Вводная картника
Партнерский материал

«Есть желание порвать всех»

Эта гонка длится 24 часа. До финиша добираются самые стойкие

Спорт

«24 часа Ле-Мана» — старейшая гонка на выносливость. Соревнования длятся целые сутки: за это время болиды ломаются, попадают в аварии и продолжают борьбу, а гонщики успевают поесть и поспать. Добраться до финиша — уже испытание. Российская команда G-Drive Racing выпустила фильм «Россия на драйве», в котором рассказала о 24-часовом марафоне изнутри. «Лента.ру» посмотрела картину и выяснила, почему стоит следить за «Ле-Маном».

C размахом

«Ле-Ман» — самое эпичное соревнование автоспорта. Скорость здесь не главное. Болид должен выдержать 24 часа на трассе. Побеждает команда, прошедшая за сутки наибольшее число кругов с минимальными потерями ресурсов. Для этого команды вынуждены искать баланс между тем, чтобы пройти гонку максимально быстро и не повредить автомобиль. Топливо, шины и тормозные колодки — все должно использоваться рационально.

Дойти до финиша удается не всем: за 24 часа болид может попасть в аварию или получить поломку (а то и несколько). Тогда за дело берутся инженеры и техники, чья задача как можно скорее устранить неполадки. Это возможно сделать только на пит-стопе.

Главные драмы «Ле-Мана» случаются из-за невозможности остановиться на самой трассе из-за аварий или поломок. Если гонщик не смог доехать до боксов, то команда выбывает из борьбы. Поэтому пилоты, если что-то пошло не так, всеми силами стараются дотянуть до пит-лейна (место, где располагаются боксы команд).

В отличие от «Формулы-1», где пит-стопы проводятся за секунды, ремонт в «Ле-Мане» может занимать более двух часов. Шансов на победу у такой команды уже не остается, но доехать до финиша желает каждый.

Во время пит-стопов механики меняют шины и дозаправляют болиды. Полного бака хватает примерно на час заезда, так что дозаправляться в гонке приходится не раз. Топливо проходит множество проверок. У российской команды G-Drive Racing — премиальное топливо G-Drive. Им пользуются во время тестов и испытывают на сложнейшей технике в экстремальных гоночных условиях.

Перед заправкой команды обязаны остановить двигатель (это сделано для того, чтобы проверить способность многократно запускать движок во время гонки), а механики не могут чинить болид или менять шины во время дозаправки.

Правила должны соблюдаться неукоснительно. В 2018 году G-Drive Racing победила, но за использование нерегламентированных доработок в модуле дозаправки была дисквалифицирована. В фильме «Россия на драйве» команда вспоминает разочарование, когда ровно через сутки радости и эйфории их мечты были разбиты.

Перемены к лучшему

Правила и формат соревнований за почти сто лет (впервые гонка состоялась в 1923 году) менялись неоднократно. До 1970-х машины стартовали необычным образом — в стиле «Ле-Ман». Болиды были припаркованы в одну линию вдоль боксов, а пилоты стояли на другой стороне дороги. После сигнала о старте гонщикам нужно было перебежать дорогу, сесть в машину, завести ее и стартовать.

Этот формат посчитали небезопасным, так как некоторые пилоты, торопясь побыстрее стартовать, пристегивали ремни безопасности на ходу, либо проезжали первые круги непристегнутыми, из-за чего рисковали жизнью, попадая в аварии.

Тогда старт гонки изменили. Болиды также стояли в линии вдоль боксов, но гонщики уже сидели пристегнутыми за рулем. По сигналу они запускали двигатели и стартовали. В 1971 году этот метод также посчитали устаревшим и перешли на стандартную систему, когда гонщики выстраиваются перед стартом согласно результатам квалификации.

Неизменными в проведении «Ле-Мана» остаются две вещи: французский триколор в качестве сигнала к началу гонки и душ из шампанского. Поливать друг друга игристым после победы придумали именно здесь.

В 1967 году победителями стали гонщики Дэн Герни и Эй-Джей Фойт из команды Ford. Они поднялись на подиум и получили большую бутылку шампанского в подарок. Рядом пилоты заметили президента Ford Генри Форда II, владельца команды Кэрролла Шелби и их жен. Тогда Генри решил встряхнуть бутылку и окатить шампанским высокопоставленных шишек. Традиция живет уже больше 50 лет.

Класс налицо

Сегодня в «Ле-Мане» участвуют в среднем 50 болидов. За победу борются не отдельные гонщики, а команды из трех человек, выступающие на одном автомобиле. Пилоты сменяют друг друга за рулем во время пит-стопов, и им не приходится соревноваться целые сутки. Ни один член экипажа не может находиться за рулем более четырех часов подряд и 14 часов суммарно. Пока один гонщик за рулем, другие отдыхают и спят.

Гонка проводится на трассе «Сартэ», частично проходящей по дорогам общего пользования (их закрывают на время гонки), частично по специально построенным участкам. Раньше в состав трассы входила пятикилометровая прямая, на которой гонщики могли разогнаться до 406 километров в час. В 1990 году она была разделена двумя поворотами для того, чтобы пилоты сбрасывали скорость.

Гонка проходит одновременно среди всех участников, разделенных на четыре класса. Победитель определяется и в общем зачете, и в каждом классе отдельно. Несмотря на наличие общего зачета, в первую очередь команды соревнуются с соперниками из своего класса.

LMP1 — самый быстрый, престижный и малочисленный класс «Ле-Мана». Машины класса LMP1 обычно имеют больше шансов на победу. Версией этого прототипа в 2019 году пользовалось всего шесть экипажей.

LMP2 — класс прототипов, созданный для частных команд. В этом классе автомобили обязаны иметь идентичный двигатель (8-цилиндровый, объемом 4,2 литра). Именно в этом классе самая жесткая конкуренция. Команда G-Drive Racing во главе с Романом Русиновым с 2013 года штурмует подиум 24-часового марафона в категории LMP2.

Последние классы — это LGMTE Pro и LGMTE Am. Они используют один технический регламент. Разница лишь в том, что в первом классе участвуют профессиональны, а во втором — любители, а болиды похожи на дорожные спортивные автомобили.

Только лучшие

За рулем болидов часто можно встретить бывших спортсменов, среди них — чемпион мира по футболу в составе сборной Франции Фабьен Бартез и экс-гонщики «Формулы-1»: Рубенс Баррикелло, Джанкарло Физикелла и Жан-Эрик Вернь, выступающий за G-Drive Racing. Француз признается, что такие эмоции, как в «Ле-Мане», он испытывал далеко не в каждой гонке.

Желание проверить выдержку и выносливость толкает знаменитостей к участию в 24-часовых гонках. Американский актер, обладатель премии «Оскар» Пол Ньюман пытался покорить «Ле-Ман» в 1979 году, британский музыкант Ник Мейсон — с 1982-го по 1984-й, американский актер, исполнитель роли доктора Дерека Шепарда в сериале «Анатомия страсти», Патрик Демпси стал серебряным призером соревнований в классе любителей в 2013 году.

Еще дальше пошел актер и каскадер Джеки Чан. В 2016-м он стал соучредителем команды Jackie Chan DC, и уже в 2017-м его экипаж победил в категории LMP2, заняв второе место в общем зачете.

Мечтал поучаствовать в «Ле-Мане» и голливудский актер Стив Маккуин. После съемок фильма о марафоне (чьим продюсером и идейным вдохновителем был он сам) в 1971 году Маккуин пытался уговорить агентов допустить его до соревнований, но получил отказ.

Изнуряющий 24-часовой марафон сам по себе кинематографичен, поэтому соревнования послужили основой сюжета для многих фильмов. В «Мужчине и женщине» Лелуша главный герой был пилотом «Ле-Мана», голливудская спортивная драма с Кристианом Бэйлом и Мэттом Дэймоном «Ford против Ferrari» — о соперничестве в соревнованиях 1966 года.

Теперь свою лепту попытались внести и российские документалисты. «Россия на драйве» не пытается романтизировать соревнования, а детально объясняет, кто к чему и таким образом добивается эффекта присутствия.

Следующий «Ле-Ман» пройдет 14 июня 2020 года. G-Drive Racing скорее всего снова будет в деле, а Россия — на драйве.

Комметарии к этой новости отключены