«Мир должен видеть моего 23-сантиметрового красавчика»

Почему россияне посылают интимные фото друг другу и что с этим делать

Интернет и СМИ

Фото: Jim Bourg / Reuters

Почти каждая вторая женщина (четыре из десяти) от 18 до 36 лет получала в личной переписке так называемые дикпики (от англ. dick pics) — фотографии пенисов своих собеседников, говорится в исследовании британского аналитического агентства YouGov. Феномен дикпиков пытаются разгадать многие ученые. Магистранты факультета социальных наук ВШЭ Александр Финиарель, Юлия Корешкова, Максим Ладрие и Альберто де Мигель опросили 600 человек, чтобы понять, что движет людьми, практикующими обмен интимными фотографиями, и влияют ли на это гендерные стереотипы. По просьбе «Ленты.ру» они рассказали об итогах своего исследования.

«Зеркало души»

«Говорят, глаза — зеркало души. Я не согласна. Я думаю, это твой член и то, как ты его фотографируешь», — так начинается инструктаж по оценке дикпиков в одной из серий нашумевшего летом сериала «Эйфория». Произносящая эти слова героиня предлагает обращать внимание не на размер половых органов на фото, а на другие детали: предметы в комнате, чистоту пениса и рук. Именно они, по ее мнению, предупредят получательницу непрошеного файла о том, что отправитель может быть нездоров и опасен.

Что действительно могут рассказать дикпики о человеке и обществе, решили выяснить магистранты ВШЭ. Они опросили 592 человека о гендере, ориентации и о том, как часто и с кем они обмениваются подобными изображениями, а также провели серию интервью. Среди респондентов в основном были студенты московских и питерских вузов.

Результаты оказались неожиданными. Выяснилось, что большинство женщин и мужчин (63 процента) хотя бы раз в жизни посылали интимные фото. При этом мужчинам это скорее нравится, чего не скажешь о большей части женщин.

О чем говорят цифры

На поведение оказывает влияние не только гендер, но и ориентация. Среди респондентов-мужчин больше всего интимных фотографий отправляли гомосексуалы (80 процентов) и бисексуалы (73 процента), а гетеросексуалы оказались на последнем месте (48 процентов). Среди женщин, напротив, бисексуалки присылали такие фото чаще, чем гомосексуалки (69 процентов против и 53), а гетеросексуальные респондентки оказались посередине (57 процентов).

Однако эта статистика может быть искажена: опрос затрагивает табуированную тему, о которой многим говорить неловко. Респонденты могли избегать прохождения опроса или лукавить, если чувствовали себя некомфортно. Могла повлиять и их ориентация: у гомо- и гетеросексуалов сложилась разная культура обмена интимными снимками.

К тому же поведение молодых людей с высшим образованием, живущих в больших городах, нельзя назвать идентичным поведению среднестатистического жителя российского региона: они обычно чаще пользуются приложениями для знакомств, чаще ищут одноразовый секс, проще относятся к интимным фотографиям, но в то же время в большинстве соглашаются, что непрошеные интимные фото — это не то, с чего стоит начинать разговор.

Искажение статистики подтверждается разницей в ответах на проверочные вопросы. В частности, оказалось, что респонденты получали интимные фотографии без спроса чаще, чем отправляли. Но искажения так или иначе присутствуют в любом исследовании, главное — уметь их отследить и ограничить свои выводы в соответствии с этими искажениями. Например, нельзя точно сказать, что мужчины и женщины обмениваются интимными изображениями одинаково часто — для этого утверждения слишком специфическая выборка.

Тем не менее во многих выводах можно быть уверенными. Например, в том, что женщины чаще, чем мужчины, получают интимные фото, не прося о них, но нередко и сами их отправляют. В то же время среди гомосексуальных мужчин практика отправки дикпиков очень распространена, а среди гомосексуальных женщин — нет.

«Понять, не собираешься ли ты убить»

Норвежская исследовательница Аманда Карлссон считает, что дикпики несут несколько посылов: это флирт, предложение секса, шутка и оскорбление. И то, как люди интерпретируют отправляемый или получаемый дикпик, зависит от степени их близости. Друзьям его чаще посылают в шутку, любимым — для флирта, незнакомцам или коллегам — чтобы оскорбить и даже запугать.

Однако, по нашим данным, фото полового органа может служить предложением секса в общении как с близкими, так и с незнакомыми людьми. 30-летний гей Сергей рассказал, что он может послать дикпик даже в первом сообщении, если человек интересен ему для секса, но ему при этом не страшно потерять перспективу общения с ним.

«Среди геев совершенно нормально обмениваться интимом. Я, наверное, даже не знаю людей, которые бы этого ни разу в жизни не делали. Тебе спокойно могут хоть первым сообщением прислать фото члена, задницы, торса. Иногда лица бывает сложнее допроситься, потому что если это просто хукап (от англ. hook up, «перепихон» — прим. «Ленты.ру»), то многим оно, в общем-то, и неважно. Все в первую очередь выясняют параметры — рост, вес, длину члена и сексуальные предпочтения. Дикпик в приложениях для гей-знакомств — это как рукопожатие», — утверждает 23-летний гей Алексей.

Любопытно, что некоторые считают пенис социальным органом. «Мальчики постоянно видят пенисы других мальчиков в бане, в раздевалке и так далее. Мальчики ими меряются, ими гордятся, их обсуждают», — рассказывает собеседник The Village, отправляющий женщинам непрошеные дикпики.

Вульва или вагина таких коннотаций не имеют. «Я не думаю, что женские гениталии выглядят так же угрожающе, как мужские. Дикпик как концепт мне кажется больше об унижении, тогда как женские гениталии — это часть феминистского дискурса, символ женской ценности», — поясняет одна из респонденток в исследовании Карлссон.

25-летняя лесбиянка Екатерина подтверждает теорию российских исследователей о другом подходе к интимным фото у женщин в отличие от мужчин. «Я просто чувствовала себя красивой и сделала фотографию своего плеча так, что было видно грудь. Мне захотелось поделиться этим чувством с любимой женщиной, и я отправила ей фотографию», — делится она.

У мужчин и женщин действительно очень разные стили общения. Мужчины в силу мужской гендерной социализации стремятся быть безэмоциональными и отстраненными, тогда как женщины, наоборот, обычно выполняют в отношениях эмоциональную работу. Интересный социальный опыт после совершения трансгендерного перехода описывает Натали Винн, ведущая YouTube-канал о философии и гендере: «Еще одно преимущество того, что я стала женщиной, состоит в том, что я интегрировалась в женские сообщества и обнаружила, что они предоставляют нечто вроде взаимной поддержки в виде открытого выражения привязанности, которого нет в мужских сообществах».

Это, продолжает она, влияет и на то, как мужчины и женщины ведут себя при поиске партнера: «Когда ты мужчина, твоя стратегия — это отослать как можно больше сообщений разным женщинам, потому что женщины получают много сообщений, и тебе нужно быть просто меньшим страшилой, чем другие мальчики. Когда же ты женщина, ты можешь просто валяться на своем шезлонге и получать запросы. Но для нас, женщин, основной смысл общения в этих приложениях состоит в том, чтобы понять, не собираешься ли ты нас убить».

Так что даже если женщина хочет просто заняться сексом с мужчиной, она постарается для начала какое-то время с ним пообщаться. Мужчины же не сталкиваются с угрозой убийства и изнасилования со стороны женщин и поэтому часто переходят к тому, что их интересует, в том числе посылая для этого дикпики.

При этом они ожидают, что собеседница будет ломаться, чтобы узнать ее ближе. Поэтому они могут растеряться, когда этого не происходит и женщина оказывается сразу согласна на секс. 25-летняя бисексуалка Елизавета рассказывает: «У меня несколько раз было так, что парни сразу писали: "Секс?". Ну я и отвечала им: "Давай". Но они после этого как-то сразу пропадали и не знали, что ответить. Когда же я начинала растягивать разговор, все проходило нормально».

То же самое отмечали и некоторые респонденты-геи. То есть желания у всех совпадали, но из-за разных и противоречивых ожиданий от того, как будет проходить диалог, достичь общей цели не удавалось, и эта разница возникала именно из-за гендера респондентов.

«Мир просто должен видеть»

Интимные фото не всегда несут что-то конкретное. Часто это способ почувствовать собственную привлекательность и поделиться ею с другими. 24-летняя гетеросексуалка Юлия признается, что использует эротические фотографии и как игру, и как шутку, и как саморепрезентацию. «Если мне кажется, что я сексуально выгляжу и у меня такое настроение, то я это делаю, и я не буду ждать подобных фоток в ответ. Мне, скорее, хочется себя показать, типа какая я классная. И хочется, конечно же, нравиться человеку. Бывает, что я жду, пока он мне позвонит, потому что мы договорились. А я в ванной такая горячая. И делаю кучу фотографий, чтобы злостно отправить ему и потом не отвечать. А иногда я просто удачно фоткаюсь, например в каком-нибудь клевом нижнем белье, и даже посылаю своим подругам», — говорит она.

Мужчины не привыкли воспринимать свое тело как сексуальный объект, поэтому они проще относятся к тому, чтобы показывать свой член. Для них он может быть как предметом фрустрации, так и гордости — чем-то, что стоит продемонстрировать. Считается, что большой член репрезентует силу, власть, доминирование владельца. Неслучайно один из респондентов анонимно признался, что отправляет дикпики, потому что «мир просто должен видеть этого 23-сантиметрового красавчика».

В отправке интимных фотографий собеседникам нет ничего плохого, но только, когда они уместны: когда уже устоялись какие-то отношения и взаимные сексуальные ожидания. Женщины, которые получают непрошенные дикпики или требования «прислать сиськи», чувствуют себя оскорбленными или униженными. Для них интимные части тела относятся к сфере приватного. Поэтому и порноместь чаще используется против них, ведь общество склонно осуждать женщин, а не мужчин.

*** С 25 ноября по 10 декабря по всему миру проводится ежегодная акция «16 дней против гендерного насилия». В рамках акции онлайн-кампания «Видимо-невидимо» запустила флешмоб #гендерныйчеллендж, в котором люди рассказывают о влиянии гендерных стереотипов на их жизнь. Акция призвана обратить внимание на влияние гендерных стереотипов на самовосприятие и отношения людей.

Александр Финиарель

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности