Бывший СССР
00:01, 10 января 2020

«Я не пацан» Зачем Лукашенко тормозит интеграцию с Россией и раскачивает антироссийские протесты

Александр Лукашенко
Фото: Дмитрий Азаров / «Коммерсантъ»

Россия и Белоруссия так и не договорились об интеграции. Сперва стороны планировали уладить все противоречия к 20-летию подписания договора о Союзном государстве, потом все перенеслось на конец года, когда истекали контракты на поставки нефти и газа, но тщетно. Белоруссия едва не осталась без энергоносителей, выбив лишь временный контракт, но не сдала позиций. На фоне безуспешных переговоров в самой Белоруссии не утихали уличные протесты. Однако недовольство белорусов адресовано вовсе не президенту Лукашенко и не его правительству, а Москве, которую обвиняют в покушении на суверенитет соседнего государства. Оно и неудивительно, так как эти страхи и опасения постоянно подпитывает сам Александр Лукашенко. Зачем белорусскому лидеру подогревать антироссийские настроения в собственной стране, разбиралась «Лента.ру».

Нескончаемое объединение

«Слушайте, вот нормальный вариант: давайте в состав Белоруссии включим Россию», — заявил, смеясь, Лукашенко в эфире радиостанции «Эхо Москвы». По его словам, это был бы «совсем простой вариант» объединения двух государств. Он считает, что его воспримут и в России, и в Белоруссии. «А что, россияне будут против? Нет. Белорусы, которые так уж возмущаются, — тоже», — добавил политик.

В декабре тема углубленной интеграции в рамках Союзного государства России и Белоруссии не сходила с первых полос газет и с экранов телевизоров обеих стран. Минск и Москва пытаются объединиться уже 20 лет, к годовщине подписания договора эта работа, казалось, активизировалась, но так и не принесла результата. Причем стороны дают весьма уклончивые комментарии по поводу того, почему так происходит.

Договор о Союзном государстве предполагал образование единого политического, экономического, военного, таможенного, юридического, гуманитарного и культурного пространства. Минск и Москва собирались унифицировать законодательство, валюту, государственную символику, создать единый парламент и другие органы власти. С этой идеей о возможности углубленной интеграции выросло целое поколение, однако с 1999 года дело так и не сдвинулось с мертвой точки.

В конце 90-х еще можно было говорить о схожести политических и экономических систем двух стран, но сегодня они кардинально отличаются. Вместо интеграции происходит дезинтеграция. Однако главы двух государств продолжают убеждать окружающих, что, несмотря на проблемы, сближение идет. Так, на большой пресс-конференции президент России Владимир Путин заверил, что «решения о создании Союзного государства были правильными».

Через несколько дней сам Лукашенко подтвердил эти слова. «Мы сейчас продвигаем ту интеграцию, которая нисколько не умаляет и не уменьшает суверенитет ни России, ни Белоруссии, — сказал он в интервью «Эху Москвы». — Любой неравноправный союз, империя и прочее были уничтожены. Они просто не существовали. Мы должны попытаться слепить союзное государство так, чтобы не задеть интересы ни россиян, ни белорусов».

Однако такие мирные, успокоительные речи удивительным образом сочетались в одном интервью и с обвинениями в прессинге, и чуть ли не с угрозами войны за суверенитет Белоруссии. И в Минске, похоже, хорошо расслышали именно эти заявления.

Двойная игра

В самой Белоруссии перспективы более тесной интеграции вызвали акции протеста. Весь декабрь оппозиционеры призывали отказаться от этих планов и сохранить суверенитет страны. После Нового года белорусы по доброй постсоветской традиции занимались более мирными делами. Но переговоры о создании Союзного государства так и не пришли к логическому завершению, никто не помешает им мобилизоваться, когда начнется новый раунд дипломатического процесса.

Впрочем, акции были довольно малочисленными — в них принимали участие не больше тысячи человек, к тому же проходили они в крайне тепличных условиях, а не как обычно, с арестами и задержаниями. Только в декабре в Минске прошло пять таких акций протеста — 7, 8, 20, 21 и 29 декабря — и ни одна из них не закончилась разгонами. На месте, разумеется, была милиция, но она практически не вмешивалась в происходящее. Стражи порядка ограничивались просьбами не занимать проезжую часть. По словам одного из очевидцев митинга 7 декабря, по рации один из милиционеров получил указание «максимально культурно работать».

Красивая протестная картинка на руку в первую очередь самому Лукашенко, поскольку дает ему козыри на переговорах с Москвой, с которыми можно попытаться выторговать более выгодные условия. К тому же президент может использовать эти акции накануне президентских выборов 2020 года. Во всяком случае в самой Белоруссии уже ползут слухи, будто администрация президента причастна к организации этих самых демонстраций. Впрочем, такими домыслами занимаются пока только авторы анонимных Telegram-каналов.

Лукашенко заявил еще в середине ноября о том, что он будет баллотироваться на очередной срок. При этом обещал «не держаться синими пальцами» за президентское кресло, поскольку решать вопрос о его участии должны белорусы. Чуть позже он развил эту идею. «Так вот, вы сами должны прийти и сказать: "Баллотируйся, пожалуйста, потому что мы хотим, чтобы наши дети спокойно ходили по улицам"», — описывал ситуацию президент в своем излюбленном стиле откровенного задушевного разговора с собственным народом.

Во время избирательных кампаний Лукашенко успешно эксплуатирует лозунги защиты белорусского суверенитета. В качестве главной угрозы ранее представали ЕС и США, но на этот раз белорусский президент выбрал на эту роль ближайшего союзника — Россию. В последнее время он не раз отмечал, что отношения с Москвой братские и дружественные, однако им присуща «бешеная напряженка». Говоря о дальнейшей интеграции в рамках Союзного государства, он подчеркивал, что в первую очередь будет защищать национальные интересы, то есть «суверенитет и независимость общества».

Белорусский лидер любит эпатажные заявления вроде «Под плеткой мы никогда ходить не будем» или «Россия не мытьем, так катаньем хочет поглотить и разрушить нас». Но за несколько дней до встречи с Владимиром Путиным накануне 20-летия со дня подписания Договора о создании Союзного государства белорусский лидер, казалось, превзошел самого себя. «Я не пацан, который отработал президентом три, четыре, пять лет. Я не перечеркну все, что сделал вместе с народом, создав суверенное государство, чтобы его сейчас уложить в ящик с крестом наверху», — заявил Лукашенко, выступая в парламенте Белоруссии.

Предвыборная кампания Лукашенко на этот раз строится на стремлении доказать, что он сумел переломить ситуацию в отношениях с Западом и остается безальтернативным лидером, который способен и дальше оставаться единственным гарантом сохранения белорусской государственности. Если же возникнет какая-то угроза белорусскому суверенитету, то, как уверяет Лукашенко, страны Североатлантического альянса не останутся в стороне. «Этого уже страны НАТО не перенесут, потому что они сочтут это за угрозу им. В этом смысле они будут в чем-то правы», — заявил белорусский лидер, добавив, что «России такая головная боль не нужна».

Угроза со стороны Москвы может возникнуть, когда в Белоруссии будет слабая экономика, пугал соотечественников Лукашенко. «Пока я у власти, это единственная угроза, — заверял президент. — Мы не колоссально огромная страна с огромными ресурсами, но находимся в центре "котла" (…) И будучи в этом "котле", надо себя вести настолько точно, тонко и аккуратно, чтобы тебя не сварили в этом "котле"».

Белоруссия должна быть нейтральной

Учитывая, что больше половины населения Белоруссии уже не помнит, как жили их родители в одной стране с Россией, для них независимая Белоруссия — нечто само собой разумеющееся. Неудивительно, что яркая риторика президента цепляет избирателей.

Несмотря на то что Белоруссия — пророссийская и русскоговорящая страна, мало кто поддержит полное слияние с Российской Федерацией. Почти за 30 лет белорусы привыкли жить в независимом государстве с его правовыми и политическими атрибутами. Это подтверждают опросы общественного мнения, которые публикуют в Минске.

Российские эксперты, к слову, приводят совершенно другие данные. Так, в конце ноября Центр пространственного анализа международных отношений ИМИ МГИМО опубликовал результаты масштабного опроса граждан Белоруссии об их отношении к России. На вопрос, какие отношения с Россией вы считаете наиболее приемлемыми для Белоруссии, 57,6 процента ответили «союзнические», 31,8 процента — «партнерские», 10,2 процента — «нейтральные», и наконец, 0,2 процента опрошенных считают, что отношения двух стран должны быть «враждебными». Такое же число респондентов затруднились ответить на этот вопрос.

В Институте социологии Национальной академии наук Белоруссии данные МГИМО назвали противозаконными и некорректными, отметив, что громкие заявления не соответствуют данным социологических служб, постоянно работающих на территории Белоруссии. В Институте социологии привели результаты собственного исследования, проведенного в апреле 2019 года.

По его данным, 49,9 процента граждан страны считают, что Белоруссия должна быть независимым государством и строить отношения с Россией на основе международных договоров. При этом 36,1 процента респондентов считают, что два государства должны взаимодействовать друг с другом по принципу равноправного союза с созданием наднациональных органов управления. Число сторонников вхождения Белоруссии в состав России составило лишь 7,7 процента опрошенных. Помимо этого, на 14,9 процента за последние 16 лет выросло число белорусов, выступающих за полную независимость государства, зато на 13,3 процента снизилось число сторонников равноправного союза с Россией.

Как пояснил «Ленте.ру» белорусский эксперт Денис Мельянцов, население страны заинтересовано в тесной экономической интеграции, торговле, культурной и гуманитарной интеграции, но не в политической. Именно поэтому белорусское руководство настолько уверенно чувствует себя на переговорах, поскольку отражает мнение большинства населения. «С 2009 года в стране растет тренд на сохранение нейтрального статуса государства, то есть люди хотят, чтобы Белоруссия придерживалась нейтралитета и не вступала ни в какие союзы — ни с ЕС, ни с Россией», — рассказал политолог.

Нынешнее плачевное состояние белорусской экономики из-за новых цен на российские газ и нефть тоже на руку Лукашенко на предстоящих выборах. Он может спокойно разыгрывать российскую карту, объясняя возникающие трудности давлением со стороны Москвы, от которого он по-прежнему якобы готов защищать белорусский суверенитет.

Мельянцов уверен, что у Лукашенко есть все шансы победить на следующих выборах, и дело не только в том, что политическое поле Белоруссии полностью вычищено от любых оппонентов нынешнего режима. «Он достаточно опытный политик, у него есть и намерение, и силы, и возможности продолжать руководить страной. Рейтинг президента достаточно высок», — пояснил эксперт.

В ноябре 2019 года в Белоруссии прошли парламентские выборы, которые назвали репетицией президентских. Парламенту отведена не самая важная роль в президентской республике, к тому же в органы власти баллотировались в основном пропрезидентские самовыдвиженцы. Однако к голосованию было приковано особое внимание, учитывая, что Лукашенко всерьез задумывается над тем, чтобы поменять конституцию и поделиться с парламентом частью своих полномочий. Многие эксперты посчитали это первым шагом на пути к созданию парламентско-президентской республики.

Так, на этот раз в парламент не попали два главных оппозиционера прошлого созыва Анна Канопацкая и Елена Анисим — их сняли еще на этапе регистрации. Зато 80 из 110 депутатов теперь «новички». Похоже, Лукашенко хочет, чтобы процесс перемен в стране шел максимально управляемо.

По мнению белорусского политолога, руководство страны всерьез задумывается о преемственности власти. «Обдумывается, каким образом децентрализовать власть, чтобы у руля был не один человек, ответственный за все, — уверен эксперт. — Возможно, большее влияние получит парламент, премьер-министр, тогда у президента будет меньше влияния. Возможен казахский сценарий. В обществе возникают спекуляции относительно того, что кресло могут занять старший или младший сын главы государства. Это вряд ли произойдет. Подобная мера не поддерживается в белорусском обществе. Скорее всего, будет реформа с усилением политических партий, возможно, введение пропорциональной системы выборов. Впрочем, пока резких изменений ожидать все-таки не стоит».

Ксения Архипова

< Назад в рубрику