Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Лишнее долой Почему молодые россияне не спешат создавать семью и покупать квартиру

Миллениалы (родившиеся с 1981-го по 2001 год) сейчас — самая многочисленная группа среди покупателей недвижимости. Руководитель Консалтингового центра «Петербургская недвижимость» Ольга Трошева заявляет, что таких клиентов — около 38 процентов. Они существенно повлияли на рынок и продолжают его менять. «Лента.ру» и ДомКлик рассказывают, как различные аспекты жизни миллениалов сказываются на их выборе жилья, а также на стратегиях застройщиков и риелторов.

Половина всего числа ипотечных заемщиков — молодежь до 30 лет. В 2000-2005 годах гражданам моложе 30 лет выдавали менее 15 процентов кредитов, а в 2017-2018-м количество заемщиков этой возрастной категории выросло до 45-55 процентов. У большей части — средний уровень заработка, хотя еще несколько лет назад взять кредит на жилье могли только люди с высоким доходом, и выдавали ипотеку чаще всего не в рублях.

Культура миллениалов сформирована развитием глобализации, появлением Web 2.0 и смартфонов. Под влиянием поколения Сети расцвела экономика совместного использования, во главе которой принцип «лучше заплатить за временный доступ, чем купить». Не миллениалы придумали вторичное и совместное использование, но они поставили эти принципы потребления на цифровые платформы. Названия услуг, порожденных новыми товарно-денежными отношениями, худо-бедно закрепились в нашей памяти: каршеринг, карпулинг, коворкинг, коливинг, маркетплейс и т.д.

Миллениалы не жадные, а прагматичные — они менее охотно покупают автомобили и предметы роскоши, потому что знают: владение — это бремя и ответственность. И активно пользуются новыми сервисами, которые позволяют этого избежать. Накопительство не соответствует принципам осознанного потребления и становится признаком отсталости. Приобретение материальных ценностей сменяют инвестиции в себя — в образование и повышение качества жизни. Комплексная забота о себе — велнес — становится новой религией: чем лучше себя чувствуешь, тем вероятнее преуспеешь и больше конкурентов оставишь позади. Миллениалы больше тренируются, питаются правильнее и курят меньше, чем старшие поколения, и постоянно обновляют знания о том, как еще лучше и правильнее жить.

Почти треть миллениалов, опрошенных Национальной ассоциацией риелторов США (NAR), сказали, что самое сложное для них в покупке жилья — разобраться в процессе и понять каждый свой будущий шаг. Для сравнения: лишь для 16 процентов респондентов из так называемого поколения Х (родившихся с 1960-го по 1979 год) назвали это самым сложным аспектом покупки. Так что перед тем, как купить квартиру, миллениал сначала спросит об этом Google, потом попросит совета у «френдов» и лишь затем перейдет к выбору риелтора.

Присутствие экспертов в интернете повышается — архитекторы, риелторы, дизайнеры дают базовые советы по выбору и благоустройству жилья. Блогеры рассказывают и показывают личный опыт ремонта, переезда, жизни в том или ином типе жилья. К тому моменту, как у миллениала всерьез созреет мысль присмотреть квартиру, он уже будет иметь более-менее отчетливые представления о ней. И, скорее всего, это будет лишь первое его гнездо на жизненном пути, но не последнее. Эксперты школы риелторов Aceable говорят, что 79 процентов миллениалов-покупателей выбирают квартиру впервые, а средний срок владения жильем перед продажей в 2011-2012 годах составил пять лет (против восьми лет у поколения Х).

Для миллениалов, в том числе российских, ничто не навсегда. Уверенности в завтрашнем дне у них меньше, чем у их родителей, поэтому все важные решения — о браке, рождении ребенка, покупке жилья — откладываются на потом в пользу заботы о карьере и финансовой подушке безопасности. Гибкость и мобильность — важные качества для выживания, чтобы в случае чего легко сменить город или страну ради лучшей работы или вовсе поменять профессию, обучиться и начать профессиональный рост с нуля.

Статистика NAR показывает, что среди миллениалов — покупателей жилья больше неженатых и незамужних, а также пар без детей, чем среди представителей старшего поколения. Гендиректор Level Group Кирилл Игнахин привел такие данные: «70 процентов наших клиентов из поколения Y не замужем и не женаты, а дети есть только у девяти процентов из них. Напомню, что речь идет о людях в возрасте от 20 до 35 лет. Конечно, семейное жилье останется, но наряду с ним может появиться новый формат жилых комплексов для одиночек и бездетных пар».

Игнахин уверен, что карьерный приоритет миллениала заставит его искать жилые комплексы, в которых оборудован собственный коворкинг, поэтому застройщику имеет смысл задуматься о дополнении стандартной инфраструктуры ЖК доступными рабочими пространствами и надежным Wi-Fi-покрытием. Рост ЖК с предусмотренными зонами для работы предполагается еще и потому, что все больше бизнесов переходят на управление распределенной командой. В связи с пандемией коронавируса этот процесс ускорился, и эксперты прогнозируют последующий перманентный сдвиг бизнеса на удаленку.

Первое цифровое поколение склонно к сравнению параметров товаров, условий и цен, мониторингу фактов о репутации бренда, обзоров и отзывов. Причем у них лучше, чем у старших поколений, пристрелян глаз, чтобы увидеть фейковые отзывы и накрутки рейтингов. Присутствие застройщиков и риелторов в соцсетях, короткое время ответа на сообщения потенциальных клиентов, публикация видеотуров по квартирам — верный способ попасть на радар потребителя-миллениала. Практика жалоб в соцсетях с тегами провинившейся компании заставляет помнить о риске оскандалиться с максимальным репостом.

Старшие двадцатилетние и молодые тридцатилетние — из тех, кто привык пользоваться мобильными сервисами и принимать решения с их помощью буквально на бегу. Спланировать перелет с пересадками и купить авиабилеты в два клика, уложившись в завтрак перед работой, — для них не такая уж сложная задача. Поэтому все блага, доступ к которым можно получить онлайн, они приобретут онлайн, в том числе и квартиру. Бумажная бюрократия их фрустрирует, телефонные разговоры пугают и нервируют. Не так давно — 30 марта — бумажный документооборот в Росреестре был приостановлен вследствие мер по предотвращению распространения коронавируса, после чего многие риелторы не смогли провести регистрацию наметившихся сделок в Москве. Единственная возможность продажи недвижимости осталась только с помощью сервиса ДомКлик, который избавляет покупателей от поездок в Росреестр и МФЦ.

Сервис позволяет подыскать жилье, в том числе и на вторичном рынке, и приобрести его в ипотеку от Сбербанка или провести сделку купли-продажи без ипотеки. Бегунок предварительного расчета ипотеки рядом с каждым лотом моментально дает понять, насколько «подъемными» будут ежемесячные выплаты в зависимости от срока.

Все документы для сделки готовит менеджер. Обсуждение деталей сделки с ее участниками и составление договора купли-продажи проходят в личном кабинете на сайте или в мобильном приложении. Консультации с банком, юристами, оценщиками и риелторами также доступны онлайн. После регистрации сделки происходит расчет с продавцом недвижимости. Покупатель переводит средства на специальный счет, продавец их получает после подтверждения Росреестра о регистрации сделки. Никаких лишних визитов в банк и закладки наличных в ячейку не требуется. Всего один раз надо выйти в реальный мир — приехать по предварительной записи в отделение Сбербанка, чтобы подписать документы.

Дальше вы перейдёте на сайт нашего партнераДомклик
Комментарии отключены
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше
Lenta.ru разыгрывает iPhone 15