Путешествия
00:02, 24 декабря 2019

Египетская сила Чудаки, пирамиды и сплошной обман. Чего ждать от Египта российскому туристу?

Фото: Youssef Boudlal / Reuters

Россиянин Константин Колотов, который отправился в кругосветное путешествие, продолжает рассказывать «Ленте.ру» о своих приключениях. В прошлой статье речь шла о его визите в эфиопскую деревню, знакомстве с местными традициями и религиозным праздником, для которого сперва убивают, а затем разделывают быка. На этот раз Колотов отправляется в Египет и открывает для себя аферистский менталитет египтян и наглость их темперамента.

Последний день в Эфиопии не обошелся для меня без приключений. Вероятно, организм не выдержал недельного эфиопского гостеприимства, из-за которого мне пришлось есть сырую печень, селезенку и желудок быка. И это мне еще повезло, что я попал к очень культурным и понимающим эфиопам, которые не стали настаивать на том, чтобы я закусил все эти деликатесы гениталиями того же самого животного. Идею поедания его сырого мяса мне объяснили очень просто: «Чтобы был силен и здоров как бык». Мой же отказ есть гениталии, был принят одновременно и с пониманием, и с сочувствием, ведь в представлении эфиопов, не бывать мне теперь сильным быком.

Так, все эти эксперименты с едой не прошли бесследно для моего непривыкшего организма. Поэтому ночь перед вылетом в Каир я провел то в ознобе, укутываюсь во всю одежду и накрываясь двумя одеялами, то в жару и ощущениях, что я горю. Мой живот крутило так сильно, что от туалета я практически не отходил, а мой эфиопский друг Эшету то и дело предлагал поменять билет и остаться еще на один день. Но я-то помнил, что где-то там на тарелке до сих пор лежат недоеденные потроха быка, которого братья Эшету так хладнокровно разделали накануне. Так что, несмотря на свое состояние, я все же решил лететь в Египет — последнюю африканскую страну в моем кругосветном путешествии.

Не чудо света

Каир оказался очень красивым городом и, главное, достаточно цивилизованным по сравнению с другими местами в Африке, где я бывал за эти десять месяцев: там круглое принято нести, а квадратное катить. Первое, с чем я познакомился в Египте, был аэропорт — эскалаторы, большие светлые залы, реклама туалетной воды и конвейерная лента, по которой едет багаж пассажиров. Так, багаж катился, катился, но вот мой почему-то так и не выкатился. Цивилизация встретила меня тем, что потеряла его.

В сервис-центре я получил справку о потере чемодана, оставил свой телефон и отправился в отель. На следующий день я чувствовал себя гораздо лучше, но живот все еще крутило, так что мысленно я словно робот постоянно просчитывал расстояние до ближайшей уборной. Если же мой мозг не находил ничего поблизости, то на экране в голове словно возникала надпись ERROR. И ярче всего она мигала в чертовой пирамиде Хеопса, которую я решил посетить. Спуск в нее — это примерно сто метров вниз по лестнице гусиным шагом, а подъем занимал и того больше. Туалета для Фараона не предусмотрели. Какие-то вазы, золото и рабов накидали в могилу, ну, казалось бы, почему не сделать и туалет? Но нет.

В целом пирамиды Гизы не произвели на меня большого впечатления. Возможно, это из-за отравления и плохого самочувствия, но, скорее всего, из-за обманутых ожиданий. Вот как вы себе представляете египетские пирамиды? Я, например, фантазировал, что отправлюсь к ним верхом на верблюде куда-то вглубь пустыни, а вокруг меня будут песчаные барханы, жуки скарабеи и скорпионы. В общем, хоть какие-то приключения.

На деле же я ехал на рейсовом автобусе «М7» из центра города, полчаса мы постояли в пробке, после с трудом выбрались в спальные районы, где движение было уже посвободнее, и еще минут 20 ехали вдоль трехэтажных трущоб. И вдруг — бац! Пирамиды! Прямо на краю города! Последнюю жилую хижину от Сфинкса отделяли жалкие 500 метров, до гробницы фараона — еще столько же. Основной вопрос, мучивший меня: «Как люди в XXI веке, живущие преимущественно в недостроенных халупах (другого названия египетскому жилищному строительству я подобрать не могу) смогли 4,5 тысячи лет назад построить пирамиду Хеопса и другие не менее интересные сооружения?!» Сегодня, обладая современными технологиями, египтяне не способны соорудить банальные трехэтажные здания: 80 процентов домов остаются недостроенными, и люди в них так и живут. Надо признать, что за 4,5 тысячи лет египтяне либо серьезно деградировали, либо что-то здесь не сходится…

Я вышел из автобуса и направился к центральному входу. Видимо, чтобы компенсировать недостаток адреналина по дороге к пирамидам, местные придумали современные приключения — пройди через толпу гидов, торговцев, таксистов, погонщиков верблюдов и пройдох всех мастей. Завидев туриста, все они начинают на него кидаться, крича, что есть сил: «Руссо, руссо, друг, брат, сват» — все, что могут вспомнить по-русски, они выдают сразу, параллельно пытаясь навязать свои услуги. Я, закаленный Африкой путешественник, и то смутился такому напору жуликов, но, взяв себя в руки, таки прорвался через толпу.

Купив билет, я решительно направился к той самой достопримечательности — первому чуду света. Однако между нами внезапно возник очередной хитрец, представившийся гидом. Он попытался убедить меня, что к основной пирамиде со своим билетом я попасть не смогу, и все время указывал на своих верблюдов, как бы желая помочь мне решить проблему. Его возгласы меня не убедили, и я все равно продолжил двигаться в своем направлении. Дело в том, что 99 процентов работников туризма в Египте — редкостные мошенники, которые пытаются ввести путешественников в заблуждение и выманить из них лишние деньги.

Сплошные аферисты

Так, за свой визит в страну я несколько раз чуть не оказался обманутым, вот несколько примеров. Сперва какой-то знаток с табличкой «фотографировать запрещено» пытался убедить меня в том, что внутри пирамид нельзя делать снимки. Он представился кем-то вроде охранника и предлагал заплатить ему, чтобы он закрыл глаза на то, что я фотографирую. Тем не менее этот хитрец даже не спускался вниз, где, как выяснилось в итоге, можно хоть снимать, хоть рисовать картины. Так было абсолютно во всех пирамидах, которые я посетил, а их было пять.

Затем когда я взял напрокат лошадь, чтобы сделать пару фотографий на фоне пирамид, с меня снова попытались содрать денег. Несмотря на то что я заплатил за прокат 300 фунтов гиду, мальчик, которого мне предоставили в качестве сопровождающего, настойчиво требовал (именно требовал!) чаевых. Причем не какие-нибудь копейки, а именно 300 фунтов, то есть стоимость всего развлечения в целом. Я ответил ему, что заплатил бы 300 фунтов только в том случае, если бы он вез меня на себе.

Еще один чудак решил обобрать меня при посадке в междугородний автобус. Я поставил свою сумку в багажное отделение, а один из работников автобусной компании повесил на нее бирку и протянул руку за чаевыми. Когда я спросил его: «За что?», он ответил, что за сумку. Хотя наглец даже не поднимал ее, не помогал мне ее грузить, вообще ничего не делал, но денег просил. В общем, для египтян наглость — это действительно второе счастье.

Но самым необычным и диким был случай в аэропорту, когда я встречал маму. Проходя через рамку металлоискателя, я выложил на стол телефон и портативный зарядный блок. Бомжеватого вида человек в непонятной форме внезапно заявил мне, что проносить внешний аккумулятор нельзя. Но к тому времени я провел в Египте больше месяца и успел понять и прочувствовать менталитет этих людей. Я спокойно взял со стола зарядку и проследовал в лифт. Бомжеватый сотрудник аэропорта зашел в лифт за мной. «Дай денег, — глядя на меня просящими глазами, заявил он. — Хотя бы 10 фунтов».

Я выдохнул и начал шептать себе под нос, что люблю людей и что бить их нельзя. В итоге лифт приехал, и я вышел из него, оставив работника аэропорта без денег. Надо учитывать, что эти египетские пройдохи так себя ведут со всеми, и большой процент туристов, сталкиваясь с такой дерзкой ложью, провокацией, плутовством, в итоге дают деньги. В общем, в Египте нельзя верить практически никому, особенно проходимцам, которые придумывают запреты на ходу и затем просят за это заплатить. И верить в то, что пирамиды построили они, я тоже, кстати, перестал — эти бы точно не смогли!

Беспокойный Каир

Посещение пирамид Хеопса и Джосера меня не впечатлило, зато безумно поразил Каир. Он является крупнейшим городом в Африке и по оценке местного населения в городе проживают более 19 миллионов человек. Жара, пыль и шум — неизменные спутники городской жизни, а дорожное движение здесь часто замирает в пробках. Стоит ли тратить время на посещение Каира туристу? Да, безусловно! Здесь есть несколько очень интересных объектов, один из них, например, Египетский музей, где можно увидеть несравненную коллекцию ценностей. Так что выделить один-два дня на посещение египетской столицы нужно обязательно!

Описывать достопримечательности города я не буду, поскольку в интернете можно найти сотни сайтов с отзывами, путеводителями и подробными списками «Топ-5 лучших мест для туриста». Вместо этого поделюсь еще одной особенностью, присущей характеру местных жителей, а если точнее, расскажу вам о самом экстремальном виде развлечений в Каире.

Я неоднократно прыгал с парашютом, с резинкой с мостов, с тросом с промышленных зданий, я ловил зеленые волны на доске для серфинга, поднимался на семитысячники, разгонял велосипед с горы до 72 километров в час, на горных лыжах делал кульбиты и прыжки с трамплина, прыгал с высоты 13 метров в водопад, занимался бодирафтингом в бурном течении индонезийского каньона, сплавлялся на байдарках, нырял на задержке дыхания на 30-метровую глубину, да, черт возьми, я на велосипеде проехал всю Африку!

«Меня трудно чем-то удивить и уж тем более напугать!» — думал я наивно, но Каир удивил, и теперь седых волос в моей бороде стало гораздо больше. Однажды мне понадобилось доехать до торгового центра, и большую часть маршрута я проделал на метро, поскольку в первый же день увидел, что египтяне ездят как умалишенные: никаких правил, плевать на разметки, почти нет светофоров. При этом они летят с такой скоростью, будто «Десять казней египетских» (описанные в Пятикнижии бедствия, постигшие египтян за отказ фараона освободить порабощенных сынов Израилевых) разом обрушились на Каир, и все спасаются от них.

Так, я проехал на метро несколько станций, но конечная все же оказалась слишком далеко от моего пункта назначения. Я решил взять Uber. Открыв приложение, я обнаружил, что, помимо привычного всем седана, можно выбрать мотоцикл. Это показалось мне необычным и очень удобным. Ведь в Каире постоянные пробки, и на машине я бы ехал намного дольше. Тем более, что до нужного мне торгового центра всего пять километров! Ничего страшного точно не произойдет.

Uber показал, что ближайший мотоцикл от меня в трех минутах, и карта это подтверждала. «Какое же гениальное изобретение человечества — Uber», — подумал я. И снова ошибся. Я ждал мотоцикл 35 минут! При этом наблюдая на своем телефоне удивительные пируэты, которые выделывал мой водитель. Он то ехал в противоположную от меня сторону, то возвращался и вновь ехал в другом направлении, потом вправо, затем влево. Я было хотел отменить поездку, но в какой-то момент словил уже спортивный интерес: «А доедет он вообще или нет?» У меня было такое ощущение, что маячок не на мотоцикле, а на какой-то напуганной бродячей собаке, которая мечется по улицам города, спасаясь от машин.

В добрый путь

Однако через 35 минут меня приветствовала не собака, а вымотанный и несчастливый египтянин. Последний раз в моей голове пронеслось сомнение: «Может не стоит?», но я отогнал его от себя и запрыгнул на байк. C этого момента вся моя жизнь разделилась на до и после. Мы тронулись и уже через минуту оказались в потоке машин. Четыре ряда автомобилей в одну сторону, четыре — в другую. Мы же разрезали поток транспортных средств по диагонали и уходили то в крайний левый ряд, то в крайний правый. Так делал не только мой водитель, так делали все мотоциклисты.

Поток временами разгонялся, а временами вставал в пробку. Садясь на мотоцикл, я сразу спросил, нужен ли мне шлем, ведь самый важный орган в нашем организме — это мозг. Так, во всяком случае, считает сам мозг. Водитель удивленно посмотрел на меня, махнув рукой. Тогда я подумал, что этот знак значит «нет, это не обязательно», но сейчас я понимаю, что он махнул рукой, как бы говоря: «Шлем? Это для трусов и слабаков из скайдайвинг и бейсджампинг!»

Второе, что беспокоило меня, — это отсутствие зеркал заднего вида на мотоцикле, но помня первый ответ про шлем, я предположил, что мой водитель и зеркала заднего вида считает читерским приспособлением для трусов. Так из крайнего левого ряда мы делали резкие повороты вправо, однозначно даже не представляя, а не летят ли там справа другая машина или мотоцикл. Плевать. Туда, сюда, вперед, назад. Каждый раз, когда водитель на скорости входил в промежуток между двумя машинами, у меня перед глазами начинала пролетать вся жизнь. Каждую минуту, нет, каждые 15 секунд возникали ситуации, когда я прощался с жизнью!

«Ну чего там эти 5 километров, проедем быстро», — подумал я, садясь на мотоцикл. Но либо Google Maps в Каире бесполезная ерунда, либо водители не умеют им пользоваться. Никакого толка от карты не было. Мы ехали то в одну сторону, то в другую, водитель останавливался и спрашивал дорогу у прохожих, других водителей, полицейских. Когда ему говорили, что надо ехать в противоположную сторону, его это не смущало, он просто разворачивался и ехал, сколько нужно, против общего потока.

В какой-то момент я решил, что если буду анализировать наши действия и прогнозировать исход, то сойду с ума, и просто отпустил ситуацию. Вот это форма настоящей медитации. Сперва эта поездка дала мне понимание, что все эти экстремальные виды спорта — это детский уровень для слабаков. А следом я открыл для себя, что все йоги, стремящиеся познать дзен и остановить внутренний диалог, тоже слабаки и идут не тем путем. Вместо того чтобы десятилетиями сидеть в позе лотоса и созерцать точку на стене, можно просто 40 минут поездить на мотоцикле по Каиру. И внутренний диалог либо остановится сам, либо вы сойдете с ума. В любом случае результат будет достигнут.

40 минут я находился в этом состоянии. 40 минут, сотни новых седых волос — я поднялся на новый уровень преодоления страхов! Но вот он, заветный торговый центр! Мы остановились. Водитель уже стал мне братом, отцом, сыном и святым духом в одном лице. Я обнял его, поблагодарил за то, что он подарил мне новую жизнь, вместо 30 фунтов дал ему 100 и на трясущихся ногах, но счастливый и «познавший дзен», ушел в пустоту торгового комплекса. Ничего из мира потребления мне больше не было нужно, я уже и не знал, и не помнил, зачем туда приехал. Вероятно, в этом случае путь и был целью! Моя поездка длилась всего 40 минут, а водитель проводит в таком ритме каждый свой день. Так я обрел гуру! «Никто тебе не друг, никто не враг, но каждый учитель». На этом я попрощался с Африкой, которая полностью изменила мою жизнь.

Впереди меня ждут другие континенты и страны, другие люди, менталитет, культурные ценности и традиции. Я отправляюсь на бедуинский полуостров Синай, где мы познакомимся с бедуинами, фридайвингом, пытками на правило и многим другим.

Поддержать Константина Колотова в его путешествии можно по ссылке.

Константин Колотов

< Назад в рубрику