Вводная картника

Медпомощь из будущего

В Совете Федерации обсудили развитие цифровой медицины в России

Экономика

Фото: Phanie / Diomedia

Цифровые технологии стремительно проникают во все сферы жизни современного человека, делая ее более комфортной и ориентированной на индивидуальные потребности и интересы. Здравоохранение как одна из наиболее актуальных и востребованных областей стремится не отставать от прогресса. По мнению специалистов, приход в российское здравоохранение цифровых технологий и интернета уже в ближайшее время существенно изменит качество и структуру оказания медицинской помощи.

Какой будет цифровая медицина в ближайшем будущем, как цифровые технологии изменят подход к развитию здравоохранения — эти и многие другие вопросы обсуждались на заседании Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации в Самаре.

Преобразить российскую медицину

Участники заседания обсудили будущее и настоящее цифровой медицины, а также выделили и разобрали главные проблемы этого федерального проекта, входящего в нацпроект «Здравоохранение»: доступность и качество медицинской помощи, кадровое обеспечение медицины, необходимость отдельной программы обучения медработников, применения технологий телемедицины при оказании срочной помощи больным и организации использования дистанционного меднаблюдения. Все эти аспекты требуют повышенного внимания и комплексного развития, подчеркнули на заседании.

Современные технологии помогут качественно преобразить российскую медицину в таких направлениях, как взаимодействие простых людей с системой здравоохранения, профилактика заболеваемости, заочное обучение медицинских работников и других.

«В январе вместе с экспертами, министерствами, ведомствами мы провели круглый стол по проблемам законодательного регулирования этой сферы, — сообщил в своем выступлении председатель Совета по развитию цифровой экономики Совета Федерации Андрей Турчак. — Итогом встречи стали рекомендации по внесению изменений в законодательство. Согласно исследованиям, услугами телемедицины в нашей стране пользуются в основном люди в возрасте 25-40 лет, а значительная доля дистанционных консультаций приходится как раз на жителей наших регионов. С одной стороны, в регионах есть спрос на качественную медицину, а с другой — определенные проблемы с ее доступностью».

По словам Андрея Турчака, больше всего запросов поступает терапевтам и педиатрам, остальные заявки касаются консультаций узких специалистов — прежде всего, это гастроэнтерологи, неврологи, эндокринологи и другие специалисты. Современные телемедицинские технологии позволяют ставить пациентам диагноз, назначать лечение, выписывать электронные рецепты, дистанционно контролировать ход выздоровления, прием лекарств.

Более того, телемедицина в прямом смысле помогает быть здоровым, а не только лечиться. Она позволяет проводить качественную профилактику за счет дистанционных консультаций, носимых устройств, других современных технологий. Может выявлять и предотвращать различные заболевания на ранних стадиях.

«Однако у нас после принятия закона получилось так, что телемедицина ограничена консультациями, сбором анамнеза пациента и дистанционным наблюдением, — добавил Андрей Турчак. — Причем последнее возможно только после очного приема специалиста. При этом врач не может поставить диагноз и назначить лечение без очного приема, что фактически превращает оказание телемедицинской помощи в банальные информационные услуги».

В ходе дискуссии на заседании возник вопрос о том, как Минздрав отнесется к планам создания big data (больших данных) о пациентах в контексте соблюдения врачебной тайны. «big data нужно создавать — я только за. То, что нужно стандартизировать все в цифровой медицине, — сто процентов, — заявила первый заместитель министра здравоохранения России Татьяна Яковлева. — Потому что у нас порой в одном регионе находится по 30 информационных систем».

Однако первичный контакт врача и больного просто необходим, считает специалист. «Никакой искусственный интеллект не может заменить разум врача, а вот использовать его в помощь — это обязательно», — констатировала Татьяна Яковлева.

Организационный подход

Участники дискуссии убеждены, что медицинское сообщество должно быть максимально вовлечено в процесс модернизации здравоохранения.

«Необходимо качественное взаимодействие с медсообществом, чтобы улучшить у простых врачей навыки и понимание того, что такое цифровизация, — считает председатель совета Фонда «Цифровая долина Сочи», член Совета по развитию цифровой экономики СФ ФС РФ, Антон Немкин.

По его словам, на макроуровне то, что касается проектов, способствующих технологической трансформации, цифровизации здравоохранения, уже продумано профильными министерствами. Специалист также высоко оценил существующую систематизацию подходов к вопросам цифровой медицины со стороны органов государственной власти.

«У нас уже есть продвинутые регионы в плане IT, есть регионы, только стоящие на этом пути, — отметил Антон Немкин. — Сегодня на заседании озвучили идею о том, что крупные регионы могут делиться своими информационными системами. Москва предлагает распространять свою систему для других регионов: не ждать внедрения такой системы в какой-то области, а предоставлять возможность осуществлять обработку на московских мощностях. Это организационный подход. В разрезе сегодняшнего мероприятия мы говорим о том, что делает власть для продвижения цифровизации. Власть может помогать ресурсами и организационно, а дальше те или иные компании создают свои продукты».

Рассуждая о перспективах развития цифровой медицины в России, председатель совета Фонда «Цифровая долина Сочи» подчеркнул, что технологически отрасль готова. Но для полноценной работы все-таки необходимо разработать комплекс мероприятий, направленных на вовлечение людей в этот процесс, и процесс этот должен быть взаимный.

«Один из очевидных вариантов — разъяснительная работа среди населения, — объясняет Антон Немкин. — Людям нужно на практике показать, как все это работает. Внедренные информационные системы должны распространяться на всю Россию. Сервис, получаемый жителями той же Москвы, нужно внедрять и в регионах».

Между тем в Минздраве обещают, что уже к 2024 году по всей стране заработает система электронных рецептов и автоматизированное управление льготным лекарственным обеспечением. Россияне смогут записываться к врачу, подавать заявление на получение полиса или других медицинских документов в личном кабинете пациента «Мое здоровье» на портале госуслуг. В Приморье уже сейчас часть медорганизаций работает в едином информационном пространстве.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности