурного Черноморского флота выходить из Ялты.

Алексей Спасенков
Ялтинский историк, долгие годы собиравший материалы о гибели теплохода «Армения»

В любом случае дожидаться вечера теплоходу не было смысла: порт Ялты имел слабую систему противовоздушной обороны, а потому и там существовала высокая вероятность атаки немецких бомбардировщиков.

В восемь часов утра «Армения» выдвинулась в сторону Туапсе. Сопровождали теплоход два истребителя И-153 «Чайка» и два сторожевых катера СКА №051 и №0122. По другим данным, в конвое «Армении» был лишь один катер СКА №051.

Из-за такого сопровождения и собственной вооруженности «Армении» на Нюрнбергском процессе фашисты в итоге не понесли ответственности за уничтожение теплохода: согласно нормам международного права, санитарное судно не может иметь на борту вооружение и передвигаться в сопровождении боевых кораблей и самолетов. К тому же, согласно архивным данным, в один из первых рейдов конвой теплохода был атакован немецкой авиацией и «Армении» пришлось открыть ответный огонь.

Теплоход был атакован в 11 часов 25 минут, когда находился неподалеку от поселка Гурзуф в районе Медведь-горы. По одной из самых распространенных версий, «Армению» уничтожил немецкий торпедоносец Heinkel He 111, из 1-й эскадрильи авиагруппы I/KG28.

Зайдя со стороны берега, He-111 якобы сбросил две торпеды. Цели достигла одна из них: торпеда попала в носовую часть теплохода. Косвенно эту версию подтверждает рассказ катерника малого охотника «МО-04»:

«7 ноября, около 10 часов утра, в районе мыса Сарыч над нами пролетел немецкий разведчик, а через непродолжительное время над водой на бреющем полете, едва не касаясь гребней волн (погода была штормовой, и нас болтало основательно), в наш район вышли два вражеских торпедоносца.

Один из них начал делать разворот для торпедной атаки, а второй пошел в сторону Ялты. Открыть огонь мы не могли, так как крен катера достигал 45 градусов. Торпедоносец сбросил две торпеды, но промазал, и они взорвались в прибрежных камнях мыса Айя. Нас поразила сила взрыва — не видели мы до этого более мощного, и почти все разом сказали, что если второй торпедоносец достанет «Армению», то ей несдобровать».

«Ушел под воду за четыре минуты»

Однако, по рассказам выживших пассажиров, бомбардировка велась с воздуха как минимум четырьмя немецкими бомбардировщиками Junkers-87, прозванными в Красной армии «лаптежниками» — за не убирающиеся в полете шасси, закрытые характерными обтекателями, похожими на лапти.

Выйдя в море, теплоход был атакован вражеской авиацией. Начался сущий ад. Взрывы бомб, паника, крики людей — все смешалось в неописуемом кошмаре. Люди метались по палубе, не зная, куда укрыться от огня.

Анастасия Попова
Жительница Ялты, свидетель гибели теплохода «Армения»

Примечательно, что «Армения» была довольно маневренным судном и теоретически могла уйти от части ударов, но из-за огромного перегруза оказалась не способна на это. Повреждения оказались настолько существенными, что теплоход ушел под воду за четыре минуты.

Ко всему прочему, в тот день на Черном море был шторм, а вода была холодной — поэтому из 5-7 тысяч человек, находившихся на борту «Армении», в живых остались, по одним данным, восемь человек, по другим — шесть (даже на «Титанике» жертв было в три-четыре раза меньше — 1496 человек).

Из архивной справки о гибели санитарного судна «Армения»:

«Когда тонул [теплоход], с него сбрасывали шлюпки (...). Удалось спасти шесть человек, на воде было до 300 человек. Через шесть часов в районе катастрофы по левому борту плавает два чемодана (...). По правому борту плавает большая коробка».

Из-за гибели врачей, находившихся на «Армении», Черноморский флот фактически остался без медицинского обеспечения. Пришлось в срочном порядке призывать врачей из запаса, в том числе — непризывных возрастов.

Погрузка на один сантранспорт всего состава нескольких лечебно-санитарных учреждений стала тяжелой ошибкой.

Из итогового отчета по боевой деятельности ЧФ в ВОВ 1941-1945 годов

«Такие разрушения характерны для бомбардировки с воздуха»

Долгие годы вся информация, связанная с судном, была засекречена. В книге «Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Черном море» 1946 года, которая лишилась грифа секретности лишь в 1989 году, были указаны приблизительные координаты гибели теплохода и время начала атаки.

Долгое время специалисты не могли найти место, где была потоплена «Армения», — с 2000 года было исследовано более 300 квадратных километров дна Черного моря. Поискам мешал его гористый рельеф: очертания судна могли попросту затеряться между подводных скал.

К поискам лайнера подключали и зарубежных специалистов: теплоход при помощи современного оборудования пытался отыскать руководитель Центра по исследованию океана и археологической океанографии Роберт Баллард, который обнаружил знаменитый «Титаник» и немецкий линкор «Бисмарк».

В 2017 году, в ходе очередного этапа поисков «Армении» специалисты Минобороны России обнаружили магнитную аномалию на глубине в 1,5 километра. Тот факт, что на дне находится большой объект, вскоре подтвердили и данные гидролокаторов. В апреле 2020 года при участии специалистов центра подводных исследований Российского географического общества (РГО) к теплоходу был спущен телеуправляемый необитаемый подводный аппарат.

Сомнения в том, что обнаружена именно «Армения», исчезли после осмотра корабельного колокола — рынды — с названием теплохода. Кроме того, была опровергнута версия об атаке судна торпедоносцами: обводы корпуса оказались не повреждены. Как отмечает исполнительный директор Центра подводных исследований (ЦПИ) РГО Сергей Фокин, осмотр показал, что сильно разрушены верхняя и центральная часть надстройки судна.

Такие разрушения характерны для бомбардировки с воздуха. И действительно, одна из версий, со слов очевидцев, гласит, что «Армения» была атакована звеном из четырех самолетов, которые сбросили бомбы в ее среднюю часть.

Сергей Фокин
Исполнительный директор ЦПИ РГО

Подтвердилась и версия о быстром потоплении судна: на тот факт, что теплоход погрузился на дно за считанные минуты, указывают иллюминаторы, буквально вдавленные внутрь. Между тем, несмотря на обнаружение места гибели теплохода, некоторые тайны «Армении», похоже, так и останутся нераскрытыми — новых погружений к ней экспедиция проводить не планирует.

Это не просто исторический объект, а место упокоения семи тысяч человек, и копошиться на нем просто потому, что нам интересно — абсолютно неэтично. Хочется верить, что глубина 1500 метров поможет надежно сохранить покой усопших от незаконных посягательств любителей сенсаций и искателей сокровищ.

Сергей Фокин
Исполнительный директор ЦПИ РГО
Обратная связь с отделом «Силовые структуры»:

Если вы стали свидетелем важного события, у вас есть новость или идея для материала, напишите на этот адрес: crime@lenta-co.ru

Анна Комиссарова

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности