Вводная картника

Гей, славяне

Чернокожие эльфы и магические оргии в главном фэнтези сезона: стоит ли смотреть «Ведьмака»

Культура

Кадр: сериал «Ведьмак»

Геральт из Ривии, созданный польским писателем Анджеем Сапковским, задолго до выхода последнего из цикла «Сага о ведьмаке» романа начал жить своей жизнью — в 2001 году свет увидел сериал режиссера Марека Бродского, а в 2007-м была выпущена первая часть из серии видеоигр о Белом Волке, имевшая большой коммерческий успех во всем мире. К концу декабря Netflix выпустил свою адаптацию «Ведьмака», попытавшись угодить и широкой публике, и весьма оживленному фанатскому сообществу. Что получилось в итоге — в материале «Ленты.ру».

Первый сезон создан на основе двух ранних сборников рассказов Сапковского о ведьмаке — «Последнее желание» и «Меч Предназначения». Хронология, намеренно нарушенная в оригинале, здесь перемешана еще больше — параллельно с приключениями ведьмака Геральта из Ривии (Генри Кавилл) перед зрителем разворачиваются истории ведьмы Йеннифер (Аня Чалотра) и княжны Цири (Фрейя Аллан), первая происходит за несколько сотен лет до событий второй. Геральт в сериале оставляет роль главного персонажа, вставая в один ряд с двумя героинями. Это, возможно, и к лучшему, поскольку смотреть на ведьмака в исполнении Кавилла интересно, в основном, во время кровавых боевых сцен — благо те выглядят весьма зрелищными.

Каждый эпизод с участием Геральта — отдельное приключение ведьмака, который бродит по деревням и городам в поисках заказов на монстров. Жуткие существа заполнили мир после некоего Сопряжения сфер, а беловолосый еще в раннем детстве стал членом гильдии, занимающейся их уничтожением. Сам персонаж вместо ироничного, в чем-то даже озорного ведьмака Сапковского предстает, скорее, средневековым Бэтменом (не Суперменом, того в «Человеке из стали» Кавилл сыграл куда более эмоционально). Однако на такой образ Геральта создатели решились намеренно, переосмыслив, по-видимому, травмирующий опыт, через который тот прошел в детстве, чтобы стать ведьмаком. Смертельно опасные мутации, постоянные тренировки с нечеловеческой нагрузкой в полной изоляции от внешнего мира — да как вообще мог книжный Геральт после такого сохранить хоть толику веселья? Персонажи постоянно пытаются вызнать у Белого Волка, испытывает ли он человеческие эмоции, а тот бродит по миру с суровой миной и грузом Предназначения на плечах, и редкие саркастичные высказывания в его устах выглядят довольно нелепо. За юмор в «Ведьмаке» призван отвечать бард Лютик (Джои Бэти), друг Геральта, также выступающий посредником между сюжетом и зрителями. И то, и другое он осуществляет не к месту сказанными фразами вроде «второй акт начинается» — сверх того персонаж, вроде бы жизненно необходимый в качестве харизматичного компаньона мрачному ведьмаку, ничего не делает. Только втянет его, может, в пару важных для развития действия передряг и сразу отойдет на второй план.

Много экранного времени в «Ведьмаке» уделено предыстории Йеннифер из Венгерберга, которая из деревенской простушки-горбуньи превращается в роковую и манипулятивную ведьму, устраивающую магические оргии и очаровывающую высокопоставленных мужчин для своих целей. Учитывая, что создатели обещают в дальнейшем рассказать историю «сломанной семьи» из Геральта, Йеннифер и Цири, этот способ раскрытия героини как раз выглядит весьма оправданным — при том, что у Сапковского прошлое ведьмы раскрывалось не так подробно. А вот Цири, также получившая немало времени в кадре, тратит его на одни только скитания в поисках ведьмака, иногда перебиваемые выплесками таинственной магической энергии.

Немало критики со стороны русскоязычной публики вызвало появление в «Ведьмаке» чернокожих актеров. Те исполняют роли совсем уж второстепенных персонажей и на экране мелькают недолго, однако шоураннерку Лорен Хиссрич уже обвинили в нарушении канонов «славянского фэнтези», в котором темнокожие если и могут присутствовать, то как заморские гости или рабы — при том, что и сам Сапковский до выхода сериала заявлял, что приписываемое его миру «славянство» — это миф, а свои книги он писал по «мировым канонам». Если что и придало «Ведьмаку» дух Восточной Европы, так это серия видеоигр от польской студии CD Projekt RED, внесшей немалый вклад в популярность творчества Сапковского. Представители студии в 2015-м даже попали под критику из-за отсутствия в игре темнокожих персонажей, и аргументом в их защиту как раз было то, что они создавали фэнтезийную версию средневековой Польши. Однако Хиссрич неоднократно указывала на то, что сериал берет за основу именно творчество польского писателя — и в выдуманном, да еще и адаптированном преимущественно для западной аудитории мире «Ведьмака» темная кожа что эльфов, что чародеек, что дриад вызывает меньше всего вопросов.

Еще до премьеры сериалу пророчили конкуренцию за звание главного эпичного фэнтези с уже завершившейся «Игрой престолов». Однако в тех моментах, когда «Ведьмак» пытается изобразить масштабные сражения и штурмы городов, он проигрывает не только «Престолам», но и нефэнтезийным «Викингам». Не дает развернуться и скомканность сюжета — авторы попытались наспех рассказать события сразу двух книг, из-за чего обилие персонажей запутывает, а их мотивы и вовсе приходится додумывать самостоятельно (ярким примером тут выступают главные антагонисты нильфгаардцы, на словах ведущие завоевательную кампанию, на деле — устраивающие бессмысленный геноцид в северных землях). Из-за этой же торопливости чересчур быстро гибнут персонажи, с которыми зрителя едва познакомили — тем смешнее драматизм, с которым эти сцены обставлены.

Первый сезон «Ведьмака» скорее похож на прелюдию к тому масштабному шоу, которое обещал Netflix. В той же «Игре престолов» сложная геополитическая ситуация Вестероса разжевывалась на протяжении нескольких сезонов, причем поначалу лишь одними намеками. В «Мандалорце», с которым «Ведьмака» тоже можно сравнить из-за сходства концепции сюжета (одинокий наемник спасает ребенка с суперспособностями, каждый эпизод сериала представляет отдельное приключение), у шоураннеров была фора в виде уже всем известной благодаря громким фильмам вселенной. В распоряжении создателей «Ведьмака» оказался богатый фэнтезийный мир с уймой разнообразных персонажей и интересным главным героем. С правильным подходом и предоставленным Netflix бюджетом из этого можно было сделать и главного конкурента «Игры престолов» с геополитическими интригами и войнами, и красочно расписать трагичную историю Белого Волка, пытающегося наладить личную жизнь в мире, где в городах и замках живут монстры страшнее, чем те, что ютятся на кладбищах и болотах. Однако при той динамике, с которой зрителей знакомят с миром и героями, «Ведьмак» полностью проваливает первую задачу. В случае со второй — что ж, и ранние рассказы Сапковского оказались скорее предысторией полноценных приключений Геральта в «Крови эльфов» и «Часе Презрения». Сериал продлили еще до премьеры, но о том, как будет разворачиваться судьба главных героев, мы узнаем, скорее всего, не раньше 2021 года.

Илья Кролевский

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности