Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Пасхальная изоляция Как в странах бывшего СССР православные отмечали Пасху вопреки коронавирусу

Фото: Василий Федосенко / Reuters

В минувшее воскресенье православные всего мира отметили Пасху. Празднование впервые прошло в непривычных условиях — многим верующим пришлось отказаться от посещения храмов, что еще недавно казалось невозможным. Однако на постсоветском пространстве далеко не все церкви восприняли угрозу всерьез. Несмотря на карантин и риск распространения опасного заболевания, клирики все же провели богослужения. А верующие, напротив, проявили куда большую сознательность, и многие отказались от попыток попасть в храм. Многие, но далеко не все. Однако сложно обвинять простых людей в беспечности, когда дурной пример им подают сами власти. О том, как праздновали православную Пасху в странах Прибалтики, Белоруссии, Грузии, Армении и на Украине, — в материале «Ленты.ру».

Как спастись от коронавируса
7 очень простых советов и действий, доступных абсолютно каждому из нас

Прибалтика: дисциплина

В странах Балтии большинство верующих составляют католики и лютеране, для них Пасха наступила еще 12 апреля. У православных праздник тоже прошел в обстановке строжайшего карантина. Полиция Литвы выписала 231 протокол за нарушение режима карантина, около 30 тысяч автомобилей не пропустили в закрывшиеся литовские города. Для прихожан закрыли храмы, но провели трансляции службы. У дверей храмов заранее вывесили объявления, что пасхальная еда освящаться не будет.

Жителей Эстонии тоже заблаговременно предупредили, что отметить Пасху традиционным способом не удастся. Даже представители крупнейших конфессий призвали верующих оставаться дома. Митрополит Эстонской православной церкви Московского патриархата Евгений напомнил прихожанам, что храмы будут закрыты на время служб, но вне богослужения можно посетить их в индивидуальном порядке.

Он подчеркнул, что «принятые ограничения не являются мерами по ущемлению религиозной свободы и не направлены против какой-либо религиозной конфессии».

В опасности не вера, а верующие. Собираясь, люди могут представлять опасность для других людей

Рийна Солманминистр народонаселения Эстонии

В Латвии специального запрета на богослужения не вводилось, но накануне Пасхи министр юстиции Янис Борданс обратился к населению с напоминанием, что службы попадают под ограничения по численности для групп людей — больше двух человек собираться вместе нельзя. «Молитесь дома!» — призвал он. Богослужения из латвийских храмов транслировались по телевидению, радио и через интернет.

Украина: скандалы и политика

На Украине, где после раскола действуют сразу несколько православных церквей, еще задолго до Пасхи священники засветились в скандале с уголовными делами. В конце февраля власти эвакуировали соотечественников из уже охваченного вирусом Китая. Людей обещали разместить на двухнедельный карантин, появилась информация, что их привезут в Львовскую или Тернопольскую области. Перепуганные местные жители бросились строить баррикады.

Почему на Украине несколько православных церквей?

Впервые церковь раскололась после распада СССР
Исторически Украинская православная церковь (УПЦ) являлась одной из епархий Московского патриархата (МП) и не имела собственного патриарха. Однако, когда страна получила независимость, один из иерархов, митрополит Филарет (Денисенко) объявил, что решение остаться в составе МП и отказ предоставить украинцам автокефалию (то есть независимость) незаконны. Ни Московский, ни Вселенский патриархат с ним не согласились. Тогда Филарет основал свою Украинскую православную церковь Киевского патриархата (УПЦ КП). Одновременно в стране множились сторонники созданной за рубежом еще в советские годы Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ), глава которой уже был предан анафеме. В 1997 году Филарета постигла та же участь за попытки создать филиалы УПЦ КП и в России. УПЦ МП так и осталась единственной канонической церковью на Украине.
В 2018 году президент Петр Порошенко объединил раскольников
Во время своей предвыборной кампании Порошенко сделал ставку на объединение православных украинцев под знаменем единой и независимой церкви. Эту инициативу разделил Вселенский патриарх Варфоломей. Он снял анафему с глав УПЦ КП и УАПЦ в сентябре 2018-го, а уже в декабре созвал Объединительный собор в Киеве с целью создать новую структуру, которая была бы независима от Московского патриархата. Представителей канонической УПЦ МП также позвали на мероприятие, но пришли всего два иерарха — церковь признала недействительным решение о снятии анафемы с раскольников и проходящий собор. Таким образом появилась Православная церковь Украины (ПЦУ), которую составили преимущественно раскольники. Возглавил ее ставленник патриарха Филарета из УПЦ КП митрополит Епифаний. Сам же Денисенко получил статус почетного патриарха. В январе из Константинополя в Киев привезли томос об автокефалии.
Большинство церквей мира не признали новую ПЦУ
Русская православная церковь (РПЦ) разорвала отношения с Вселенским патриархатом сразу после снятия анафемы с глав украинских раскольнических движений осенью 2018 года. Она не признала и итоги Объединительного собора и продолжает считать УПЦ МП единственной канонической церковной структурой на Украине. Эту точку зрения разделяют и остальные поместные православные церкви мира.
Главный раскольник Украины остался недоволен
Однако Филарета Денисенко, бывшего главу УПЦ КП, на базе которой фактически и создана ПЦУ, не устроило звание почетного патриарха. Уже 20 июня 2019 года он объявил, что Вселенский патриархат обманул украинцев. Томос об автокефалии гласит, что новосозданная ПЦУ переходит в подчинение Вселенского патриархата. По мнению раскольника, это значит, что она осталась ограниченной в правах и зависимой, просто теперь не от Москвы, а от Константинополя. Филарет воспользовался тем, что юридически УПЦ КП еще не была ликвидирована как религиозная организация, и заявил, что создает ее заново. Позже Денисенко отозвал свою подпись под документом об итогах Объединительного собора.
В итоге на Украине снова действуют три церкви
Сейчас в стране продолжает действовать УПЦ МП, которая по-прежнему считается единственной канонической церковной структурой Украины. Однако с точки зрения властей в Киеве и Вселенского патриархата канонической можно считать ПЦУ, созданную из раскольнических движений. Восстановившая свою деятельность УПЦ КП Филарета не признается ни светскими, ни духовными властями. УАПЦ прекратила свое существование.

Недалеко от Тернополя несколько сотен человек под дождем спели молебен против размещения эвакуированных соотечественников на карантин в местный санаторий «Медоборы». Организовал коллективную молитву Василий Мариновский, местный священник Православной церкви Украины (ПЦУ).

В итоге эвакуированных повезли в поселок Новые Санжары под Полтавой, но и там начались протесты. Люди дрались с полицией и забрасывали камнями автобус с прибывшими на карантин. Президент Владимир Зеленский сравнил страну со средневековой Европой. Вскоре выяснилось, что одним из подстрекателей беспорядков был священник, опять же из ПЦУ. СМИ писали, что церковь ставит палки в колеса Зеленскому, потому что недовольна прекращением активной поддержки со стороны государства.

Уже в середине марта на Украине начали вводить карантинные меры. Сейчас по всей стране действует режим ЧС, до 24 апреля введен карантин, и, скорее всего, сроки его продлят. В этой связи в конце марта Зеленский встретился с руководством церквей и обсудил с ними предстоящую Пасху.

130 000
украинцев пришли в церкви на Пасху. В прошлом году эта цифра составила 7,5 миллиона человек. Всего 66 процентов украинцев считают себя верующими, при этом 64 процента не видят серьезного различия между существующими в стране православными церквями

Накануне страстной недели церкви объявили о введении у себя в храмах различных защитных мер против коронавируса: ограничение числа прихожан, соблюдение дистанции между ними, отказ от целования святынь, дезинфекция икон и дверных ручек, одноразовая посуда для причастия и прочее. Верующих, которые входят в группы риска по заражению, призывали воздержаться от посещения служб. Но все это не помешало коронавирусу проникнуть в храмы.

В Тернопольской области скончался инфицированный священник Украинской греко-католической церкви, который контактировал примерно с 500 прихожанами. Новости о массовом заражении людей в церкви приходили из Ровненской и Закарпатской областей. В Тернопольской области вспышку коронавируса выявили в селе, где проживают члены протестантской секты, отрицающие медицинскую помощь и другие блага цивилизации.

Наверное, самый резонансный инцидент произошел в Киево-Печерской лавре — там заразились коронавирусом около 100 человек, двое умерли. Лавра теперь закрыта на карантин, о чем объявил мэр украинской столицы Виталий Кличко. При этом трагические события тут же попытались перевести в политическую плоскость противники действующей власти. Депутат от партии «Европейская солидарность» экс-президента Петра Порошенко, при котором и была создана ПЦУ, бывший директор Института национальной памяти Владимир Вятрович потребовать забрать Киево-Печерскую лавру у Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП). По его словам, московская церковь стала рассадником вируса, тамошние иерархи «вели прямую агитацию против карантина».

После Вербного воскресенья и католической Пасхи три священника были оштрафованы за нарушение мер безопасности, сообщил глава МВД Арсен Аваков. «У нас свобода совести, но… имейте же совесть!» — призвал он. В церкви тогда пришли 126 тысяч человек — по сравнению с почти тремя миллионами в прошлом году. Зеленский похвалил людей и священников за сознательность и призвал оставаться дома и на православную Пасху, назвав ее общегосударственным «семейным тимбилдингом».

Слова президента, похоже, не относились к УПЦ МП. Управляющий делами церкви митрополит Бориспольский и Броварский Антоний заявлял о договоренности с властями, что Пасху верующие встретят в храмах. Однако «каждый, кто чувствует себя плохо физически, должен взять на себя подвиг остаться дома и помолиться».

Руководитель пресс-службы УПЦ МП Василий Анисимов в разговоре с «Лентой.ру», однако, не упоминал, что договоренность достигнута, он лишь выразил надежду, что церкви разрешат провести службы. «Есть города и села, где ни одного заболевшего. Думаю, службы можно проводить, но с соблюдением мер безопасности. Например, находится священник в храме, остальные на улице, чтобы соблюдалась дистанция. Вроде власть не склоняется к запретам», — сказал он.

Очень сложная ситуация, никто ничего понять не может

Василий Анисимовруководитель пресс-службы УПЦ МП

В итоге богослужения на Пасху прошли в основном без нарушений. Однако полиция возбудила уголовные дела из-за нарушений карантина во время службы в Почаевской и Святогорской лаврах. Там наблюдалось скопление верующих, которые не соблюдали дистанцию и не все были в масках. Священникам грозит до восьми лет тюрьмы.

Как рассказала «Ленте.ру» жительница Одессы Ольга Жданова, для людей подготовка к Пасхе практически ничем не отличалась от прежних лет, за исключением призывов остаться дома. По ее словам, колокол Спасо-Преображенского собора впервые с начала карантина прозвонил только на Пасху, но люди, пришедшие на службу, проявили сознательность — всего собралось порядка 40-50 человек, они стояли на улице на расстоянии друг от друга под бдительным присмотром полиции. С утра прихожанам разрешили посещать храм для исповеди и причастия, но Ольга не видела большого скопления людей.

Сложно сказать, почему люди так быстро приняли эти "правила игры" и остались дома. Боязнь вируса или штрафа? Из протеста, что у меня отобрали пасхальные привычки, я ломиться в храм не стала. Вера все же дальше ритуалов. Да и иногда вне храма ее больше

Ольга Ждановажительница Одессы

Зеленский остался доволен сознательностью украинцев. Однако замминистра здравоохранения Ирина Микичак заявила, что через пять-десять дней страну ждет новая вспышка коронавируса — из-за массового посещения служб на Пасху.

Белоруссия: разговоры о гонениях

«Мы освящаем вербы, в субботу будем освящать пасхальную еду, я не знаю, я не специалист, что мы должны делать [чтобы защитить себя и людей]? Почему вы ничего не говорите? Я хочу встретиться с ответственным представителем Минздрава и поэтому через СМИ сейчас обращаюсь», — с такой эмоциональной речью выступил перед журналистами в начале апреля глава католической церкви в Белоруссии, митрополит Минско-Могилевский Тадеуш Кондрусевич.

Глава второй по численности конфессии в Белоруссии — не единственный, у кого вызвали вопросы действия властей во время эпидемии. Десятки тысяч белорусов уже подписали петицию к ВОЗ, в которой утверждают, что власти страны игнорируют распространение коронавируса и скрывают число зараженных. Белоруссия до сих пор не ввела жестких ограничений в связи с пандемией.

Президент Александр Лукашенко называл происходящее психозом. Он заверял, что власти борются с инфекций «без шума и пыли», и объяснял нежелание вводить карантин и комендантский час экономическими причинами: «Слушайте, это проще всего, это мы сделаем в течение суток, но жрать что будем?» Более того, Лукашенко заявил, что в Белоруссии никто не умер и не умрет от коронавируса — зараженные умирали от хронических заболеваний.

Тот же подход власти применили и в отношении религиозных организаций. Лукашенко заметил, что во время католической Пасхи люди «побереглись» — народа в костелах было немного. Президент обратился к духовенству с призывом соблюдать меры безопасности: поставить столы для освящения куличей на открытом воздухе, «там, где повыше, ветерок», читать проповеди возле храма и вообще не держать людей долго в церкви — «поставил свечку, вышел и пошел».

Мы дорогу к храму никому не закрываем. Это мое жесткое требование. Мы никому ничего не запрещаем. Мы это довели до руководства всех церквей, конфессий, в том числе и православной церкви. Кто хочет, тот помолится, сходит в храм

Александр Лукашенкопрезидент Белоруссии

Судя по реакции социальных сетей на фотографии людей в храмах, успокоительные речи президента подействовали не на всех. «Бараны», «Идиотизм», «Естественный отбор во всей красе», «Готовимся к всплеску заболевания», «Ничего, нормально разгрузят пенсионную систему», — возмущались комментаторы. Однако были и те, кто заступился за верующих и осудил такую реакцию: «Оставьте стариков в покое. За что вы их так ненавидите?»; «В магазинах, на рынках, в метро больше скапливается людей, чем в храмах! На работу многие ходят»; «Сказали же специалисты, что ни у одного человека на земном шаре нет иммунитета к коронавирусу, потому переболеют все».

Белорусская православная церковь (БПЦ) еще в середине марта объявила о введении мер безопасности, в том числе правило протирать ложку после каждого причастившегося, а в преддверии Пасхи выступила с призывом воздержаться от посещения храмов.

62%
жителей Белоруссии считают себя верующими. Из них православие исповедуют более 80%, около 10% придерживаются католицизма

«Молитесь дома, как это делали наши бабушки в годы гонений на церковь. Поверьте, как у наших бабушек никто не смог отнять праздник Пасхи, так и у нас никто не сможет отнять Воскресение Христово!» — заявил митрополит Минский и Заславский Павел, патриарший экзарх всея Белоруссии. Однако же храмы БПЦ не закрыла, ссылаясь на отсутствие рекомендации Минздрава.

К слову, Лукашенко совету митрополита не последовал: он посетил храм в Минской области и выступил там перед микрофоном. Белорусский лидер считает, что поступил правильно, отказавшись от ограничений, хотя «одному в мире трудно идти против течения». «Я сейчас не вижу, что мы в чем-то ошиблись. Пока. Всякое может быть», — сказал Лукашенко. Он также обратился к россиянам и украинцам и пожелал им здоровья. «Они, как и мы, переживают непростое время. Может быть, даже сложнее у них сегодня, чем у нас, — отметил Лукашенко. — Я хочу, чтоб Господь услышал и помог преодолеть им эту беду. Зачастую рукотворную, созданную нами самими».

Жительница Витебска, одного из очагов заболевания COVID-2019 в стране, рассказала «Ленте.ру», что страх остановил немногих верующих. «У меня подруга в Минске, вечно ругается на меня, что я по работе бегаю во время карантина, а сама сегодня в церковь пошла. Вроде и ребенок маленький, по каждому кашлю или насморку ему врача вызывает, но сказала, что в церковь ей идти не страшно... И вот как тут переубедишь сильно верующих людей?» — говорит женщина.

Мне кажется, люди все же боятся, но из-за отсутствия реальной информации о заболеваниях они себя оправдывают и верят в лучшее, несмотря ни на что

Жительница Витебска

А вот жители Бреста — верующая семья, отмечающая все церковные праздники, — рассказали «Ленте.ру», что в храм в этом году не пойдут. «Но большинство наших знакомых пойдет. Здесь у нас вера достаточно сильная. У нас на работе уже спокойствие царит», — отметили они. По их словам, в городе в целом беспечно относятся к эпидемии, хотя людей в масках становится все больше.

Блогер из Витебска Дмитрий Козлов рассказал, что празднование Пасхи прошло так же, как и до коронавируса. Те, кто обычно приходит в церковь, были в этом году. Люди стояли толпой, большинство прихожан были без масок, милиция просто наблюдала за происходящим, возможно, предупреждая кого-то держать дистанцию.

Вирус — он невидимый, милиция его разогнать не может, в отличие от демонстрации. Но такие массовые мероприятия в период пандемии не могут пройти без последствий

Дмитрий Козловблогер

Грузия: праздник в комендантский час

Грузинская православная церковь (ГПЦ) еще в середине марта начала принимать меры безопасности. Верующим разрешили использовать одноразовую посуду, в храмах начали устанавливать оборудование для трансляции служб и специальную разметку, чтобы верующие держали необходимую дистанцию.

Священники получили указание распределять прихожан по дням недели, чтобы не было наплыва. Церковь объявила, что люди, входящие в группы риска по заражению, могут попросить о богослужении на дому. После введения комендантского часа католикос-патриарх Илия II рекомендовал настоятелям закрывать храмы к 20:00. Однако от проведения служб ГПЦ не отказалась, и обряд причастия остался неизменным, о чем было объявлено 20 марта после специального заседания Священного Синода.

Мы не можем запретить верующим посещать службы. Даже если бы мы такое сказали, то истинно верующие никогда бы этого не приняли

Митрополит Ахалкалакский и Кумурдойский Николоз

Более того, 25 марта патриархия выступила с отповедью критикам и указала, что гораздо больше людей подвергаются опасности, посещая магазины. «Некоторые СМИ подают информацию так, что создается впечатление, что в будущем причиной возможных проблем будет названа церковь», — говорилось в заявлении.

На Вербное воскресенье в храмах было много прихожан, как и обычно, рассказала «Ленте.ру» жительница Батуми Инга. В основном люди стояли на улице, где для них сделали специальные навесы, службу транслировали через громкоговоритель. Верующие соблюдали дистанцию, за этим следили служители церкви, которые сами были в масках и перчатках. По словам Инги, на Пасху люди собирались прийти в храмы, и в целом прихожане поддерживают позицию церкви.

Власти же в свою очередь призывали граждан не посещать пасхальные службы. Президент Грузии Саломе Зурабишвили и премьер-министр Георгий Гахария заявили, что сами останутся дома. В правительстве сказали, что ведут переговоры с церковью о формате богослужения. При этом глава МВД Вахтанг Гомелаури не смог ответить на вопрос, будут ли верующих штрафовать за нарушение комендантского часа во время пасхальной службы, особенно в крупных городах, где введен карантин.

В патриархии заверяли, что службы пройдут в соответствии с рекомендациями Национального центра контроля заболеваний, однако заверения в соблюдении мер безопасности успокоили не всех. В СМИ появилось открытое письмо нескольких грузинских теологов к главам других православных церквей.

В письме говорилось, что патриархия с помощью «фанатичных религиозных групп» шантажирует грузинское правительство. Авторы обращения попросили лидеров других православных церквей повлиять на ГПЦ, чтобы она приняла «необходимые разумные меры» и предотвратила «заражение и гибель тысячи граждан Грузии».

В это трудное время многие члены духовенства произносят проповеди, которые полны ненависти, фанатизма и ложных апокалиптических ожиданий. Временный отказ от социального дистанцирования, помимо верующих, также создает угрозу и другим людям

Фрагмент обращения к лидерам православных церквей мира

По последним данным, в Грузии заразились коронавирусом 402 человека и четверо умерли, а значит, стремительное распространение эпидемии пока удается сдерживать. Очевидно, что власти хотели исключить массовое посещение храмов в условиях пандемии, особенно учитывая, что в Грузии уже подтвердился первый случай коронавируса у священника. Но очевидно также, что правительство не хотело вступать в открытый конфликт с церковью, пользующейся авторитетом у большинства граждан.

Но, похоже, катастрофы удастся избежать благодаря самим прихожанам, а также отдельным иерархам: на Пасхальную службу в церкви пришло очень мало людей. За сутки с 18 апреля власти выявили всего 230 фактов нарушения режима чрезвычайного положения, в том числе комендантского часа. Батумская и Лазская епархия сами отказались проводить ночные службы. Глава правительства Гахария заявил, что граждане проявили высокую гражданскую сознательность.

Армения: власти и церковь запутали людей

В Армении же, как ранее писала «Лента.ру», с началом распространения коронавируса церковь продолжала проводить многолюдные службы. Главным очагом распространения инфекции стал Эчмиадзин — духовная столица страны. Там женщина, недавно вернувшаяся из Италии, заразила не один десяток гостей, приехавших на помолвку. Только после ввода в стране режима ЧП службы стали проводиться онлайн. Пасхальная литургия Армянской апостольской церкви тоже прошла за закрытыми дверьми, однако прихожанам объявили, что все желающие причаститься смогут сделать это в течение нескольких дней — и они воспользовались предложением.

89%
армян считают себя верующими Армянской апостольской церкви. Однако только около 10% посещают храм хотя бы раз в неделю

Официальная церковь не только до последнего демонстративно игнорировала призывы правительства соблюдать меры безопасности, но и обвиняла чиновников в корысти и работе на неназванных «врагов Армении». Активизировались также различные частные проповедники, распространявшие в Facebook лженаучные сведения о пользе ладана в борьбе с коронавирусом и другими болезнями, появились священники, обещающие своим адептам исцеление через онлайн-молитву. Сумятицей пользуются всякие околоцерковные и прорелигиозные бизнесмены, которые резко повысили активность, рекламируя веру в качестве оружия против всего плохого на свете.

Однако власти не сразу пресекли откровенный обман людей, более того — поначалу они фактически придерживались той же позиции, что вирус не так уж опасен, как о нем говорят. Дело в том, что премьер-министр Никол Пашинян до сих пор ведет борьбу за власть со старым истеблишментом, правившим страной до «бархатной революции». В первую очередь со сторонниками второго президента Роберта Кочаряна, ныне судимого за госизмену.

На начало апреля как раз был запланирован очередной важный этап этой схватки — референдум о роспуске Конституционного суда, председателем которого является оппонент команды премьера и один из авторов нынешней конституции страны. Так что еще в начале марта, когда в Италии и Иране уже разразилась эпидемия, премьер Пашинян лично колесил по всей стране, сам организовывал массовые мероприятия, собирал людей на митинги и вопрошал, «чей пес этот коронавирус вообще».

В результате главный христианский праздник, несмотря на закрытие церквей, отметили так, что на дорогах образовались пробки, а в магазинах очереди. Таким образом неразбериха в позициях церкви и государства вылилась в дезинформацию населения и грозит обернуться дальнейшим ростом заболеваемости.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше