Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

«Не думайте, что за больными может ухаживать всякий» О миссии нижегородской Патронажной службы «Открытая дверь»

Фото: «Открытая дверь»

Уход за тяжелобольными только на первый взгляд кажется частной проблемой, касающейся конкретного человека или семьи. От ее решения зависит благополучие не только людей, оказавшихся в трудных жизненных условиях, но и развитие общества в целом. О том, как малый бизнес занимает все более уверенное место в системе патронажной помощи и как успешно взаимодействует с государством и обществом на примере нижегородской Патронажной службы «Открытая дверь», — в материале «Ленты.ру».

Каждый седьмой

Сегодня в нашей стране в услугах профессиональных сиделок нуждаются по самым скромным подсчетам 8-9 миллионов человек. Таким образом проблема патронажной помощи непосредственно касается примерно 20 миллионов россиян или каждого седьмого нашего соотечественника.

Потребность в сиделках будет год от года стремительно расти во всем мире. Под данным mordorintelligence.com рост этого рынка составит грандиозные 9 процентов в год. И это совсем не удивительно, так как медицинские технологии постоянно совершенствуются, и люди справляются с ранее считавшимися неизлечимыми болезнями, пусть и не совсем без последствий.

Поэтому проблема ухода за тяжелобольными людьми приобретает общенациональное звучание, прежде всего еще и потому, что здоровые члены семьи вынуждены в наши дни усиленно работать, не имея возможности проводить достаточное время с заболевшими близкими. Но в современном обществе этот вопрос находит решение — симбиоз страховой медицины, благотворительных и религиозных организаций, волонтерского движения и малого бизнеса совместными усилиями сможет эффективно решить проблему ухода за тяжелобольными людьми.

И подобная работа уже вполне успешно началась в России. Насколько она экономически важна, говорят исследования национальной программы медицинского страхования США Medicare, из которых следует, что экономический эффект от распространения системы патронажной помощи составляет приблизительно 2,1 миллиарда долларов в этой стране.

Почему не обойтись в этой работе без малого бизнеса? Только потому, что людям, ухаживающим за заболевшими людьми, престарелыми и инвалидами надо платить достойные деньги. А это в современных реалиях может обеспечить только бизнес. Ведь несмотря на то, что волонтеры очень помогают ухаживать за тяжелобольными — но никто не вправе рассчитывать на их постоянную поддержку. И прежде всего, даже не по сугубо финансовым соображениям, а по резонам профессионализма.

«Не думайте, что за больными может ухаживать всякий: это дело трудное, требующее и навыка, и умения, и знаний, и любви к делу и людям, и особого склада характера. Поэтому если вы сами не обладаете этими качествами, то лучше поручите это дело другим», — писала основоположница современного взгляда на систему патронажной помощи британская сестра милосердия, общественная деятельница и ученый Флоренс Найтингейл.

Ее фундаментальные работы «Заметки о факторах, влияющих на здоровье, эффективность и управление госпиталями британской армии» и «Как нужно ухаживать за больными» полностью поменяли отношение общества к патронажной деятельности — до этого профессия медсестры или сиделки в Англии пользовалась дурной славой. Но самый главный вывод из ее работ и всей деятельности — сиделки должны быть профессиональными и получать за свой труд достойные деньги.

Кризис и простые решения

Светлана Миртова из Нижнего Новгорода, основательница Патронажной службы «Открытая дверь», стала заниматься этим крайне важным делом только в 45 лет. У Светланы два высших образования — педагогическое и управленческое. За плечами — работа учителем биологии, завучем в школе, менеджером кадрового агентства по подбору персонала. Потом Светлана Миртова стала работать заместителем директора филиала страховой компании, где она управляла большой агентской сетью, которую сама же и создавала «с нуля». Все было отлично, пока не случился очередной кризис, и компания была вынуждена закрыться.

«На тот момент мне было 45 лет. Это такой возраст, когда ты, полная сил и энтузиазма, остаешься без работы, а все остальные почему-то начинают считать тебя женщиной преклонных лет, — вспоминает Светлана Миртова. — И все! Больше не важно, что ты когда-то что-то умела. Я за полтора года попробовала работать на новых должностях, в том в числе, в одном стартапе у совершенно молодых людей. Но все как-то не подошло. Нет, на самом деле я не пожалела ни разу. Многое из того, что я у стартаповцев увидела, мне пригодилось позже. Ничего в этой жизни зря не происходит».

Светлана долго искала, чем заняться. «У меня у самой пожилые родители: папа, мама — больные достаточно, да и свекр со свекровью. В общем, у меня в семье пятеро таких пожилых людей, — говорит Светлана. — При этом мне очень важно было найти что-то масштабное — несмотря на свои 45 лет, я амбициозный человек. И тут у нас в семье случился инсульт у близкого мне человека. Я увидела, каково это — ухаживать за людьми в больницах. И у меня сразу как-то сложился пазл — я решила организовать патронажную службу».

Светлана достаточно быстро поняла, что сиделки в патронажной службе — это те же агенты, работники на процентах, без оклада, с которыми она уже раньше имела дело. «И у меня все сложилось. Сиделок должно быть много, — рассказывает о своем «моменте просветления» Светлана. — Они должны быть обучены. Они должны быть свободными. И ты ими управляешь так же, как агентами. Только разница с агентами в том, что там ты управляешь их продажами. А с сиделками ты управляешь набором их действий, правильным поведением. Все это потом конвертируется в деньги».

Первые 7-8 месяцев Светлана работала одна — сама нанимала сиделок и искала клиентов. «Потом как-то так случилось, что я стала работала без выходных, без суббот, без воскресений, без вечеров, вообще, — без всего, — вспоминает свои первые шаги на новом поприще Светлана. — Обратилась в Центр инноваций социальной сферы и говорю: мне нужна консультация — я не знаю, что делать. Они наняли консультантов и говорят: слушайте, вы со своей занятостью «зациклились» — вам уже пора нанимать персонал. Когда внутри варишься, то не понимаешь таких простых решений».

Порой простые решения действительно лежат рядом — стоить просто протянуть руку. Так и случилось с Бизнес-Навигатором МСП, разработанным в Корпорации МСП. «Вообще я очень благодарна Корпорации МСП. То, что люди обо мне знают — это целиком их заслуга, — делится секретами своего продвижения Светлана Миртова. — Обо мне пишут статьи, снимают ролики для телевидения. И все бесплатно! В общем, за мое личное продвижение — большой и низкий поклон».

Активно пользуется Миртова и образовательными программами, которые можно найти на портале Бизнес-Навигатора МСП в разделе «Жизненные ситуации». «Там есть и видео, они и рассылку делают. Я, вообще говоря, большой фанат обучения, если что стоящее — обязательно хожу. Это всегда полезно. А полезного там много и по организации дела, и по льготам для малого бизнеса».

Учиться и учиться азам

Первое, что надо организовать для успешного и эффективного патронажного дела — это достаточное количество надежных. грамотных сиделок. «Из десяти кандидатов, из десяти собеседований в сиделки берется одна, — говорит Светлана. — У нас сейчас обслуживается 120 клиентов, работают 300 сиделок. Мы постоянно растем. Поэтому каждому клиенту нужно минимум две-три сиделки. На тот случай, если у одной выходной, отпуск или больничный. Организация этой стороны дела отнимает массу сил, энергии и очень-очень много времени».

По словам Миртовой, вначале необходимо познакомиться с подопечным — выяснить характер, необходимую помощь, посмотреть на культурные особенности семьи. И, исходя из собранной информации, — подобрать сиделку. Не каждая может справиться с определенным заболеванием или тяжелым весом больного. Учитывать приходится многое.

«Но сказать, что у нас прямо такой суровый кастинг я не могу, — рассказывает Светлана. — Потому что сиделок, в принципе, на российском рынке недостаточно. И сил нашей службы едва хватает, чтобы покрыть запросы. Поэтому особого кастинга мы не проводим. Но то, что мы действительно стараемся подбирать сиделку под человека — это непреложный закон». Очень много времени уходит на коррекцию работы сиделки, на ее привыкание к обстоятельствам данной конкретной семьи. Так пошагово обеспечивается работа и обслуживание больных и пожилых людей Патронажной службой «Открытая дверь».

«Большая трудность в нашей работе заключается в том, что у патронажного дела в нашей стране до конца не сформировано законодательство, нет готовой технологии, да и культура обслуживания оставляет желать лучшего. Чаще всего сиделки — это женщины предпенсионного и пенсионного возраста, то есть 55-60 лет. Многие СМС по телефону не могут отправить — учить их сложно, — делится трудностями своей работы Светлана Миртова. — Я именем революции заставляю всех учиться, считаю, что каждый должен быть профессионалом своего дела. Клиент вправе надеяться на это».

Флоренс Найтингейл

Флоренс Найтингейл

Следующая важная проблема — профессиональное выгорание. «Сиделки после нескольких лет работы не понимают, что произошла деформация, и не хотят работать над этим — не видят в этом проблемы. Но мы же не можем этого не замечать», — уверена Светлана.

«Есть и еще одна большая проблема, — говорит Светлана. — У нас в городе порядка 20 тысяч людей первой группы инвалидности. Они, в принципе, все нуждаются в сиделках. Но у многих людей их нет вообще — никто им помощь не оказывает. И, конечно, наши 300 человек не могут обеспечить 20 тысяч человек, потому что нет такой армии желающих, обученных людей. И когда пациенты сталкиваются с сиделкой «по объявлению», они с большой долей вероятности встречаются с женщинами, находящимися в тяжелой жизненной ситуации — либо сильно закредитованными, либо от мужа, например, сбежали — такие в любой день могут не выйти на работу. А это все риски для пациентов. Но самое трудное — это дисциплина. Сегодня я хочу — приду. Завтра не захочу — не приду. А так с тяжелобольными людьми нельзя — они и так страдают».

«И мы воспитываем дисциплину и прививаем культуру. На это уходит много времени, — делится Светлана. — Важно научить тех, кто будет ухаживать за больными. Рынок патронажа сейчас в России только зарождается, и чтобы его нормализовать нужны совместные усилия государства, частного бизнеса, муниципалитетов, благотворителей, церкви, СМИ, — всего общества в целом, одним словом. Отрадно, что такая работа уже началась, — мы это чувствуем».

«Когда мы приходим на работу, у нас есть строгие регламент и порядок, — уверенно развивает тему Светлана Миртова. — А с патронажем вообще нигде ничего не прописано — нет регламентов. Я вам больше скажу: у врачей поликлиник нет регламентов обращения с лежачими больными на дому. Негде научиться и обращению с пациентами со старческим слабоумием. А ведь это достаточно своеобразно в уходе. Часто это может быть агрессивное, нестандартное поведение. И к таким больным должен быть другой определенный, непростой подход. Обучение уходу на дому за тяжелыми больными, людьми с деменцией должно взять на себя государство. Должны быть единые стандарты и у социальной защиты, и у социального предпринимателя».

Но лиха беда начало. В Патронажной службе «Открытая дверь» не унывают. Здесь пробуют, экспериментируют, работают с заботой, надеждой и любовью. Яркое тому подтверждение — проект «Детсад». «Это досуговые мероприятия для больных людей с деменцией. К нам приходят родственники и подопечные, — с интересом рассказывает Светлана. — Для пожилых людей с деменцией проводятся мастер-классы. Они там и рисуют, и поют. А родственники идут на психотерапию. У нас было много случаев, когда приходят пожилые люди с болезнью Альцгеймера, которые вообще не разговаривали, и они, представьте себе, начинают петь песни 40-х, 50-х годов. Это чудо. Чудо, которое делают любовь, надежда, терпение и последовательность».

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше