Эффективная кампания

Подведены итоги первого года реализации нацпроекта по поддержке малого и среднего бизнеса

Экономика

Фото: «Мой бизнес»

Исследования аналитического центра НАФИ свидетельствуют о том, что за последний год россияне стали лучше относиться к предпринимательству. Так, большинство опрошенных считает, что по сравнению с гражданами, работающими по найму, предприниматель более независим, имеет больше возможностей для самореализации и обладает высоким социальным статусом.

В Москве 11 декабря состоялся заключительный в 2019 году предпринимательский форум «Мой бизнес в Москве». Это финальное событие серии из 26 форумов, которые в 2019 году прошли по всей стране в рамках федерального проекта «Популяризация предпринимательства» в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». «Всего за время проведения предпринимательских форумов "Мой бизнес" их посетили более 50 тысяч участников от Калининградской области до Камчатки. Форум принимали у себя Светлогорск, Севастополь, Новосибирск, Кызыл, Барнаул, Улан-Удэ, Ростов-на-Дону, Владивосток и другие города, — рассказали организаторы. — Московский форум принял 15 тысяч гостей».

Бесплатный вход, 15 тысяч участников, топовые спикеры. Бизнесменам и тем, кто только собирается ими стать, рассказывали о развитии экономики и господдержке, в том числе о субсидиях. Уже состоявшиеся предприниматели и бизнес-тренеры делились с новичками секретами успеха и накопленным опытом. Известный ресторатор Аркадий Новиков информировал, как открыть успешное заведение, бизнес-тренер Ирина Хакамада рассказывала об инструментах, необходимых для построения бизнеса. «Я не натаскиваю людей на какие-то шаги, я даю инструменты. Если человек получил молоток или удочку, то он точно создаст свой бизнес, свою команду и справится со своими эмоциями», — отметила она со сцены «ВТБ Арена». Совладелец мебельной сети HOFF Михаил Кучмент объяснял, как избежать катастрофических для бизнеса ошибок. «Если вам суждено совершить ошибки, то делайте это быстро и дешево. Очень важно на раннем этапе набить шишек как можно быстрее, так как на этих ошибках происходит обучение», — говорит предприниматель.

Мероприятия, проводимые под брендом «Мой бизнес», направлены на достижение ключевых целей нацпроекта — рассказать о мерах господдержки бизнеса, организовать обмен опытом между предпринимателями, сформировать лучшие условия для создания и развития своего дела. На форуме подвели итоги информационной кампании по популяризации предпринимательства в России, рассказали об инструментах развития экономики государства, секретах успешных предпринимателей, личной эффективности и многом другом. И уже можно констатировать, что разработчик нацпроекта, а именно Минэкономразвития, в этом году со своей задачей справилось.

Что такое нацпроект МСП

Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» является развитием одноименного приоритетного проекта, реализовывавшегося с 2017 года. Паспорт документа, разработанный Министерством экономического развития, утвержден 24 декабря 2018 года, при этом фактическая его реализация стартовала 15 октября того же года. Руководит проектом министр экономического развития Максим Орешкин, куратором выступает первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов.

Нацпроект включает в себя пять подразделов — федеральных проектов: «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности», «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию», «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» и «Популяризация предпринимательства».

Всего нацпроект имеет три целевых показателя: численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей должна возрасти с 19,2 миллиона человек в 2018 году до 25 миллионов в 2024 году; доля МСП в ВВП страны должна вырасти с 22,3 процента в 2017 году до 32,5 процента в 2024 году; доля экспорта субъектов МСП в общем объеме несырьевого экспорта должна увеличиться с 8,6 процента в 2017 году до 10 процентов в 2024 году.

Всего на исполнение нацпроекта планируется направить 480,1 миллиарда рублей, в том числе 414,8 миллиарда — из федерального бюджета, 11,4 миллиарда — из бюджетов субъектов РФ, 53,9 миллиарда — из внебюджетных источников.

Зачем вкладывать миллиарды в МСП

В развитых странах, в Китае и Индии малые и средние предприятия (МСП) создают около половины ВВП и рабочих мест. В других развивающихся странах их доля в экономике составляет в среднем 33 процента. В России МСП формируют пятую часть ВВП, в них занята лишь четверть населения. Если в Китае более 50 процентов экспорта приходится на МСП, то в России — не более 9 процентов. В большинстве стран власти уже несколько десятилетий поддерживают МСП, предоставляя им госгарантии, субсидии, льготные кредиты и налоги, консультационные услуги и другие преференции. Малый и средний бизнес выступают двигателем экономики многих государств.

В России МСП чувствуют себя менее уверено. Малый и средний бизнес — это в первую очередь микробизнес (95,5 процента общего числа субъектов МСП), и на это приходится только 5-6 процентов общего объема основных средств и 6-7 процентов объема инвестиций в основной капитал в целом по стране. Сектор малого предпринимательства сосредоточен в основном в сферах торговли и предоставления услуг населению с низкой инновационной и инвестиционной активностью. Учитывая сложность процедур государственного регулирования, административное давление, высокую степень финансовой нагрузки, наблюдается высокий уровень неформальной занятости в сфере МСП. Негативное воздействие на сектор МСП оказали и кризисные явления. Рост процентных ставок и кризис ликвидности — эти и другие смежные факторы отрицательно повлияли на себестоимость продукции и рентабельность бизнеса, инвестиционные планы и финансовую устойчивость малых и средних предприятий.

С учетом социально-экономических и внешнеэкономических условий возникла необходимость определения долгосрочной системы деятельности в сфере развития МСП, которая позволила бы повысить участие МСП в экономике, а, следовательно, улучшить ее структуру, обеспечить инновационное развитие и рост занятости. Поэтому МСП стало одним из приоритетных направлений деятельности правительства в последние годы.

Национальный проект структурирован таким образом, чтобы предложить необходимые меры поддержки предпринимателю на каждом этапе жизненного цикла развития бизнеса: от появления идеи начать бизнес, далее — регистрации и помощи в получении доступного финансирования, имущественной поддержки, до реализации проектов в отдельных отраслях (туризм, сельское хозяйство) и расширения бизнеса с выходом на экспорт.

Что мешает МСП

Аудиторы Счетной палаты в 2017 году, проверяя результаты работы государственной программы поддержки малого и среднего предпринимательства, пришли, казалось бы, к парадоксальному выводу — при росте количества субъектов малого и среднего предпринимательства за 2010−2016 годы на 27,6 процента — число работников малых и средних предприятий сократилось на 20 процентов. И очень часто общественное мнение в проблемах малого бизнеса винит чиновников. Якобы коррупция, неправильно выбранные приоритеты и тому подобное.

В чем же дело? Ответ на вопрос дают социологи. Во-первых, предприниматели недостаточно информированы о существующих госпрограммах и не знают удачные примеры получения помощи. Во-вторых, они не доверяют государству и не уверены в положительном результате обращения за поддержкой. И в-третьих, бизнесмены говорят о несовершенстве существующих программ на уровне слухов и мифов, поскольку никогда не пробовали обращаться за поддержкой и конкретной информации об этом не имеют. Так, согласно соцопросам, только 33 процента предпринимателей на начало 2019 года знали что-либо о мерах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Большинство респондентов слышат о предпринимательстве только из новостей по телевидению или в интернете, или вообще не задумываются об этом. А основным сдерживающим фактором является недостаток информации и позитивных примеров предпринимательства.

Ситуация, впрочем, постепенно меняется. Благодаря мероприятиям по популяризации предпринимательства, в октябре текущего года удалось повысить уровень осведомленности среди предпринимателей о мерах поддержки до 75 процентов.

Чем помочь

Начиная с 1 января 2019 года, по всей стране начали открываться центры поддержки предпринимательства «Мой бизнес». Они работают по принципу одного окна. Это площадки по оказанию комплексных услуг, где предприниматели могут оперативно проконсультироваться по оформлению кредита, получению господдержки в рамках действующих программам. Компетентные сотрудники центров готовы бесплатно помочь в подборе помещений для бизнеса, посодействовать в вопросах лизинга оборудования и техники, продвижении продукции на экспорт, проведении патентных исследований, получении необходимых разрешений, размещении на электронных торговых площадках и во многих других насущных вопросах малого и среднего бизнеса. Начинающие предприниматели могут собрать и подать здесь все необходимые документы для открытия собственного дела.

Генеральный директор ООО «Масса», производящего электрооборудование, Сергей Моисеев отмечает: «Все административные вопросы решаем здесь, а не в процессе долгого хождения по инстанциям, как раньше. Выписки, справки, кадастровые реестры и тому подобное заказываются и получаются в одном окне, не надо мотаться в сто мест. Кроме того, мы сейчас при помощи центра «Мой бизнес» собираем необходимый комплект документов для участия в конкурсе, прорабатываем вопрос о субсидировании правительством Московской области развития нашего производства, то есть компенсирования закупки нового оборудования».

На текущий момент уже работает 60 центров «Мой бизнес», а до конца 2019 года центры откроются практически во всех субъектах Российской Федерации. По информации субъектов Российской Федерации всего с начала года и до 1 декабря 2019 года центрами было предоставлено свыше 487 тысяч услуг, проведено почти 22 тысячи мероприятий, в которых приняли участие более 247 тысяч человек. Всего к 2024 году будет функционировать не менее 100 центров (в городах с населением более 100 тысяч человек).

Online

Многие вопросы, интересующие предпринимателей, можно решить и в онлайн-режиме. Информационный портал «мойбизнес.рф» создан для того, чтобы помочь бизнесменам сориентироваться в различных мерах поддержки. На портале «Мой бизнес» можно найти информацию о мероприятиях для предпринимателей или список аккредитованных банков, которые выдают льготный кредит по ставке 8,5 процента для развития предприятия, там же можно получить информацию об услугах и мерах поддержки.

С момента создания портал посетили более 620 тысяч пользователей со всей России, а более 118 тысяч из них зарегистрировали личные кабинеты.

Какие льготы

Особая роль в реализации национального проекта отводится эксперименту по применению специального налогового режима — налога на профессиональный доход — в 4 пилотных регионах: в Москве, Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан, который запущен с 1 января 2019 года. Уже сейчас годовой показатель перевыполнен: количество самозанятых граждан по состоянию на 1 ноября 2019 года составляет 261 тысячу человек. На 2020 год показатель по количеству самозанятых определен 800 тысяч человек, а сам эксперимент будет расширен на 19 регионов.

Программ господдержки для МСП уже достаточно много. Это, к примеру, кредит по льготной ставке, не превышающей 8,5 процента годовых. Для участия в реализации этой программы кредитования субъектов малого и среднего бизнеса Минэкономразвития в июле 2019 года выбрали 90 уполномоченных банков.

Стали доступны для МСП и микрозаймы. Одним из тех, кто воспользовался такой услугой господдержки на льготных условиях, стал руководитель крымской сети кофеен Антон Абрамов. Он открыл бизнес в 2015 году, а теперь планирует продавать франшизы в регионах России. «Поначалу было непросто, но с каждым годом появлялось все больше программ для развития. Сегодня наша команда проходит курсы повышения квалификации. Нас знакомят с нововведениями в законодательстве, помогают развивать бренд, приглашая на различные выставки», — продолжает Антон Абрамов. Скоро в Красноперекопске откроется еще одна кофейня на деньги, полученные от Фонда микрофинансирования. Предоставление субъектам МСП микрозаймов по льготной ставке является одной из наиболее востребованных мер поддержки.

Вопрос — ответ

Постепенно меняется и отношение общества к самим предпринимателям и бизнесменам. Из данных исследования НАФИ следует, что отношение населения к предпринимательству можно охарактеризовать как позитивное: 78 процентов граждан указывают, что слово «предпринимательство» вызывает у них положительные или скорее положительные ассоциации, а самих предпринимателей описывают как умных и целеустремленных. Немногим меньше трети всего населения считают, что предпринимателем стать легко (32 процента), а условия для начала бизнеса благоприятные или скорее благоприятные (39 процентов). Желание стать предпринимателями в будущем также выражает около трети всех граждан (35 процентов). Их привлекает в первую очередь возможность заниматься делом, которое нравится, и получение высокого дохода. Те, кто не хочет включаться в предпринимательскую деятельность, полагают, что делать это уже слишком поздно (в силу возраста или других обременений) или опасаются неудачи.

Большинство россиян, встречавших информацию о развитии предпринимательства в СМИ, задумались о концепции собственного бизнеса (52 процента). Еще 41 процент занимается поиском дополнительной информации в интернете о предпринимательстве, открытии бизнеса и мерах господдержки, например: перешли к активным действиям и обратились в банк за кредитом для открытия бизнеса, а другие посетили центры «Мой бизнес».

Граждане также стали чаще отмечать положительные моменты, связанные с предпринимательством: в частности, с начала информационной кампании увеличилась доля считающих, что предприниматель более независим, имеет больше возможностей для самореализации, обладает высоким социальным статусом. Увеличилась доля и тех, кто полагает, что предпринимательство в России развивается, а число предпринимателей растет. Главный вывод, который можно сделать по результатам исследования — информационная кампания, нацеленная на популяризацию предпринимательства, проходит достаточно эффективно.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности