Вводная картника

Нескладно вышло

Google против Huawei и провал сгибающихся телефонов: главные гаджеты 2019 года

Наука и техника

Фото: Tomohiro Ohsumi / Getty Images

2019 год в мобильной индустрии мог бы стать поворотным для всего рынка. Компании анонсировали принципиально новые устройства, обещали развитие 5G и всячески пытались поднять свои продажи на фоне общего падения интереса пользователей. Однако торговая война США с Китаем перечеркнула многие из этих планов. «Лента.ру» рассказывает, чем уходящий год запомнился в мире смартфонов.

Сгибающиеся смартфоны

В начале года казалось, что складные смартфоны — главный тренд 2019-го. Сперва вышли китайцы со своим Royole FlexPai на CES 2019, потом Huawei с Samsung практически одновременно показали свои Mate X и Galaxy Fold. В общем, начиналось все бодро, а в итоге к концу года на рынке представлен всего один нормальный складной телефон, хотя и тот выходил с кучей проблем.

Так, Royole FlexPai просто ужасно сделан и выглядит будто макет, украденный с завода. Немного разбавляет эту ситуацию лишь то, что брат Пабло Эскобара взял его за основу своего телефона Escobar Fold 1 и для его рекламы снял ролик с полуголыми русскими моделями. Но это не отменяет того, что FlaxPai очень плохой телефон.

Huawei планировала выпустить Mate X летом 2019 года, но в это время начались проблемы с властями США, и Huawei внесли в черный список. Вероятно, чтобы не рисковать, телефон тихо отменили и не вспоминали о нем до конца года. Как только ситуация немного наладилась, в сети снова заговорили о Mate X и прочат выход второй версии в начале 2020-го.

У Samsung же дела должны были идти лучше всех, и в апреле компания полным ходом рекламировала свой инновационный Galaxy Fold. Но за несколько дней до старта продаж журналисты рассказали о поломках их семплов, которые происходили из-за ненадежной конструкции. Компания быстро свернула все активности, изъяла телефоны и отправила их на доработку. В сентябре Fold вернулся в обновленном корпусе и доступный всем желающим за две тысячи долларов. В том числе его продают и в России за 160 тысяч рублей, но результаты не впечатляют — за месяц компания продала не больше тысячи телефонов.

У остальных производителей имеются лишь концепты и предрелизные образцы. Больше всех выделяется Motorola с реинкарнацией легендарной RAZR. В подобном форм-факторе раскладушки должен выйти и Galaxy Fold 2. Но пока остается главный вопрос — зачем обычному пользователю нужен складной телефон? Пока ни одна из компаний не смогла показать реальных преимуществ маленького складного планшета по сравнению с классическим смартфоном.

Беспроводные наушники

В уходящем году, похоже, все смирились с отсутствием разъема для наушников в смартфонах. Даже среди бюджетников появляется все больше телефонов без 3,5-миллиметрового джека, а флагманы и подавно выходят без него. В связи с этим растет популярность беспроводных наушников, и сейчас каждая компания выпускает по несколько вариантов Bluetooth-моделей.

Но просто слепить беспроводные наушники теперь недостаточно — нужно добавить шумоподавление. И с этим пока у многих проблемы. Среди накладных наушников фавориты не изменились: Bose и Sony. Но последние сделали еще и лучшие «затычки» с шумоподавлением — Sony WF-1000XM3. Несмотря на очень спорный дизайн и огромные размеры, пока этим внутриканальным наушникам нет равных. Конечно, стоят они недешево — 18 тысяч рублей, — но каких-то здоровых альтернатив практически нет.

Вторым примером беспроводных затычек с шумоподавлением стали AirPods Pro. Они сильно отличаются от оригинальных AirPods, но по звуку никакого прогресса не произошло. Это не отменяет того, что для владельца iPhone это самые удобные наушники на рынке, и, выбирая между ними и Sony, многие отдадут предпочтение первым. Просто в этом сегменте разница в цене в пару тысяч (AirPods стоят 21 тысячу) уже не такая решающая.

В дикой спешке за Apple и Sony пыталась ворваться Huawei со своими FreeBuds 3. Но, в отличие от остальных, Huawei обещает активное шумоподавление в открытых наушниках каплевидного типа. Получилось, как и ожидалось, слабо: у них ни звука нормального нет, ни подавления шумов. Остальные же производители подтянутся позже: уже имеется информация о готовящихся Galaxy Buds с ANC и наушниках от Xiaomi.

Apple сжалилась над покупателями

Запуская iPhone Xs и Xr, в Apple вообще не делали ставок на Xr. Но этот телефон порвал рынок и до сих пор является самым продаваемым в мире смартфоном. В итоге компания пересмотрела политику, и наследник Xr — iPhone 11 — стал основным в линейке и почти ни в чем не уступает 11 Pro. К тому же, по сравнению со стартовой ценой Xr (65 тысяч рублей), iPhone 11 дешевле — 60 тысяч.

Важно еще и то, как Apple поменяла свою линейку смартфонов, опираясь на данные продаж. Во-первых, необычным выглядело решение оставить в продаже iPhone Xr, хотя Xs и Xs Max уже прекратили производить. iPhone Xr и 11 очень похожи между собой, а Apple обычно дает мало выбора покупателям. Из-за этого же продажи iPhone X свернули в момент выхода Xs, отчего решение оставить в линейке прошлогодний телефон выглядит как минимум странно. Но если судить по данным продаж, этот телефон приносит компании очень много денег, поэтому глупо было бы от него отказываться.

В нагрузку к Xr в первой половине 2020 Apple должна выпустить iPhone SE2, и тогда линейка компании будет совсем «народной»: супердорогие и премиальные iPhone 11 Pro и Pro Max, более простой флагман iPhone 11, прошлогодний Xr, свежий дешевый SE2 и еще более доступные iPhone 8. Однако компания после выхода SE2 может одним махом убрать Xr и 8, выпустив ультимативный бюджетный телефон с железом iPhone 11 в корпусе iPhone 8. В любом случае, довольно интересно наблюдать за тем, как Apple пытается справиться с падением продаж своих телефонов, не потеряв в прибыли. Это уже привело к запуску трех разных подписок — Arcade, TV+ и News+ — и кредитной карты.

Huawei против США

В конце мая Министерство торговли США внесло Huawei и 70 ее дочерних компаний в черный список, что означает полный запрет на взаимодействие китайской компании с ее американскими партнерами. Позже, правда, ситуацию немного улучшили, разрешив некоторым компаниям работать с Huawei, но это все равно серьезный удар для корпоративного сегмента, потому что Huawei является одним из главных в мире поставщиков сетевого оборудования. Ситуация с обычными пользователями и их смартфонами тоже ухудшилась из-за торговой войны США и Китая.

На первый взгляд, никаких новых проблем у компании не предвиделось: смартфоны Huawei в США не продаются и никакие американские компоненты она не использует. За исключением одного — операционной системы Android от Google. Еще к бойкоту присоединилась британская корпорация ARM (на основе ее патентов создают новые чипы), корейская Samsung Electronics, ассоциации Bluetooth и SD и еще куча компаний.

Ни один из этих бойкотов не смог как-то повлиять на Huawei, кроме трудностей с сертификацией Google. Это не превратило все смартфоны Huawei и Honor одномоментно в тыкву, но компания не может выпускать новые телефоны с сервисами Google, а это не просто какие-нибудь YouTube и Gmail — вообще все привычные сервисы, карты и магазин приложений Google Play.

В противовес Huawei запустила собственные HMS (Huawei Mobile Sevices — мобильные сервисы Huawei), которые должны на равных конкурировать с GMS (Google Mobile Services), и первым телефоном без Google на Android с открытым исходным кодом AOSP стал Mate 30. Телефон пусть и вышел, но покупателей все эти трудности с Google по-прежнему пугают, поэтому продажи Huawei в Европе здорово упали. Телефон лишен всего, к чему привыкли пользователи, а все нужные программы нужно скачивать вручную с непонятных сайтов либо из магазина приложений Huawei, где, кроме китайских программ, почти ничего нет.

В России с доступностью телефона тоже есть проблемы — компания планирует реализовать всего чуть больше тысячи Mate 30 Pro, и из их продаж пытаются сделать какой-то конкурс со скидками и подарками. В общем, противостояние выходит любопытное и пока не в пользу Huawei. Но компания отступать не планирует и в начале следующего года покажет новый флагман P40 Pro, который, видимо, тоже выйдет без Google.

Бессмысленный 5G

В 2019-м практически у каждого производителя есть как минимум по одному телефону с поддержкой 5G. Однако даже если купить смартфон с сетями пятого поколения, проверить его в работе будет очень тяжело. Да, уже 40 стран мира каким-то образом начали строить новую сеть, но для подключения к ним нужно ехать в конкретные точки и только там восхищаться скоростями, которые обеспечивает 5G.

Переход от 3G к 4G был достаточно простым и не требовал особых изменений в существующей сети. В случае с 5G нужна глубокая модернизация инфраструктуры и установка огромного количества новых базовых станций. Дело в том, что волны сетей 5G плохо проходят через препятствия и даже человеческое тело способно разорвать соединение, поэтому нужно много вышек для нормального уровня связи.

Это требует огромных вложений, так что реально пользоваться 5G можно будет лишь через несколько лет, и первыми к ним получат доступ не конечные пользователи, а компании для работы с умными городами и интернетом вещей. Да и война с Huawei лишь тормозит процесс развития мобильной сети. Так что сейчас все эти 5G-смартфоны не больше чем маркетинговая уловка, которая предлагает, по сути, не работающую в большинстве стран мира функцию.

Влад Массино

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности