Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Мощь и роскошь Обновленная станция «Смоленская» встретит пассажиров летом 2021 года

Фото: АГН «Москва»

Станция «Смоленская» была открыта 5 апреля 1953 года и сохранилась практически в первозданном виде. Она вошла в состав участка «Киевская» — «Площадь Революции» и дублировала соседний отрезок Филевской линии, который был заложен на небольшой глубине. Станции параллельного участка Арбатско-Покровской линии были построены методом глубокого заложения, и теперь мы имеем две «Смоленских» и две «Арбатских», которые не являются пересадочными.

Период расцвета

Станции, построенные в послевоенные 1950-е годы, являются самыми помпезными в столичном метрополитене. Это был период расцвета архитектуры и богатства декора в московском метро. И «Смоленская» здесь не исключение. Станция оснащена одним наземным вестибюлем, который скрывается во дворе дома 54 по улице Арбат. Но помимо него в архитектурный ансамбль станции входит еще и замечательная арка, которая выходит на Садовое кольцо. Проход между домами также задекорирован в едином стиле.

Круглый наземный вестибюль, созданный по проекту архитекторов Олега Великорецкого и Александра Стрелкова, в основании отделан черным мрамором и украшен четырьмя медальонами с изображениями знаковых побед и указаниями дат. Это 1612 год — изгнание польских интервентов, мы отмечаем этот праздник 4 ноября, 1812 год — война с французами, 1917-й — год октябрьской революции и последний медальон — 1945 — год победы над фашистскими захватчиками.

Кассовый зал находится в прямоугольной части вестибюля и выглядит шикарно: окошки отделаны деревом, на потолках лепнина и восхитительные люстры, роскошные светильники. Над входом в эскалаторный зал цветная мозаика посвящена 1812 году, над выходом — 1945 году. Мозаичный фриз круглого эскалаторного зала представляет собой повторяющиеся изображения ордена «Победа». Из деталей — роскошные вентиляционные решетки, какие можно встретить в каких-нибудь богатых усадьбах, музеях, дворцах… и в метро. Свод купола ребристый, а за карнизом расположены подсвечивающие его снизу светильники. На платформу ведут три нитки эскалаторов. Это станция глубокого заложения глубиной 50 метров.

Внизу на платформе также можно увидеть несколько артефактов, например старые деревянные двери. Архитекторы пытались скрыть массивность пилонов, и поэтому в углах установлены декоративные мраморные полуколонны с каннелюрами, которые также скругляют углы. По верху пилонов идет декоративный фриз. Пол выложен черным мрамором с орнаментом из белого и красного мрамора по боковым сторонам зала. Путевые стены облицованы белой керамической плиткой, внизу — черным мрамором. Станционный зал освещается канделябрами на пилонах, а также светильниками, спрятанными за карнизом под сводом зала. Еще из декоративных элементов — торец центрального зала украшает барельеф работы скульптора Мотовилова. Тема — защитники Отечества.

Все по плану

Во время ремонта на «Смоленской» заменят три эскалатора, установленных еще при открытии станции — в 1953 году. «Срок их эксплуатации подходил к концу, — пояснили в пресс-службе Московского метрополитена. — Помимо установки современных безопасных эскалаторов, здесь проведут капитальный ремонт вестибюля. Поскольку на станции только один выход, отремонтировать ее без закрытия невозможно. Поезда проезжают "Смоленскую" без остановки».

Для проезда в район временно закрытого участка пассажиры могут воспользоваться, помимо станции «Смоленская» Филевской линии, также станциями «Кропоткинская» и «Парк Культуры» Сокольнической линии, «Арбатская» Арбатско-Покровской линии, «Арбатская» Филевской линии, «Киевская» Филевской, Арбатско-Покровской и Кольцевой линий.

Новые эскалаторы будут надежнее и удобнее в эксплуатации и техническом обслуживании. К тому же они и тише в работе. Прослужат новые машины как минимум 50 лет. Применение системы мониторинга их работы обеспечит более быстрый поиск и устранение неисправностей. Работы по замене машин будут проходить в несколько этапов: сначала демонтаж старых эскалаторов, затем — демонтаж их фундаментов вместе с разборкой элементов декоративной отделки свода наклонного тоннеля. Далее последуют работы в наклонном тоннеле: специалисты отремонтируют обделку тоннеля и загерметизируют элементы тюбинговой обделки. Сейчас тюбинги скрыты декоративным сводом, который будет демонтирован на время работ. Потом — монтаж нового декоративного свода и заливка фундаментов под новые эскалаторы, их монтаж и наладка.

В столичном метрополитене заверяют, что архитектурный облик станции будет сохранен полностью. В процессе работ используются архивные чертежи и документы, а также фотографии и рисунки. Именно благодаря им можно определить, каков был замысел авторов проекта станции. При этом все работы будут проводиться под контролем специалистов Департамента культурного наследия и Московского метрополитена. Более того, в ходе работ будет восстановлена первоначальная система освещения: отреставрированы многочисленные сохранившиеся светильники и воссозданы утраченные, для светильников будут воссозданы плафоны молочного стекла по первоначальной технологии. Уникальность освещения станции состоит в том, что такие светильники изготавливались индивидуально для «Смоленской». При этом современные требования к уровням освещенности вносят свои коррективы. Поэтому проектом предусмотрена установка исторических плафонов, но со светодиодными лампами, которые ярче и долговечнее.

Также предполагается отреставрировать решетки вентиляции, восстановить полы в пассажирской зоне с повторением исторического рисунка. Мозаичные панно будут отреставрированы. Сначала предстоит обследование состояния мозаики, в ходе которого будут выявлены существующие дефекты, затем будет подготовлен план-проект реставрационных работ с соблюдением цветовой палитры, которая задумывалась изначально.

Отреставрируют и реконструируют деревянный блок телефонов-автоматов в обходном коридоре. Деревянные двери служебных помещений, дверцы пожарных кранов и пультов управления также ждет реставрация.

С заменой эскалаторов и реставрацией «Смоленской» в метрополитене управятся за 16 месяцев, и воспользоваться обновленной станцией пассажиры смогут уже летом 2021 года.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше